Україна

«Если Налоговый кодекс будет принят в существующей редакции, инвестиционный имидж Украины заметно пострадает»

18:20 — 27 жовтня 2010 eye 321

В результате усиления налогового пресса отечественные подразделения международных компаний будут вынуждены поднять цены на свою продукцию

На следующей неделе депутаты должны решить судьбу Налогового кодекса Украины. Проект этого документа уже принят в первом чтении, и, как говорят аналитики, если существующая редакция получит одобрение парламента, то в ближайшее время можно ожидать очередного роста цен на многие товары первой необходимости. Ведь новый документ предполагает усиление налогового пресса на украинские подразделения зарубежных компаний.

Дело в том, что ведущие торговые бренды, приходя в какую-либо страну, предлагают потребителям товары или услуги, отвечающие определенным стандартам, одинаковым во всем мире. Люди знают, что независимо от того, в Швейцарии, Германии, Франции или Украине они покупают детское питание, подгузники, молочные продукты, шампуни, стиральные порошки, бензин, гамбургеры или сладости определенного бренда, они все равно получают одинаковое качество, гарантированное данной торговой маркой. Собственно, чтобы обеспечить это качество, иностранные фирмы и вкладывают немалые средства в строительство новых заводов, модернизацию производства, обучение и повышение квалификации персонала, а другими словами, инвестируют деньги в украинскую экономику. Как правило, штаб-квартиры международных компаний находятся за границей, откуда они работают в пользу всех своих подразделений. Суммы на содержание головного офиса обычно отчисляются как плата за его услуги по консалтингу, маркетингу или рекламе. И эти расходы украинские подразделения всегда отнимали от прибыли и относили к своим затратам. По такой же схеме в затраты включались и роялти-платежи — отчисления за использование интеллектуальной собственности (рекламные ролики, музыка, логотип торговой марки). Теперь же Налоговый кодекс запрещает подобную форму расчетов. Компании должны будут сначала заплатить налог с прибыли, а потом отдельно производить расчеты со своими штаб-квартирами. В «Данон Украина», например, сообщили, что предприятие, скорее всего, будет вынуждено перенести эти дополнительные затраты на стоимость реализации продукции. Как следствие, можно ожидать роста розничных цен на продукты питания, производимые под международными торговыми марками, а ведь среди них продукты, формирующие потребительскую корзину.

 — Если говорить о международной практике, то это беспрецедентный случай, когда компаниям запрещено относить к затратам расходы, связанные с роялти и приобретением услуг у нерезидентов, — пояснил старший юрисконсульт юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» Иван Юрченко.  — В случае принятия Налогового кодекса в существующей редакции инвестиционный имидж Украины существенно ухудшится. Более того, бизнес будет обложен налогом по полной ставке, и у отечественных подразделений международных компаний не окажется иного выхода, как покрывать дополнительные затраты путем повышения цен на свою продукцию. В конечном счете опять пострадают потребители.