Події

В Черновцах от голодного истощения умерла 20-летняя роженица, которую братья и сестры по вере «лечили» постом

14:31 — 22 жовтня 2010 eye 1752

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в Черновицкой области сектанты беспрерывными постами довели 20-летнюю роженицу, мать полуторамесячного ребенка, до полного истощения. Когда молодая женщина, напоминающая узников концлагерей, попала в реанимацию, помочь ей было уже невозможно…

«Я видел таких людей после войны, в 1947 году, во время голода»

20-летнюю Корину Черешневскую из села Котелево Новоселицкого района родственники привезли в реанимацию Черновицкой областной больницы фактически умирать.

- Я был в отъезде, поэтому не знаю, кто именно привез пациентку, — рассказывает заведующий реанимационным отделением Аурел Руснак.  — Однако в журнале записано, что ее доставили к нам без направления. Молодая женщина была в очень тяжелом состоянии, вызванным отсутствием нормального питания. Она весила около 40 килограммов и была опухшая. Смотришь со стороны — вроде бы человек полный, на самом же деле это отеки. Белки, как известно, удерживают в организме жидкость, а при их отсутствии из-за голодания жидкость наполняет ткани. Мы сразу поставили диагноз: алиментарная дистрофия. Я видел таких людей после войны, в 1947 году, во время голода.

Пытался расспросить пациентку, почему она не питалась, но Корина могла лишь открыть рот или повернуть голову… В реанимацию вход воспрещен, тем не менее я сделал исключение для ее родственников. Меня поразило то, что женщине, умиравшей с голоду, они приносили… воду. Я работаю реаниматологом уже 41 год, но такого еще не видел. Подошел к этим людям и говорю: «Вы бы ей бульона принесли, супа, мяса». «Не учите нас, что делать», — ответили они сердито. Тогда я приказал им немедленно покинуть реанимацию.

На следующий день нашлась родственница пациентки, студентка 4-го курса, которая стала кормить ее нормальной едой. И больная начала есть, чувствовалось, что у нее появилось желание жить. Но, к сожалению, было уже поздно, в организме произошли необратимые изменения, и на пятый день молодая женщина умерла.

К нам приходил ее дедушка. Он рассказал, что отец пациентки, то есть его родной сын, состоит в религиозной секте, куда втянул и своих детей. В секту посторонних не пускают. Корина родила за полтора месяца до своей смерти. На учете во время беременности она не состояла, роды проходили дома. Ее муж — 18-летний юноша из этой же секты, официально они не были расписаны. Я видел новорожденную девочку, когда родственники приносили ее к маме. Спросил их, чем малышку кормят. «Коровьим молоком», — ответили. «Разводите молоко?» — интересуюсь. «Нет», — говорят. Хотя ферменты у младенца еще не развиты, они не могут расщеплять неразведенное коровье молоко, которое сильно отличается по составу от материнского.

Такое впечатление, что после родов Корина нормально не ела. Чтобы дойти до такого истощения, надо было около месяца очень сильно ограничивать себя в питании. А еще меня шокировало, что это не первая смерть роженицы в этой семье. Когда мы вызвали к пациентке областного акушера-гинеколога, та, услышав фамилию Черешневская, вспомнила, что три с половиной года назад в ее отделении после родов умерла 38-летняя мать Корины. Ее организм не выдержал родовой нагрузки…

Однако это еще не все. На седьмой день после смерти Корины ко мне в кабинет несмело постучал какой-то мужчина, как я понял, из сектантов. «Слушайте, — сказал, — какие нужны справки? Мы хотим забрать тело… » «Как, через неделю вы все еще не забрали тело?! — возмутился я.  — Да вы же грешите перед Богом. Как так можно?» Он в ответ что-то промямлил и ушел. Насколько мне известно, и тело забирали, и похороны устраивали другие родственники умершей…

В религиозную секту, в которой состояла 20-летняя Корина Черешневская, чужим доступа нет. Единственные люди, которые были хоть немного в курсе недолгой жизни девушки, это дедушка и бабушка, проживающие в селе Маршинцы Новоселицкого района.

 — Наш старший сын Юра (сейчас ему 47 лет) вступил в секту около двадцати лет назад, — рассказывает бабушка Корины Елена Гавриловна Черешневская.  — И жену Алену туда втянул. Такая хорошая невестка была! Сначала все вроде было нормально. Мы часто общались, ездили к ним в гости в Котелево. Но со временем Юра начал меняться в худшую сторону, становился все более замкнутым и агрессивным. Однажды прямо при мне жестоко избил сына, который не присмотрел за коровой и та зашла в огород. Ребенок кричал от боли не своим голосом, мы с Аленой умоляли сжалиться над ним, но Юра не обращал на нас внимания. В конце концов невестка не выдержала и вышла из секты. У них там так принято: муж — царь, а жена — его рабыня. И отношение соответствующее: Юра запросто мог плюнуть на Алену прямо при детях. Она, бедная, думала, что, если уйдет из секты, станет лучше. А стало еще хуже, муж начал ее бить. Однажды невестка из-за этого перебралась жить к нам. Рассказала, что в секту входит семь семей. У их духовного наставника (некоего Александра Лисака) две жены — вторая неофициальная. Нажил с обеими 14 детей, построил в селе двухэтажный дом. Все верующие работают на Лисака, а он решает, какое кому дать вознаграждение…

Юра приехал к нам, обещал исправиться, и Алена вернулась, но… О том, что там происходило, мы лишь догадывались, невестка не хотела жаловаться, много чего скрывала. Она постоянно ходила беременной и родила одиннадцать детей. Пользоваться контрацептивами и делать аборты запрещала вера. После шестого ребенка врачи предупредили, что рожать больше нежелательно, а после десятого — категорически это запретили. Алена неоднократно говорила об этом Юре, но тот отвечал: «Женщина должна рожать, а если и умрет, то пусть это будет при родах». То есть у них это считается за честь. После десятого ребенка невестка тайно от Юры сделала в Черновцах специальную операцию, но вскоре все равно забеременела. Три с половиной года назад, на следующий день после родов, она умерла в больнице. А Юре хоть бы что. «Это ее Бог наказал за то, что отступилась от нашей веры», — говорил он. И даже позволял себе делать детям замечания: «Не будете послушными, вас черви съедят, как маму… ».

«Для сопровождения тела из Черновцов в родное село, а затем на кладбище выделили наряд милиции»

 — После смерти Алены наши отношения с Юрой лишь ухудшились, — продолжает Елена Гавриловна.  — Он почему-то решил, что это мы подговорили жену уйти из секты. Как-то пошла навестить внуков, так сын просто выгнал меня из дома. И мужа, отца своего, не пускал. Дети растут там, как оторванные от мира. Увидят незнакомого — прячутся по углам, будто дикие зверьки. Телевизора у них нет, в школу не ходят. Их там учат чему-то в секте. Юра отказался брать на детей государственную помощь. И от нас ничего не принимает. Понесли как-то детям гостинцы, так он все назад привез.

Корина была старшей дочерью в семье и после смерти матери стала в доме хозяйкой. Готовила для всех еду, стирала, перешивала одежду из маминых платьев.

Как-то сказала, когда нас еще туда пускали, что никогда не выйдет замуж. Видела ведь, как матери было трудно. Но кто ее слушал? Корину выдали за 17-летнего юношу из их секты. Мы узнали об этом от чужих людей, как и о том, что Корина родила. Это произошло дома. А какие там условия? Мы думаем, что после родов у Корины началась инфекция или возникло какое-то осложнение, а ее начали лечить постом. Хотя пищи там достаточно — Юра держит корову, овец, гусей…

Юрий Черешневский (в центре) со своими детьми. Вторая слева — Корина.

О том, что внучка попала в больницу, мы узнали случайно. Водитель «скорой» подошел к нашему младшему сыну и сообщил: «В реанимации лежит молодая женщина из Котелева, Корина Черешневская. Это не твоя родня?» Я побежала в больницу и увидела сидевшего возле кровати Юру. Подошла ближе и не узнала внучку, так плохо она выглядела. «Кто это, неужели Корина?» — спросила. «Корина», — ответил Юра и сразу вышел.

«Что произошло, Кориночка? Почему ты не ела?» — обратилась я к внучке. «Аппетита не было», — еле слышно ответила она.  — «Ну, ничего, ты в больнице, здесь помогут. Приедешь к нам, когда вылечишься?» «А для чего?» — спросила внучка. Она знала, что все равно ее не пустят… Потом моя вторая невестка присматривала за Кориной, носила ей поесть. Рассказывала, что тоже спрашивала: «Почему ты не ела? Потому что не могла или потому, что нечего было?» «И не могла, и нечего было», — ответила она… Так и умерла бедняжка. А с Юрой я не виделась, муж только.

 — Я подошел к Юре после смерти внучки и сказал: «Надо что-то делать — забирать тело, организовывать похороны», — рассказывает дедушка Корины Виктор Черешневский.  — «Я больше о живых думаю», — буркнул он в ответ и ушел. Тогда я зашел в морг, оставил свой номер телефона и попросил работников сообщить, когда отец заберет тело Корины. Иначе мы даже не попали бы на похороны. Звонил туда и сам по нескольку раз в день. «Не забрали еще», — все время отвечали мне. А на седьмой день одна из работниц не выдержала и накричала на меня: «Что вы все время звоните? Почему никто не забирает тело? Сколько можно? Вы там, наверное, все одинаковые!.. » Тогда я понял, что нужно всем заниматься самому. Сразу поехал в сельсовет Котелева за разрешением на погребение. Однако получить его оказалось не так просто, ведь есть отец умершей и ее гражданский муж, у которых первоочередное право на это. Председатель сельсовета позвонил в райцентр, оттуда связались с Черновцами и лишь после долгих консультаций мне разрешили похоронить внучку.

Для сопровождения тела из Черновцов в родное село и затем на кладбище выделили наряд милиции — власти опасались конфликта на религиозной почве. Когда Корину доставили в молитвенный дом, я еще раз пошел к Юре и сказал ему: «Тело уже в селе, есть все разрешения. Если хочешь, бери и хорони, единственная просьба: позволь и нам быть на похоронах. А если нет, мы похороним сами. Процессия начнется в одиннадцать». Боже, как он раскричался! «Кто дал тебе право везти сюда тело?! Я уже договорился и сам хотел ехать. Что ты все время вмешиваешься? Какое твое дело?!» — «Юра, что я плохого сделал? — обращаюсь к нему.  — Прошла неделя после смерти, еще три дня — и Корину похоронили бы за муниципальный счет с минимальными формальностями. Я лишь привез тело. Если хочешь — бери и хорони его сам… » «Мне нужно посоветоваться с братьями по вере», — ответил он и ушел.

Подумать только, умерла его родная дочь, а он даже похоронить ее не может, не посоветовавшись… Похороны начались в одиннадцать, и никто из секты на них так и не пришел — ни отец, ни братья с сестрами, ни другие верующие. Зашел только старший брат Корины с видеокамерой. По-деловому снял всех присутствующих и ушел. Даже не приблизился к гробу, чтобы попрощаться с сестрой. Можете представить, как на все это смотрели посторонние люди…

Почему мы поднимаем шум из-за смерти внучки? Не добиваемся наказания для Юры или его духовного лидера, не это главное. Но ведь в семье подрастают еще четыре девушки и маленькие дети. Надо не допустить, чтобы с ними поступали так же. Девушек нельзя выдавать замуж против воли, им нельзя рожать в домашних условиях. Нужно, чтобы дети нормально развивались: общались со сверстниками, ходили в школу, получали образование, а при необходимости и медицинскую помощь. Если же оставить все, как есть, произошедшее с Аленой и Кориной, не дай Бог, может повториться…

«Милиционеров и врачей сектанты во двор не пустили и даже спустили на них собаку»

В Котелеве проживает три тысячи человек. Тут действует несколько религиозных общин разных конфессий. Секта, в которой состоит семья Черешневских, возникла около двадцати пяти лет назад.

 — Туда входит пять семей, которые называют себя христианами веры евангельской, — говорит председатель сельсовета Владимир Трипадуш.  — Но их община не зарегистрирована официально и не имеет устава. В 1997 году они просто предоставили сельсовету список своих верующих. Сначала секта была более-менее открытой, лет десять назад мой предшественник заходил к их лидеру Александру Лисаку, осматривал его дом с молитвенным залом и комнатой матери и ребенка. А потом верующие стали замыкаться в себе, обособляясь от внешнего мира. Детей в школу они не отпускают, а ведут так называемую альтернативную форму обучения, от государственной помощи на детей отказались. Живут в отдельных хатах, но держатся все время вместе. Даже обрабатывать свои участки собираются группами по 6-10 человек. Идут, низко опустив головы и ни с кем не здороваясь.

Я не раз пытался пойти на контакт с ними, приходил к дому Лисака, стучался в калитку. Выглянет кто-то из детей, спрячется, и на этом контакт закончен.

Когда Корина попала в больницу, я вместе с милицией и скорой помощью пошел к дому Черешневских. Так они нас даже во двор не пустили. Знают, что неприкасаемость жилья гарантирована Конституцией, и пользуются этим. Мы объясняли, что ничего плохого не собираемся делать, нужно лишь проверить состояние новорожденной девочки. Тогда нам показали ее издалека…

 — Смерть Корины возмутила селян, — продолжает Владимир Трипадуш.  — Многие спрашивают: неужели так все и останется? А что мы можем сделать? Общественный порядок они не нарушают, а наши полномочия заканчиваются у ворот дома. Сегодня в райцентре проводили специальное совещание, решали, как быть с этой проблемой. Попытаемся опять пойти на контакт, будем убеждать, что ребенка нужно зарегистрировать, получить свидетельство о рождении. Увидим, что получится. Но пока сектанты живут в селе. Правда, находятся, будто на острове.

Дом Черешневских расположен на окраине Котелева, возле потока с бетонной кладкой. Из-за высоких жестяных ворот доносятся детские голоса. Стучу в закрытую на засов калитку, но никто не реагирует, хотя стук невозможно не услышать.

 — Это словно запретная зона, — говорит соседка, к которой я подошел.  — Туда разве что на вертолете можно попасть. Ни с кем они не общаются, детей никуда не пускают, никто в селе их не одобряет и не любит. Когда умерла Корина, я увидела кого-то из ее младших сестренок. «Вы знаете, Корина умерла в больнице», — испуганно сказала мне девочка. Неужели все и дальше так останется?..

Проверкой обстоятельств смерти молодой женщины занимается милиция.

 — Вероисповедание — личный выбор каждого человека, милиция не вправе на него влиять, — говорит заместитель начальника следственного управления Главного управления в Черновицкой области Демьян Горянский.  — Наше задание — выяснить, не было ли в отношении Корины насильственных или каких-то других действий, которые ограничивали бы ее питание. Работники сельсовета, почтальон и другие официальные лица говорят, что женщина свободно ходила по селу,  никогда не жаловалась, что ей не разрешают есть. То есть ее голодание, очевидно, связано с религиозным постом, хотя роженицам, у которых истощен организм, поститься противопоказано.

Мы отправили письмо в районный отдел по делам семьи и молодежи, чтобы они выяснили, насколько в семье Черешневских дети нормально питаются. Сотрудники райотдела милиции вместе с врачами пытались пообщаться с семьей, но их во двор не пустили и даже спустили на них собаку. Пока молодая женщина лежала в больнице, Новоселицкий РОВД принял решение отказать в возбуждении уголовного дела по факту доведения ее до истощения. Сейчас мы проводим проверку уже по факту смерти. Ожидаем акт судмедэкспертизы. Главный вопрос, на который мы должны получить ответ, остается тот же: действительно ли женщину ограничивали в питании насильственно? Пока данных, которые свидетельствовали бы об этом, нет. Проверка продолжается…