«Закон должен гарантировать максимальный доступ граждан к информации и отвечать базовым подходам совета Европы»
Избирательная кампания и голосование на выборах в местные советы отодвинули на второй план не менее актуальный вопрос — принятие закона «О доступе к публичной информации». И хотя никто не собирается умалять значимость выборов в органы местного самоуправления, реализация открытости власти — задача не менее важная. Иными словами, если результаты местных выборов определяют стратегию развития региональной общины на ближайшие четыре-пять лет, то закон «О доступе к публичной информации» призван закрепить право граждан быть всесторонне информированными о деятельности власти, устранить существующие пока проблемы доступа общественности к социально важной информации.
Эта проблема существует не только в Украине. Властные структуры любой страны мира весьма неохотно раскрывают секреты своей деятельности. Тем не менее западные демократии сумели преодолеть неприязнь государственных чиновников к повышенному вниманию со стороны общественности и оформили правила открытости власти законодательно. В отличие от некоторых стран бывшего СССР — страны, где право и желание гражданина получать информацию о работе власти жестко преследовалось государственной машиной. А поскольку представители украинской власти, независимо от цвета партийного флага, по сути, являются воспитанниками советской политической школы, то они не испытывают большой радости от перспективы лишний раз «обнажиться» перед общественностью. В результате Украина остается одной из немногих стран СНГ, где парламент уже который год не может принять закон «О доступе к публичной информации».
До сих пор «право граждан Украины на информацию» и «правовые основы информационной деятельности» регламентировались Законом «Об информации» (принят в 1992 году). Тем не менее не только простые граждане, но и журналисты зачастую не могут получить необходимую им информацию от государственных учреждений. Нормы этого закона позволяют представителям власти безнаказанно игнорировать как запросы журналистов, так и вопросы граждан. В лучшем случае спрашивающий получает отписку о невозможности предоставления необходимых сведений. Именно неэффективностью действующего закона была продиктована необходимость подготовки законопроекта «О доступе к публичной информации».
Напомним, что законопроект был зарегистрирован в украинском парламенте еще 11 июля 2008 года и проголосован в первом чтении. Документ разработали украинские и международные организации, он получил высокую оценку экспертов Совета Европы. Задачей нового закона «является обеспечение прозрачности и открытости субъектов властных полномочий и создание механизмов реализации права каждого на доступ к публичной информации».
Так, в частности, законопроект определяет понятие публичной информации, гарантии и принципы обеспечения доступа к ней, порядок использования публичной информации с ограниченным доступом и так далее. Согласно документу, публичной считается информация, которой владеют субъекты власти, а также представляющая общественный интерес. Кроме того, публичная информация является открытой, кроме тех случаев, когда на нее наложен гриф «секретно» или «совершенно секретно».
Среди нововведений стоит отметить статью 11, в которой прописан специальный механизм защиты информаторов. Речь идет о людях, работающих в структурах власти или владеющих информацией, являющейся очень важной для общества, которые «рискуют своей работой и карьерой», если обнародуют эту информацию. Кроме того, статья 12 законопроекта определяет, что запрашивать информацию могут физические, юридические лица, объединения граждан без статуса юридического лица — то есть право на доступ к информации гарантируется каждому. Это право предлагается реализовать путем оформления индивидуальных или коллективных запросов, которые можно подавать в устной, письменной или любой другой форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте).
Одно из главных новшеств законопроекта — ограничение срока подготовки ответа на запрос пятью рабочими днями. А если запрашиваемая информация необходима для защиты жизни и свободы гражданина — о состоянии экологии, качестве пищевых продуктов и предметов быта, авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и прочее, — этот срок предлагается сократить до 48 часов. Информация предоставляется бесплатно только в том случае, если ее объем не превышает 50 страниц печатного текста.
Тем не менее окончательное принятие законопроекта парламентом пока что задерживается. И это несмотря на то, что Президент Украины Виктор Янукович заверил, что подпишет документ, если он будет проголосован Верховной Радой. Стоит напомнить также, что Виктор Янукович публично пообещал ОБСЕ и ПАСЕ поддержать этот закон как один из реальных инструментов демократии. Казалось бы, после таких весомых гарантий со стороны Президента никаких препятствий на пути принятия закона быть не должно.
Более того, Виктор Янукович высказался в поддержку закона. «Президент неоднократно заявлял, что закон «О доступе к публичной информации» — как закон, я не говорю о редакции, которая находится в парламенте, — это закон, который поддерживает демократию в стране», — озвучил позицию главы государства руководитель Администрации Президента Сергей Левочкин.
Несмотря на это, 21 октября 2010 года украинский парламент не смог принять закон «О доступе к публичной информации» во втором чтении. Фракция Партии регионов проигнорировала обещания Президента Украины мировому демократическому сообществу и отдала за законопроект всего один голос. Народные депутаты отказались утвердить закон даже вопреки положительному решению профильного комитета. После неудачного голосования депутаты приняли решение повторно рассмотреть Закон 2 ноября. Но в этот день представители Партии регионов зарегистрировали альтернативный законопроект, который вносит небольшие изменения в действующий Закон Украины «Об информации», что, по мнению его авторов, сможет урегулировать все вопросы, связанные с доступом к публичной информации.
Авторы альтернативного законопроекта считают, что у закона «О доступе к публичной информации» нет шансов быть принятым в окончательном чтении. «Я как соавтор того закона вместе с Андреем Шевченко (народный депутат и глава комитета по вопросам свободы слова. — Авт. ) говорю, что мы работали два года и 4 месяца, но прийти к консенсусу не смогли. Уполномоченный по правам человека говорит, что этот закон «ни к селу, ни к городу», и мы пошли путем внесения изменений в ныне действующий закон», — заявила на брифинге, посвященном этому вопросу, народный депутат Елена Бондаренко, один из авторов альтернативного законопроекта. Впрочем, этот документ не получил одобрения ни экспертов, ни журналистов. Его называют очень слабым и таким, который по многим вопросам не улучшает, а ухудшает как доступ к информации, так и ситуацию со свободой слова в целом.
А на прошлой неделе интрига с голосованием по законопроекту «О доступе к публичной информации» приняла неожиданный оборот. Один из его авторов, народный депутат Андрей Шевченко (на фото), попросил перенести рассмотрение документа на следующую пленарную неделю.
В комментарии журналистам парламентарий пояснил, что в настоящее время ведутся переговоры с командой Президента. «И есть осторожная надежда на то, что за это время, которое у нас будет до следующего рассмотрения этого вопроса, мы сможем убедить наших оппонентов, с тем чтобы данный законопроект, в конце концов, стал законом. Ситуация очень простая: мы не примем этот закон без Партии регионов, и мы это понимаем, а Партия регионов, возможно, начинает понимать, что ей не удастся избежать необходимости принять этот закон. Поэтому я думаю, что мы обречены найти формулу, по которой Украина получит закон о доступе к публичной информации», — заявил народный депутат.
Группа депутатов, работающих над законом «О доступе к публичной информации», договорилась внести в документ поправки, которые позволят принять его в повторном втором чтении. Об этом говорится в совместном заявлении авторов двух вариантов закона о доступе к публичной информации — народных депутатов от фракций БЮТ и Партии регионов Андрея Шевченко и Елены Бондаренко. Эти поправки сейчас нарабатываются. Народные депутаты договорились также разработать новую редакцию Закона «Об информации» на базе законопроекта, подготовленного Еленой Бондаренко, Владимиром Ландыком и Юрием Стецем. «Переговорная группа выходит из общего понимания, что закон должен гарантировать максимальный доступ граждан к информации и отвечать базовым подходам Совета Европы», — цитирует заявление парламентариев «Украинская правда».