Ровно 50 лет назад была снята комедия «Полосатый рейс», в которой знаменитый актер совершенно случайно сыграл эпизодическую роль
- Как вы попали в фильм «Полосатый рейс», где произнесли всего одну фразу, которая стала крылатой?
— Я на неделю приехал к своей супруге Татьяне Самойловой, которая снималась в Одессе в фильме «Мексиканец». Тогда же Володя Фейтин снимал «Полосатый рейс». Он подошел ко мне: «Вася, сыграй в маленьком эпизоде. Прямо в «Аркадии». Я начал отказываться, ведь за моими плечами тогда уже были великие роли. Но Володя упрашивал: «Ну снимись. Большие роли забудутся, а маленький эпизод в «Полосатом рейсе» — никогда». Так я произнес фразу «Красиво плывут Вон та группа в полосатых купальниках». Эта эпизодическая роль стала одной из лучших в моей кинобиографии. Приезжая в Одессу, обязательно иду на тот пятачок, где мы удирали от тигров. Это — традиция, страничка моей чисто одесской жизни. Вспоминаю те времена с радостью и умилением.
- Василий Семенович, ваш голос действительно знаменит, ведь он удостоился Ленинской премии
— Вы думаете, только голос?
- Как относитесь к этой награде, которую получили за озвучивание фильма «Стратегия Победы» в эпопее «Великая Отечественная»?
— Горжусь. Как и орденом Мужества, которым меня наградили после поездки в Чечню. Был также в Абхазии, Черногории. Я председатель российского фонда «Армия и культура», организовываем поездки в горячие точки. Война катком прошла и по моему детству. В 1931 году родители, спасаясь от голода, переехали из села Стрымба Одесской области в Москву, где устроились на химическое производство. В январе 1934-го родился я. А в самый канун войны меня отправили погостить к бабушке с дедушкой в Стрымбу.
- Вам было всего семь лет, когда село оккупировали фашисты
— На станцию Абомелково, что километрах в четырех от Стрымбы, мы с сестрой приехали рано утром 22 июня. Нас встретил дедушка и сказал, что началась война. Мы тогда еще не представляли, что это такое, но по общей тревоге, волнению поняли: произошло что-то непоправимое. В селе пришлось провести не две недели, а три с половиной года. Дед заставлял пасти коров. Как-то он дал мне кобылу, а я поинтересовался: «Где же седло»? — «Я тобi зараз накидаю по срацi. Сiдло воно захотiло! Москаль поганий!» Но все-таки я оседлал кобылу, и эти навыки мне пригодились, когда снимался в «Анне Карениной».
После выхода фильма мне позвонили из Стрымбы: «Василь, вчора показували твою «Анну Кареніну». Дiд ходив гордий! Колiна вище голови пiднiмав. Заїдь до Стримби, бо дiд дуже слабий»! Я немедленно поехал, поскольку снимался как раз в Одессе. Приезжаю, а навстречу идет дед и полсела за ним. И говорит мне, но так, чтобы услышали все: «Василь, ти требовав вiд мене сiдло? Так от, якби ти голою сракою на тiй кобилi не поїлозив, фiг би графа зiграв!»
Помню, как деревню заняли фашисты. Люди стояли у околицы и молча со страхом смотрели на приближающихся автоматчиков на мотоциклах. Немцы не боялись сопротивления, веселились, играли на гармошках, пели. Доехав до центра села, они остановились у колодца, разделись догола на глазах у всех и стали обливаться водой. В доме дедушки разместились солдаты. Они отбирали кур, яйца, масло. Правда, один немец подарил мне свой широкий кожаный ремень с бронзовой бляхой. Вот из-за него чуть не случилась беда. Я с бабушкой гулял в поле, когда к нам подъехал другой фашист, увидел на мне чужой ремень и потребовал отдать. «Это мне подарок! — сказал я. — Не отдам!» Немец хохочет, наклоняется вниз, берет автомат и над моей головой раздается очередь. Я протянул ему ремень, но с тех пор стал заикаться.
В 1944-м мама привезла нас с сестрой в Москву, осенью это было. И повела меня к врачу: «Заикается мальчик и мочится. Что делать?» Врач такая добрая была: «Да не беспокойтесь. Слух у него есть, пусть поет украинские песни. В них очень длинные гласные. А мы только так и лечим». Спросила меня: «Ты песни знаешь?» Говорю: «Знаю». Через пару лет я перестал заикаться и даже поступил в самодеятельность Дворца культуры завода имени Лихачева.
- Там и состоялось ваше посвящение в профессию?
— Моим первым учителем был Сергей Львович Штейн, который специально приезжал туда из Ленкома. Там же я познакомился с Галиной Улановой, она бывала у нас часто. В 1953-м я окончил 10-й класс, получив золотую медаль, и Сергей Львович повез меня на «Ромео и Джульетту» в Большой театр. По окончании спектакля Штейн сказал: «Поехали к ней домой, она пригласила». Это запечатлелось на всю жизнь: Котельническая набережная, высотный дом, по-моему, восьмой этаж. Дверь открыла какая-то женщина в платке. Сергей Львович прошел, а я остался в прихожей — не успел снять галоши. Захожу в большую комнату, там уже сидят Юрий Завадский, Штейн, художник из Большого театра. Я здороваюсь и ищу, где Уланова. Входит эта женщина в платке и говорит: «Вася, по-моему, вы еще кого-то ищете»? Я в растерянности: «Ищу » — «Ну, так это я, дружочек, я!» В этот вечер Уланова подарила мне за золотую медаль ботинки, белые. Она их из-за границы привезла. Носил их года два, а затем перекрасил в черный цвет и продолжал надевать. Родители мои достаточно бедно жили.
Многим позже, когда Галине Сергеевне 70 лет исполнилось, она позвонила: «Вася, я прошу, чтобы вы с Ириной Купченко вели мой концерт». Большой театр был переполнен до отказа — это что-то невероятное. В конце вечера мы подошли к Галине Сергеевне, вручили ей цветы и отошли подальше. И вдруг слышу: «Вася, Вася!» Оборачиваюсь, Уланова подзывает меня: «Когда ботинки вернете?»
- Актерские проявления за вашими родственниками замечались?
— Все хохлы — это уже актеры. А как поют! Очень люблю украинские песни. Когда в концертном зале «Россия» устраивали мой юбилейный вечер, в посольстве Украины поинтересовались, чего я хочу. Попросил тогда: «Пригласите Нину Матвиенко. Она будет петь, а я подпевать».
- Какой из созданных образов наиболее близок вам?
— Роли в фильмах «Коллеги», «Иду на грозу», а по характеру — в «Офицерах». Наиболее далекая для меня, комсомольца, роль графа Вронского в «Анне Карениной». «Офицерам» в этом году исполняется 35 лет, но картина до сих пор пользуется популярностью, потому что все поколения зрителей находят в ней пищу для души и ума. За прошедшие годы только в кинотеатрах фильм посмотрели более 54 миллионов зрителей.
Думаю, каждое поколение находит в этой ленте свое. Потребность в романтизме, красоте, любви. Там какая-то загадка есть. У меня есть по ролям гораздо лучшие картины, но они проходили, а Иван Варавва остался В фильме четко разделились обязанности. Юматов — реализм, Лановой — романтизм. И между ними женщина. Такой вот любовный треугольник. Мало кто знает, что именно Георгий Юматов в свое время был утвержден на роль Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь». Но сыграл я, потому что Юматов заболел. А потом мы встретились на съемках «Офицеров» и подружились на всю жизнь.
- Потому, что спасли друг другу жизнь во время работы над «Офицерами»?
— Скорее, спасли Алину Покровскую, сыгравшую офицерскую жену. Во время съемок эпизода бегства от басмачей (недалеко от Ашхабада, в горной местности) лошадь, на которой скакала Покровская, понесла. Все бы ничего, если бы скакун не вылетел на асфальт, по которому ехала машина с оператором. Конь вдруг потерял равновесие и боком стал «съезжать» в сторону обрыва, грозя опрокинуть не только свою наездницу, но и моего коня. Неимоверных усилий Георгию и мне стоило удержать коня Покровской. Был и курьезный эпизод. В конце фильма мой герой Иван Варавва дослужился до генерал-полковника и стал дважды Героем Советского Союза. Загримировавшись на студии, я сел за руль своей машины и вместе с партнерами поехал через весь город к месту съемок. По дороге за разговорами проскочил на красный сигнал светофора, и меня остановил сотрудник ГАИ. Я начал было извиняться, но страж порядка, увидев погоны и орденскую планку на моем генеральском кителе, стал по стойке «смирно». Так грим спас от неприятностей и штрафа.
- Считаете себя счастливым человеком?
— Скорее да. Я не привык роптать на судьбу. У меня замечательная жена (актриса Ирина Купченко — Авт. ), двое сыновей — Саша и Сережа. Имена им дали в честь Пушкина и Есенина. Один сын окончил факультет журналистики, другой — экономический.
- Не хотели, чтобы дети пошли по вашим стопам?
— Если мы с Ирой состоялись, это вовсе не означает, что подобное произойдет и с детьми. Вполне сознательно не пускали детей в театр. Они там вообще были четыре-пять раз за всю жизнь, видели только то, что мы посчитали нужным им показать.
*Фразу «Красиво плывут Вон та группа в полосатых купальниках», произнесенную Василием Лановым в комедии «Полосатый рейс», цитируют вот уже несколько поколений зрителей.