Інтерв'ю

Андрей Жолдак: «В спектакле «Жизнь с идиотом» на сцене будут все человеческие пороки, кровь, секс. Крови, правда, не очень много… »

17:02 — 23 листопада 2010 eye 1459

24 ноября известный украинский режиссер удивит Киев одной из своих оригинальных постановок

Без спектаклей Андрея Жолдака в Украине скучно. Мастер эпатажа, давно прописавшийся в Германии и работающий на ведущих театральных подмостках мира, все реже приезжает на родину. Хотя Андрей не перестает говорить о том, что с удовольствием сделал бы большой проект в Украине. Но пока не дают и не зовут. А вот в Финляндию, Японию, Россию приглашают. Последняя его постановка наделала много шума в Питере. «Москва-Петушки» по произведению Венедикта Ерофеева — один из самых провокационных спектаклей года в России. Киев Жолдак собирается удивить постановкой трехлетней давности — «Жизнь с идиотом». Она впервые была сыграна в Румынии, затем прокатилась по многочисленным европейским фестивалям.

Рабочий график Андрея Жолдака расписан на два года вперед. В редкие минуты отдыха он старается поехать домой, в Берлин, к жене и двум сыновьям. Европейский стиль жизни ничуть не изменил Жолдака. Режиссер все так же громогласен, общителен и заметен. Пьет кофе с молоком из больших кружек и практически не ест мяса. Его демократичный стиль одежды последнее время дополняет одна и та же деталь — синий шарф болельщика футбольного клуба «Барселона».

«Спектакль — своего рода футбольный матч»

- Я и не догадывалась, что ты футбольный болельщик.

 — Это все благодаря моему сыну Адаму. Ему скоро исполнится десять лет, и он уже два года занимается в футбольном клубе в Берлине. Очень популярный клуб, как в Киеве «Динамо». Адамчик нападающий. Причем очень активный, в каждой игре непременно забивает гол. По энергетике он очень напоминает меня. А вот старший Ян больше похож на Вику (Виктория Спесивцева — актриса, жена Жолдака.  — Авт. ), гораздо спокойнее. Мы с Адамом большие поклонники футболиста Месси, который сейчас играет в «Барселоне». Это футбольный бог всех мальчишек мира. Скоро мы с сыном летим в Барселону на очередную игру клуба. Ты знаешь, чем дольше я наблюдаю за спортивными сражениями, тем больше понимаю, что театр — тот же спорт.

(На фото) Прежде чем попасть на украинскую сцену, спектакль «Жизнь с идиотом» был показан в театрах многих европейских стран 

- Где есть команда актеров и тренер-режиссер?

 — Вот-вот. Одиннадцать футболистов — актеры, а тренер — это я. Есть президент клуба — продюсер. Я хожу к Адамчику на тренировки, мне страшно интересно. Тоже там учусь, потому что система тренировки футболистов сродни актерской. Это как упражнения польского режиссера, педагога Ежи Гротовского в театре. Думаю, для моей новой постановки некоторым шведским актерам буду давать специальные упражнения с мячом. Ведь спектакль — своего рода матч. Во время игры я уже не могу вмешаться, только в антракте. Если сегодня актеры сыграли спектакль хорошо, это совершенно не значит, что завтра будет успех. Разве это не спорт?

- С тем лишь различием, что свою команду игроков ты все еще не создал.

 — Просто она интернациональна. Сегодня есть два-три артиста экстракласса, готовые приехать ко мне в любой город мира и репетировать. Мечтаю создать спектакль, который бы играли, скажем, на пяти языках, чтобы он стал грандиозным мировым проектом. Конечно, хотелось бы сделать это на родине.

- И в собственном театре.

 — Я уже похоронил эту надежду. Мой талант «подрос», не хочу его распылять, а должен сосредоточиться на чем-то одном. Представь, что я — украинский Шостакович. Слышу музыку и должен записать партитуру. Причем мгновенно. Ведь ноты «висят» в воздухе — да не одного произведения, а сразу нескольких. Я должен не потерять связь, все услышать. А если начну заниматься, к примеру, бытовыми вопросами, слух мой будет потерян.

«На репетициях мне не приходится артистам что-то объяснять, мы просто получаем удовольствие от работы»

- И многое у тебя «висит» в воздухе?

 — Несколько мощных проектов, которые не дают мне покоя. Это как мания. Недавно один известный российский критик, посмотрев в Турку (Финляндия) мой спектакль «Анна Каренина», сказал: «Андрей, не ходи ни к кому, ничего не проси. Ты достиг очень высокого уровня. И Галина Волчек, и Костя Райкин, и другие сами придут и попросят тебя с ними работать… » Время, когда я вступал с режиссерами в длительные переговоры, прошло. Это касается и Украины. Не раз просил Богдана Ступку позволить мне сделать постановку в Театре имени Ивана Франко. Но каждый раз он отвечал мне отказом. Все, больше просить не буду. Вот сейчас мне сделал предложение Национальный театр из Хельсинки. Буду ставить там «Три сестры» Чехова. Для них это этапный спектакль. Каждые двенадцать лет один из крупных российских режиссеров ставит в этом театре «Три сестры». До меня был Фокин, еще раньше — Товстоногов.

- Ты серьезно взялся за русскую классику.

 — К «Трем сестрам» приступаю через два года. Мой ближайший проект — «Идиот» Достоевского. Буду ставить пьесу в театре в Оберхаузене. Премьера запланирована на май. Потом в Румынии будет «Преступление и наказание», в Хельсинки поставлю «Дядю Ваню», а в Турку — «Вишневый сад» Чехова.

- Сумасшедший график!

 — Конечно, я очень устал. Последнее время со мной работают несколько ассистентов, которым просто передаю картины, которые видит мой мозг. Эти люди следят за точным воплощением задуманного актерами. Но это не значит, что я мечтаю об отдыхе. Только, может, об энергетической подпитке. Как только появляется свободное время, тут же лечу к детям. Они — источник моего вдохновения. Во всем, что касается бытовых вопросов, я совершенно обычный человек. А вот как художник… Сейчас я стал самураем.

- Иногда они плохо заканчивают.

 — У самурая два пути — харакири или долгая жизнь на пути к познанию. Второе мне ближе. Знаешь, последнее время я успокоился. Совершенно не важно, что обо мне говорят. Гораздо серьезнее то, что происходит с артистами на моих репетициях. Сейчас это больше похоже на наслаждение. Раньше такого не было. Мне не приходится часами что-то кому-то объяснять, мы просто получаем удовольствие от работы. Кстати, это именно то, что люди в последнее время потеряли. Мы забыли, что такое наслаждение и контролируем себя ежедневно и повсеместно. Актеры в том числе. Ведь театр — имитация жизни.

«Чувствую, что я необыкновенный»

- Судя из произведений российского писателя Виктора Ерофеева, постановкой которого ты будешь шокировать Киев, мы живем довольно мрачно.

 — Ерофеев — образованнейший человек. Мечтаю поставить его скандальную книгу «Энциклопедия русской души», которую пытаются запретить в России. Виктор такой же радикал, как я. Писатель-нож. Надеюсь, моя постановка его произведения «Жизнь с идиотом» разбудит многих. Ведь кто такие идиоты? Люди униженные и оскорбленные, которые много чувствуют и понимают, но молчат. На самом деле спектакль — это страшный рассказ об истории человечества.

- Со всеми людскими пороками, кровью, сексом?

 — Все будет. Крови, правда, не очень много. Всего литр…

- Говорят, твой недавний спектакль «Москва-Петушки», поставленный в Питере, вызвал бурю негодования и… восторга.

 — У меня даже появились фанаты, приходившие на спектакль в шарфиках, на которых было написано: «Я люблю Жолдака». Конечно, были и недовольные. Некоторые зрители уходили со спектакля, но те, кто высидел четыре с половиной часа, еще пятнадцать минут аплодировали актерам.

- Помнишь, когда последний раз сам был в роли зрителя?

 — Редко хожу смотреть своих коллег. Только, если моя разведка доложит, что идет стоящая вещь. Наверняка есть хорошие спектакли, но они не для меня. Я как машина пятого поколения, которая ездит со скоростью пятьсот километров в час. Ищу трассы, где могу разогнаться. Скажем, по автобану Киев- Житомир, где можно ехать 90 километров в час, мне неинтересно.

- Правда, что некоторые сцены из спектаклей ты видишь во время еды?

 — Сейчас предпочитаю в основном японскую кухню: сырую рыбу и супы, хотя раньше терпеть их не мог. Так вот, когда смотрю на суп, прежде всего вижу… сцену. Ставлю тарелку перед собой и минуту сижу, представляя спектакль. Только потом берусь за ложку. Украинский борщ меня тоже вдохновляет. Овощи, плавающие в нем, напоминают мне застывший лед. Смотрю на тарелку — и начинаю быстро-быстро думать (я же квантово мыслю), а потом все записываю…

- А как же муки творчества?

 — Наверное, я устроен иначе. После работы над «Анной Карениной» у меня был сложный период, я чувствовал полное опустошение. Тогда финские коллеги помогли мне отправиться в экспедицию на север страны, за Полярный круг. Со мной были несколько друзей. Мы жили в двухэтажном деревянном домике в горах, без электричества и горячей воды. Вокруг только снег и северные олени. Я влюбился в этот край! Северное сияние — нечто неописуемое. Будто находишься на какой-то космической станции и просто физически ощущаешь присутствие высших сил. Там я успокоился и меня, словно компьютер, загрузило информацией. Я еще не открыл все файлы, но меня уже маниакально тянет назад. Возможно, в результате этих поездок родится грандиозный проект «Северный король Лир».

- Часто чувствуешь себя счастливым человеком?

 — Это ощущение длится всего секунду, лишь какое-то мгновение. Понимаю, что я необыкновенный. Серьезно, не шучу…