Президенты Украины и России не смогли договориться в пятницу об условиях создания совместного предприятия НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома». Как стало известно Ъ, Киев просит от Москвы гарантий загрузки транспортной системы не менее чем на 100 млрд кубометров в год, а Москва настаивает на получении трейдером RosUkrEnergo 11 млрд кубометров с последующей реализацией их через «Газпром экспорт».
В пятницу в рамках визита президента Виктора Януковича в Россию (подробнее см. стр. 1, 2) состоялась встреча министра по вопросам топлива и энергетики Юрия Бойко и главы «Газпрома» Алексея Миллера. Как сообщила пресс-служба «Газпрома», на встрече речь шла о ресурсной базе, которая может быть передана российской стороной в СП. «Стороны рассмотрели конкретные месторождения, в том числе в Астраханской области»,– сообщили в «Газпроме».
Весной премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить «Газпром» с «Нафтогазом» и на первом этапе создать на паритетных условиях СП, в которое с украинской стороны вошли бы добычные и транспортные активы, а со стороны «Газпрома» – месторождения аналогичной стоимости на полуострове Ямал или на юге России.
Астраханские месторождения газа отличаются крайне сложными условиями добычи из-за высокого содержания серы. Ранее в регионах отказались работать целый ряд крупнейших западных компаний, в частности Total. Однако Украина согласилась на это предложение. Причем астраханские месторождения – пока единственный вопрос, в котором стороны пришли к согласию.
Высокопоставленный источник Ъ в Минтопэнерго говорит, что для Киева «главное – добиться гарантий загрузки газотранспортной системы не менее чем на 100 млрд кубометров и прекращения строительства Россией South Stream». Однако, по словам другого источника Ъ, близкого к переговорам, Москва твердо намерена строить газопровод, и поэтому «трудно давать гарантии по объемам транзита на перспективу 25 лет по системе 'Нафтогаза'». Киев же, по его словам, не согласен на таких условиях создавать СП, и именно этот вопрос был поднят на переговорах в пятницу. «Уже Nord Stream снизит объемы украинского транзита. В отчете 'Газпрома' за III квартал прямо сказано, что объем транзита через Словакию зависит от сроков ввода в строй Nord Stream. Газ же в Словакию поступает только через Украину»,– говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Причина разногласий кроется и в схеме возврата «Нафтогазом» 11 млрд кубометров газа RosUkrEnergo (RUE). На переговорах с Алексеем Миллером Юрий Бойко, по информации Ъ, предложил, чтобы «Нафтогаз» вернул RUE не 11 млрд кубометров, а половину этого объема. Предложенная схема такова: «Нафтогаз» возвращает трейдеру весь объем, однако затем оформляет возврат 5-6 млрд кубометров по низкой цене $150-180 за тысячу кубометров в качестве зачета по долгам RUE перед НАК (на $1,7 млрд). Однако в «Газпроме» требуют другой последовательности действий: возврат «Нафтогазом» всего объема газа RUE, переоформление его на «Газпром экспорт» и реализация по контрактам «Газпрома» в ЕС с последующими расчетами со вторым акционером RUE Дмитрием Фирташем, а также погашение долгов трейдера перед НАК.
Украине не стоит создавать СП с Россией, поскольку «Газпром» все равно построит обходной газопровод и не сможет гарантировать прокачку 100 млрд кубометров газа, считает господин Корчемкин. Он напоминает, что в январе 2009 года Владимир Путин в интервью немецкому телеканалу ARD заявил, что Украина «паразитирует на своем монопольном транзитном положении». «Политика Кремля – избавиться от такого рода транзитеров. И создание СП не изменит ситуации, Россия все равно будет пытаться снизить объем транзита через Украину»,– считает эксперт. Сергей Пашинский считает, что Украине стоит создавать СП с «Газпромом» лишь при условии привлечения в качестве третьей стороны европейских газовых компаний: «Нам нужно как можно скорее привлекать к переговорам ЕС, который как потребитель имеет инструмент влияния на 'Газпром'».