Никита Михалков, долгое время считавшийся секс-символом, и в 65 лет может претендовать на это звание
На счету Никиты Михалкова 40 актерских работ (»Я шагаю по Москве», «Дворянское гнездо», «Сибириада», «Жестокий романс»), 20 — режиссерских (»Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Утомленные солнцем», за которых в 1994 году получил «Оскар», «Сибирский цирюльник»). К тому же Никита Сергеевич является автором сценариев и документальных фильмов. Сейчас он закончил монтаж второй части «Утомленных солнцем» и готовится к съемкам очередной картины. Отмечать день рождения именитый режиссер решил без размаха, свойственного его герою Паратову из «Жестокого романса».
— Празднование дня рождения — пытка, — признался Никита Михалков на пресс-конференции незадолго до юбилея. — Честно говоря, в этом году чувствую опустошенность какую-то. Мы закончили монтаж «Цитадели» — второй части «Утомленных солнцем». Ощущение, будто что-то из тебя вынули и оно больше тебе не принадлежит. Бывает, снимаешься в картине два месяца и уже думаешь, когда это все закончится. Мы снимали 8 лет, в последний съемочный день собралась вся группа. Не признаваясь себе в том, что просто не хотели расходиться, искали какие-то недоделки, зацепки. Не хотелось, чтобы все закончилось. Это величайшее счастье. И большая редкость. Я очень горжусь, что люди, с которыми работал, не хотели расставаться. Это важно. И это навалилось на меня за неделю до дня рождения.
Непонятно, что происходит. Раньше, когда ждешь подарков, знаешь, что будут игры какие-то, праздник, поздравления — это, так сказать, «тешение» честолюбия. Со временем это превращается в определенном смысле в некую работу, ты должен никого не забыть, думать о том, где праздновать, как. Понимаешь, что так или иначе все будут искать изъяны в том, что ты делаешь. Довольно утомительная штука.
Критика, последовавшая после премьеры «Цитадели» и холодная реакция на кинофестивале в Каннах, похоже, не сильно расстроили Никиту Михалкова. Он уже готовится к работе над новой картиной — «Жизнь и смерть Александра Грибоедова».
— 36 или 37 лет я шел к этой идее, — говорит режиссер. — Потому что не мог почувствовать, как на экране можно показать то, что сумел на одиннадцати страницах передать Бунин. Если хоть на тридцать процентов мы исполним желаемое, буду считать, что я режиссер состоявшийся. Мне хватает того, что есть. Даже ничего не имея, можно быть гармоничным и естественным. Вот это ощущение счастья самой жизни Главное — не разувериться, и тогда тебе не будет скучно. Мне бывает скучно на тусовке — с бокалом вина в окружении экстрамодных и элегантных людей, с которыми не о чем говорить. Интересный человек — это тот, с которым можно молчать. Если можно помолчать, значит, есть о чем поговорить.
Родившись в семье писателя Сергея Михалкова и внучки художника Сурикова Натальи Кончаловской, будучи окружен известными и талантливыми родственниками, Никита просто не мог оставаться в тени. Получил хорошее образование, а старший брат Андрей впервые привел его на съемочную площадку, когда Никите исполнилось
14 лет. Тогда он сыграл женскую роль и страшно гордился тем, что приблизился к брату и миру кино. Но после первой серьезной роли Никиту Михалкова поразила настоящая звездная болезнь.
— От того случая я по сей день краснею, — признался Никита Сергеевич. — После того как я снялся в «Приключениях Кроша», фотограф сделал много моих снимков. Я заклеил ими всю свою комнату и был чрезвычайно горд. Как-то вошел в комнату и увидел развешанные стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Сурикова, а под ней надпись: «Стыдись. Бери пример с предков». По сей день у меня в доме нет ни одной моей фотографии.
За домом и бытом знаменитого режиссера уже 40 лет следит его супруга Татьяна. Никита Сергеевич впервые увидел ее на светской вечеринке, Татьяна Шигаева была любимой моделью Вячеслава Зайцева. Михалков влюбился. Они поженились в перерыве между съемками фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», режиссерского дебюта Никиты Сергеевича. Он сразу же попросил жену бросить работу и заняться домом. У Никиты уже был неудачный семейный опыт: женитьба на кинозвезде Анастасии Вертинской. В этом браке родился сын Михалкова Степан.
Татьяна родила Никите Сергеевичу двоих дочерей и сына. Дочки пошли по отцовским стопам, став актрисами, а вот сын — успешный ресторатор, хотя и закончил ВГИК, режиссерский факультет. Кстати, все они снялись в продолжении фильма своего звездного папы «Утомленные солнцем». Младшей Наде, как и в первом фильме, досталась главная роль. Вторую часть картины «Цитадель» обещают показать в ноябре этого года.