Житель села Тетеревка Житомирского района Сергей Сыч живет на берегу реки. У заядлого рыбака есть своя лодка. В воскресенье, седьмого ноября, мужчина почти весь день удил рыбу. Придя домой под вечер, рыбак обнаружил, что забыл забрать из лодки весла, однако возвращаться за ними поленился. Решил: авось никто не заберет. Позже выяснится, что именно благодаря этому обстоятельству Сергей Сыч успел спасти жизнь троим парням.
*Со своим спасителем Сергеем Сычом (второй слева) Виталий Зиновчук, Александр Пруница и Тарас Вербовский познакомились лишь на следующий день после случившегося
Я беседую с Сергеем на следующий день после случившегося. В разговоре выясняется, что мужчина до сих пор не знает, кого спасал.
— Сначала просто не было времени познакомиться, а потом и вовсе не до того стало, — объясняет мужчина. — Все так продрогли, что спешили домой греться
Предлагаю Сергею познакомиться с парнями, которых он спас накануне. Двадцатилетние Тарас Вербовский, Виталий Зиновчук и Александр Пруница уже ждут нас на берегу. Ребята по очереди подают своему спасителю руку и искренне благодарят за спасение.
- Как вы на реке-то оказались? — интересуюсь у друзей.
— Погода была теплая, река стояла спокойная, вот мы и решили половить раков, — рассказывает Тарас Вербовский. — Прихватили девять раколовок, сели в лодку Артема Пранченко и вчетвером поплыли на другой берег. Мы надеялись, что на том берегу улов будет лучше. Когда подплыли, то у берега, возле нор, расставили раколовки и стали ждать. Время от времени подплывали проверить, не попался ли кто в наши снасти. Проторчали на реке почти весь день, а поймали только двух раков. Бросили их в лодку, собрали раколовки и без настроения поплыли обратно.
Когда проплыли больше половины реки, я встал и вдруг пошатнулся, потеряв равновесие. Лодку сильно качнуло, и она перевернулась. Мгновенно мы вчетвером оказались в воде. Что было дальше, страшно вспоминать. Одежда вмиг вобрала в себя холодную воду. Куртка стала тяжелой, и меня потянуло на дно. Я неплохо плаваю. Эту реку знаю с детства, исплавал ее вдоль и поперек. Летом мы с друзьями дурачимся и специально переворачиваем лодку. А тут такой панический страх охватил! Не мог сообразить, что делать.
В темноте я потерял ориентир. Плыл сначала в одну сторону, затем в другую. Кричал не своим голосом, звал на помощь. Неожиданно мои ноги коснулись твердой почвы. Я так обрадовался. Вдруг раздался голос из ниоткуда: «Малый, сам выберешься?» А темень такая, что за метр ничего вокруг не видно! Тогда я подумал, что это сам Господь обо мне заботится. Как только выбрался из воды, то сразу рухнул на землю. Никаких сил больше не осталось.
— Когда лодка перевернулась, я пожалел о том, что обул резиновые сапоги и куртку на вате, — вспоминает еще один из спасенных друзей Александр Пруница. — Мокрая ватная куртка, которая весила не меньше ста килограммов, и сапоги, полные воды, тянули на дно. Мне удалось избавиться от обуви. Однако легче не стало. На мне все еще была эта чертова куртка. Пока я с ней сражался, пытаясь стянуть с себя, меня покидали силы. Я уже не ощущал ни холода, ни страха и хотел, чтобы все поскорее закончилось. Часто нырял, глотая воду, и все с большим трудом выныривал на поверхность. В один момент мне показалось, что я уже вижу водяного, который пришел по мою душу.
Александр не помнит, как оказался в лодке. Говорит, что, когда пришел в себя, то был без сапог.
— Потом меня кто-то высадил на берег и приказал идти домой, — продолжает Александр. — Так босой я и пошел, неся на себе стокилограммовый ватник.
— Около восьми вечера я вышел на порог покурить, — вспоминает Сергей Сыч. — Как вдруг на реке кто-то закричал не своим голосом: «Спасите! Тону!» Я никого не видел, потому что было очень темно. Слышал только громкий плеск воды и жуткие вопли. Зов был такой душераздирающий, что у меня аж мурашки по телу побежали. Беда, думаю, с человеком приключилась. Нужно спасать. В чем был, в майке и тапках на босу ногу, побежал к своей лодке. Возле реки вспомнил, что не прихватил с собой весла. Глядь: а они лежат в лодке! Если бы я не оставил их там накануне, пришлось бы возвращаться домой, и парней сегодня не было бы в живых. Ведь счет шел на секунды.
Сначала разглядел в темноте одного парня. Он вышел на мель и до берега добрался без моей помощи. Я спросил, сколько еще здесь его друзей. Услышав в ответ, что их четверо, стал внимательно приглядываться. Слышу: точно, барахтаются. Только вот беда, парни плыли к разным берегам! Я подплыл сначала к тому, который был поближе ко мне. Теперь уж знаю, что это был Саша Пруница. Сказал ему: «Приподнимайся, помогай мне». Он не отреагировал. Тогда я ухватил его за воротник куртки, потом — за брюки и с большим трудом вытянул из воды. Втащил его в лодку через корму. Уж не знаю, как у меня только хватило сил! Парень был страшно тяжелый.
Отдышавшись, поплыл за следующим парнем. А темень вокруг была непроглядная. Мне каждый раз приходилось останавливаться, различать звуки, чтобы решить, в какую сторону плыть. Слышу: «Мужик, я здесь!» Это был Виталий Зиновчук. Когда стал его тянуть, он показался мне еще тяжелее. Сегодня я познакомился с Виталием и вижу, что он действительно выше и здоровее Саши. Я погрузил парня рядом с Пруницей. Потом приказал обоим не шевелиться и стал прислушиваться. Однако не раздавалось ни единого звука, ни малейшего шороха. Поэтому решил, что правильно будет сначала доставить мокрых ребят на берег, а потом продолжить поиски четвертого парня. Того, что я сам полуголый и тоже мокрый, от волнения даже не замечал.
Сергей Сыч высадил Сашу и Виталия на берегу и велел им немедленно идти домой. В это время к реке подошел старший брат Артема Пранченко. Он поинтересовался, где Артем, а когда узнал о случившемся, стал громко звать брата и метаться по берегу.
— Вместе с братом Артема мы сели в мою лодку и снова поплыли по реке, — продолжает Сергей. — Очень скоро заметили опрокинувшуюся лодку. Оглядели ее со всех сторон, однако никого там не обнаружили. Тогда мы зацепили лодку крюком и притянули ее к берегу. Я предложил парню бежать домой. Почему-то был уверен, что Артему удалось выбраться из воды.
К тому времени Сергей Сыч почувствовал, что продрог до костей, и поспешил домой. Его майка, спортивные штаны и комнатные тапки промокли до нитки.
— Я быстро снял с себя одежду, вскипятил чай, закутался в шерстяное одеяло и сел у печи, — вспоминает мужчина. — Постепенно немного согрелся. Тут с работы, с вечерней смены, пришла жена. Она увидела мокрую одежду и запричитала, мол, не пережила б, если бы со мной случилась беда.
Немного придя в себя, тем же вечером спасенные парни стали ходить от дома к дому, интересуясь, все ли остались живы. К сожалению, они недосчитались Артема Пранченко
— Мы с вами жили в одном селе, но не знали друг друга, — говорит Александр Пруница своему спасителю. — Ведь, если бы не вы, Сергей, то неизвестно, чем бы все закончилось. Точно знаю, что мы вам обязаны жизнью.
— Сегодня анализирую все произошедшее и не понимаю, как мне удалось спасти этих ребят, — признается Сергей Сыч. — Вода была очень холодная. В любую минуту их могли схватить судороги. Возможно, именно из-за этого погиб Артем.
А вообще ребята могли сами себя спасти. В первую очередь им нужно было не паниковать и плыть в разные стороны. В том месте, где лодка перевернулась, глубина метра четыре. Ребятам нужно было ухватиться за лодку и спокойно держаться за нее, пока не подоспеет помощь. Ведь лодка, на которой они перевернулись, алюминиевая, то есть непотопляемая. А сзади еще прикреплен пенопласт..
P. S. За помощь в подготовке материала автор благодарит сотрудника пресс-службы МЧС Украины в Житомирской области Сергея Уланова.