Інтерв'ю

Татьяна Конюхова: «Высоцкий возмутился: «Вы что, с ума сошли? Я буду тискать Танечку Конюхову? Да не стану я этого делать!»

15:50 — 17 листопада 2010 eye 904

Ровно 60 лет назад народная артистка России дебютировала в кино, а на днях отметила день рождения

Зрители наверняка помнят, как в картине «Москва слезам не верит» буквально на несколько мгновений в кадре появляется Татьяна Конюхова, на которую с восторгом смотрят героини ленты — провинциальные девушки. Несмотря на почтенный возраст, Татьяна Георгиевна по-прежнему много работает. Буквально на днях закончила съемки в восьмисерийном фильме Валентины Пимановой «Пусть не кончается любовь», ездит по стране с творческими встречами, преподает в университете. Даже сломав ногу, продолжала работать. Ровно 60 лет назад Конюхова дебютировала в кино (картина Александра Роу «Майская ночь»), а в минувшие выходные отметила 79-й день рождения в кругу родных и близких. Накануне Конюхова побывала в Киеве на фестивале современного российского кино «Новые горизонты». Актриса совершенно не выглядит на свой возраст: улыбчивая, подтянутая.

«Небольшой дефект зуба помешал мне получить роль в картине Александра Довженко»

- Татьяна Георгиевна, с днем рождения! Расскажите, чем будете угощать гостей.

 — Извините, на пороге 80-летия готовить не собираюсь. Да и нет времени для этого. На праздничном столе будет все, что лежит на прилавках в магазине: фрукты, вина, коньяки… У меня есть несколько фирменных блюд. Если успею, приготовлю плов. Я родилась в Узбекистане, и моя мама так чудно готовила плов, что у всех просто челюсти отпадали, хотя в Азии плов — это дело рук мужчины. Еще люблю салат из клубней сельдерея, яблок, чесночка. Все это поливается маслицем — безумно вкусно.

- А украинскую кухню любите?

 — Ну а как же! Только с тестом возиться мне не нравится, оно так противно прилипает к рукам. Ни пельмени никогда не готовила, ни вареники. Большой гурман и кулинар мой сын Сергей — блистательно делает шашлыки из рыбы, мяса. Причем, с детства. В девять лет испек кекс, подруга со слезами на глазах пила чай, когда сын угощал нас своей выпечкой.

- Вы прекрасно поете на украинском.

 — Да, но сам язык не знаю. Хотя родители родом из Украины, дома у нас все общались исключительно по-русски. Правда, мама пела на украинском, а папа обращался к ней: «Наталка». Наш разговор пестрел словечками «га», «шо». С ними мне пришлось бороться, поступив в артистки.

- Знаю, вы были знакомы с самим Довженко, именем которого названа украинская киностудия.

 — Это была одна-единственная встреча, но я запомнила ее на всю жизнь. У меня был небольшой дефект переднего зуба, но мало кто обращал на это внимание. Многие считали, что это даже пикантно. А Довженко при встрече со мной закачал головой. Он, оказывается, был большой эстет. Так вот из уст Александра Петровича я услышала: «Ох, как жаль! Такая талантливая актриса, и такой дефект, портящий ее красоту». И я не была утверждена на роль! Так обиделась, что ринулась к стоматологу и чуть не лишилась двух передних зубов. Тогда не было еще керамики, и врач предложила вырвать здоровые зубы и сделать протезы.

К счастью, ночью у меня заболел коренной зуб, и я попала к другому врачу. Решила проконсультироваться, нужно ли действительно удалять передние зубы. Она вытаращила глаза: «Какой дурак вам это посоветовал?» Взяла в руки бор и чуть-чуть что-то подточила. Со своими зубами я дожила до старости, и никто не заметил никакого дефекта.

- Во ВГИКе у вас был потрясающий курс: Надежда Румянцева, Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Юрий Белов.

 — Вы забыли Маргариту Криницыну. Она после ВГИКа уехала в Украину со своим мужем. Думаю, это был ее большой просчет. Криницына — потрясающая актриса. Останься она в Москве, ее карьера сложилась бы более удачно. Маргарита могла рассмешить до коликов в животе. Она была любимицей Ивана Пырьева, который впервые увидел ее в водевиле «Дайте мне старуху!». Пырьев хохотал до слез. И когда для очередной постановки искали Дездемону, Иван Александрович предложил: «Давайте Маргариту Криницыну возьмем».

«Нас с Вициным посадили в клетку с голодным разъяренным волкодавом»

- В фильме «Женитьба Бальзаминова» вы снимались вместе с Надеждой Румянцевой — играли ее служанку Химку.

 — Считаю, что здорово справилась с ролью. Этой работой так восхищался Андрей Михалков-Кончаловский! Мы ехали на троллейбусе от «Мосфильма» до Киевского вокзала, и он всю дорогу пел мне дифирамбы. Говорил, что это одна из блистательнейших моих ролей.

- А как вам с Георгием Вициным работалось?

 — Потрясающий актер. Играл юношу, будучи 50-летним мужчиной. В течение трех месяцев мы бок о бок находились на площадке. «Женитьбу Бальзаминова» снимали в Суздали. Помню один из самых страшных эпизодов — побег от разъяренных собак. На площадку привезли огромную клетку. В таких в цирке содержат хищников. А накануне съемок доставили свирепых волкодавов. Специально не кормили их, чтобы были агрессивнее. Самого разъяренного поместили в клетку, где были я и Вицин. Георгий от собаки убегал раньше, а я еще оставалась в клетке с этим волкодавом. Как он меня не съел, не знаю. Экстрим, одним словом.

- Вы ведь и с Высоцким снимались?

- Мы с ним встретились в фильме «Карьера Димы Горина» (на фото). Десятки картин уже были за моими плечами, и я отказалась играть роль в этой ленте. Считала, что переросла образ девушек, которые стремятся на стройки, встречают там своих возлюбленных, первую и последнюю любовь. Но Сергей Герасимов, будучи художественным руководителем двух молодых режиссеров, снимавших фильм, сказал: «Будет Конюхова, и все!» Без проб. Я разгромила в пух и прах сценарий, все высказав Герасимову: «Почему вы меня так не любите?» Он удивился: «В чем дело, старуха?» Сергей Аполлинариевич стал красный как рак от моей критики. Вдобавок ко всему моего жениха играл Александр Демьяненко, который был младше на шесть лет. Но сценарий немного изменили и таки уговорили меня. Высоцкий играл парня из бригады. Когда Володе сказали, что он должен обнимать меня в кабине грузовика, он возмутился: «Вы что, с ума сошли? Я буду тискать Танечку Конюхову? Да не стану я этого делать!» А вы спрашиваете, какие у нас были отношения!

На съемках мы все жили в одном общежитии. В одной огромной комнате мальчики, в другой — девочки. И Володя как-то говорит мне: «А чего это, Танечка, вы к нам не заходите? Мы песни поем под гитару, у нас весело». Никто ж не знал, что я была беременна, мне было так тошно сниматься (смеется). Поэтому я обернулась и сказала Высоцкому: «А я не люблю блатных песен». Вот так его отшила. Зато теперь мне задают вопросы: «Расскажите, как вы снимались с Владимиром Высоцким?.. » Получается, не «он со мной», а «я с ним» снималась. Никто не помнит, что я играла главную роль, а он эпизодическую (хохочет). И когда спрашивают, что такое слава, я понимаю, что моя слава померкла перед славой Высоцкого. Я всегда отвечаю: «Слава — скоропортящийся продукт. Сегодня к тебе пришла слава, а завтра появилась другая звезда».

«Володя Меньшов признался, что я была его кумиром»

- В знаменитой картине «Москва слезам не верит» вам пришлось играть… саму себя.

 — Да, там по сценарию в Москве проходит Международный кинофестиваль. По ковровой дорожке идут любимцы публики Харитонов, Юматов. Смоктуновский стоит и ждет, когда кто-то проведет его. И вдруг по лестнице поднимается роскошная артистка — Татьяна Конюхова. «Обожаю Конюхову!» — с диким восторгом кричит героиня Ирины Муравьевой, увидев меня. Володя Меньшов на моем 75-летии признался, что я была и его кумиром в 60-70-х годах.

- Татьяна Георгиевна, а помните первую загранпоездку? В Союзе же существовал «железный занавес».

 — Ой, я вас умоляю! Бросьте вы, пожалуйста, про «железный занавес» толковать. Что вы плюете на страну, которая за 70 лет стала величайшей державой в мире?! Это сейчас ее опустили до уровня Уганды или какой-то Гвинеи. Какой, к черту, «железный занавес». Мы ездили по всему миру, были послами доброй воли. Помню, оказавшись на фестивале в Карловых Варах с картиной Рошаля «Вольница», я выступила на сцене перед публикой, несколько фраз сказав на чешском языке. Тут же к нам кто-то из иностранцев прицепился: «А почему вы всего пару слов сказали на чешском?» И тогда за меня вступилась Наденька Румянцева, двинув речь на японском. Прострочила, как из пулемета. Все обалдели. На каком-то из фестивалей мы были вместе с Аллочкой Ларионовой, которая представляла фильм «Анна на шее». Пришлось менять название картины, потому что за границей наш вариант был не понятен. Фильм в мировом прокате назвали «Царица бала». За рубежом мы всегда занимали первые места и по красоте, и по элегантности, хотя бриллиантов у нас не было, наряды достаточно скромные.

- Первая шуба у вас когда появилась?

 — После того как снялась в четвертой картине — в главной роли. В фильме «Москва слезам не верит» я шла по лестнице в палантине из песца. Когда родила сына, муж подарил мне четыре голубых песца. Две шкурки у меня украли, из оставшихся я пошила роскошную накидку, в которой и снялась. Кстати, мой муж Владимир Кузнецов в 21 год уже был заслуженным мастером спорта СССР. Он один из самых выдающихся копьеметателей в мире. К сожалению, в 1960 году, прямо накануне Олимпиады в Риме, сорвал себе локоть. Тогда олимпийским чемпионом по метанию копья стал украинец Виктор Цыбуленко.

- Это правда, что на девятом месяце беременности вы поехали за рулем в другой город, чуть ли не за 500 километров?

 — Ну и что? Отправилась рожать из Москвы в Ригу, где жила моя мама. Я же не в ралли участвовала, а катила спокойно себе по шоссе. К тому же рядом был муж.

- Помимо съемок в кино, вы занимались озвучением. Вашим голосом говорят героини знаменитого «Фантомаса».

 — Да ну-у, что вы, Господи! Подумаешь, «Фантомас»! Я такие фильмы не любила. Скажу честно, наверное, меня пригласили потому, что все асы озвучения разъехались — это был июль, жара. А я находилась в Москве.

- Говорят, что вы очень на даче любите возиться.

 — Не столько дачей нравится заниматься, сколько садоводством, ведь мой дед был агрономом у сахарозаводчиков Терещенко. В 1967 году у себя на участке посадила кедр. Теперь имею собственные орехи. У меня было 37 кустов роз, которые вырастила из веточек. Правда, сейчас этим не занимаюсь. После смерти мужа машину водить перестала, забросила сельское хозяйство. Очень люблю землю, ненавижу, когда на нее плюют и бросают окурки.