Уникальный казацкий корабль, пролежавший почти три столетия под слоем ила и песка на дне Днепра близ острова Хортица, был поднят на поверхность украинскими гидроархеологами
— Мы подняли на поверхность военное судно XVIII века, — сообщил «ФАКТАМ» гидроархеолог, директор ГП «Южгидроархеология» Валерий Нефедов. — Находка эта без преувеличения уникальная. Во всем мире остатки старинных кораблей считаются особенно ценными экспонатами, а мы в данном случае можем познакомиться с кораблем Днепровской флотилии периода русско-турецкой войны 1735-1739 годов. О таком экспонате любой музей мира может только мечтать!
*Парусно-гребное судно в длину было примерно 18 метров, сохранились его носовая и центральная части — это около 11 метров.
- Валерий Вячеславович, найденный корабль условно называется «запорожский дуб». Почему?
— По своей конструкции судно соответствует старинным чертежам так называемого «запорожского дуба», или «дубель-шлюпки» (»дюпель-шлюпки»). Чертеж выполнил европейский корабельный мастер и назвал его по-своему, что совпало с названием материала — дуба, из которого набирался корпус судна.
- Какая команда была на «запорожском дубе»?
— Команда составляла 35-40 человек. Парусно-гребное судно в длину было примерно 18 метров, сохранились его носовая и центральная части — это около 11 метров. Судно было достаточно маневренным и легким в управлении, оснащалось 4-6 артиллерийскими орудиями-фальконетами, что характерно для XVIII века. В поднятой нами носовой части есть тумба под одно из орудий. Такие суда противостояли сильнейшему флоту Османской империи!
- Ведь это уже не первое старинное судно, найденное возле Хортицы?
— После русско-турецкой войны Днепровская флотилия вернулась на место своего базирования к Хортице. Тут стояло более 300 кораблей разных видов — весь Днепр был в мачтах! Но в это же время разразилась чума. В результате флотилии не уделялось должного внимания, многие корабли затонули.
В этом месте уже найдены несколько судов разного типа, но одного исторического пе-риода. Это казацкая лодка «чайка», бригантина, кормовая часть «запорожского дуба». Все они были недалеко от берега, именно потому и сохранились — не попали в зону основного течения, где их бы размыла вода и доски унесло потоком. То, что уцелело, лежало под многометровым слоем донного грунта. И если в других регионах Украины археологи, случается, раскапывают долбленые челноки, лодочки длиной до 11 метров, то находки у запорожских берегов можно сравнить с самыми крупными жемчужинами!
- Сложно ли было поднять корабль на поверхность?
— Нелегко. И в первую очередь из-за отсутствия средств. Ведь обнаружили мы судно 11 лет назад, за это время находка разрушилась еще больше. Представьте: четыре проекта по подъему кораблей — и все без государственного финансирования! Помогают исключительно спонсоры — меценат Виктор Пинчук, музыкант Андрей Макаревич Я бесконечно благодарен лидеру «Машины времени» за его бескорыстную помощь в 2004 году, когда нам удалось поднять бригантину!
Как выглядит «запорожский дуб», мы зарисовали, когда он еще находился на дне. В начале подводных исследований изготовили стапель, на котором, как на носилках, в течение нескольких дней поднимали судно в разобранном состоянии. Бирки есть на каждой детали. Сколько их? Не меньше сотни крупных элементов.
- Кстати, кормовая часть «запорожского дуба», поднятая ранее, не подходит к найденному корпусу?
— Нет, мы проверяли, не стыкуется по «замкам». Это совершенно другое судно, хотя и того же типа.
- Что же ждет уникальную находку?
— Предстоит длительный и сложный процесс — консервация судна и его реставрация. Но уже накоплен опыт сохранения таких экспонатов — и в Европе, и нами. Все деревянные фрагменты будем пропитывать полиэтиленгликолем, это такой воскоподобный раствор, который замещает в древесине воду. Детали становятся стойкими к атмосферным условиям. «Запорожский дуб» пока «пропишется» в специальном ангаре, а затем, надеемся, как и его предшественники, станет экспонатом будущего музея судоходства на Хортице.
Фото Александра Прилепы