Водитель сельхозпредприятия говорит, что теперь практически не слышит ухом, ко которому его ударили
Проверку по факту конфликта с применением силы между сотрудниками ГАИ Волновахского района (Донецкая область) и 54-летним водителем сельхозпредприятия проводит районная прокуратура. Поводом для потасовки стала 20-литровая канистра с бензином, которую селянин выгрузил из своей рабочей машины. Сотрудники ГАИ заподозрили, что бензин краденый. Задержание окончилось для подозреваемого обращением в больницу и возбуждением в отношении него уголовного дела по факту кражи. По результатам ревизии, проведенной в ходе доследственной проверки (по настоянию милиции), сельхозпредприятие не досчиталось бензина на сумму 127 гривен.
(Когда мы разговаривали с Натальей, ее муж еще лежал в больнице в Донецке. Спустя двадцать дней после потасовки с гаишниками у мужчины, находившегося в тот момент в гостях у своих знакомых в областном центре, случился инсульт. Ухудшение своего здоровья он связывает с полученными побоями. )
С криком «Что вы делаете?!» женщина бросилась на защиту мужа. Оттолкнув ее изо всей силы, милиционеры заявили: «Не мешайте нам задерживать преступника». А один из сотрудников, по словам Натальи, даже угрожал ей пистолетом: дескать, если она будет им мешать, то он пристрелит и ее, и их дворовую собаку.
— Когда они стали отнимать у Саши канистру, из нее полился бензин. Муж лежал на земле лицом вниз, на него надели наручники, и один из гаишников придавил голову мужа коленом, — вспоминает Наталья. — У Саши кровь шла изо рта и из уха, он теперь на левое ухо не слышит.
По словам собеседницы, сотрудники ГАИ оттащили ее мужа к своему автомобилю, который стоял неподалеку — через дорогу от дома, где живет семья Мищенко, и увезли в райцентр Волноваха. «Они на том месте чуть ли не через день стоят», — отметила Наталья. Вернувшись из Волновахи, муж рассказал, что его доставили в районное отделение ГАИ, где требовали подписать протокол, а также предлагали «уладить» дело, привезя им в понедельник 3,5 тысячи гривен. Само же задержание происходило в субботу. Александр обратился в местную больницу с жалобами на головную боль, тошноту, боль в груди и в ухе. Из больницы Мищенко выписали на следующий день — как только он сообщил о том, что его побили сотрудники ГАИ.
О происшедшем инциденте Александр написал заявление в милицию, которое передали в прокуратуру. Туда же в свою очередь обратились и сотрудники ГАИ, заявив о том, что задерживаемый оказал им сопротивление. Тем временем в райотделе в отношении самого заявителя возбудили дело по факту кражи 21 литра бензина.
Интересно, что исполняющий обязанности начальника сектора дознания Волновахского райотдела милиции Владимир Дояр на вопрос, кто же подал заявление о краже бензина, отвечал как-то расплывчато, будто формулируя свой ответ на ходу.
— Дело находится в производстве, и пока что я комментировать не могу, — заявил Владимир Дояр, сославшись на тайну следствия. — Факт кражи выявили работники милиции, материалы собирали они же. После проведенной инвентаризации на предприятии обнаружена недостача 21 литра бензина на сумму 127 гривен
В ходе беседы работник сектора дознания, а затем и инспектор ГАИ, который задерживал подозреваемого, почему-то упорно интересовались тем, в какой больнице лежит фигурант дела. Я в свою очередь постаралась узнать, зачем им такие сведения: не опасаются ли стражи правопорядка, что подозреваемый в совершении кражи 21 литра бензина может скрыться от следствия — например, эмигрировать из родного села в страны Шенгенской зоны? Собеседники отвечали уклончиво: «Ну, просто интересно».
— Наверное, они хотели, чтобы из донецкой больницы меня тоже «досрочно» выписали — никто ведь не хочет связываться с милицией, — позже при встрече со мной поделился своими соображениями о причинах повышенного интереса к месту его лечения Александр Мищенко.
Сам же инспектор группы организации дорожного движения отдела ГАИ Волновахского района Константин Бабченко, который вместе с напарником задерживал водителя Мищенко, заявил собкору «ФАКТОВ», что именно яростное сопротивление подозреваемого и побудило милицию к силовым мерам. По словам инспектора, в момент несения службы они увидели, как ко двору Мищенко (дом, возведенный на отшибе, был единственным строением в поле зрения инспекторов ГАИ, машина которых, напомним, стояла через дорогу напротив) подъехал грузовой автомобиль. Водитель вытащил канистру и понес к дому.
— Я представился и спросил, что в канистре, — рассказал инспектор ГАИ Константин Бабченко. — Мужчина стал сбивчиво отвечать, что это бензин, который он купил в Волновахе на автозаправке. Однако цену бензина он не смог точно назвать, и я попросил его оставаться на месте до приезда представителей предприятия, где работает этот водитель. Вместо этого он попытался скрыться, но был мною остановлен. Тогда водитель облил бензином меня и моего напарника, видимо, стараясь тем самым уничтожить улики. Потом он скомандовал жене нас поджечь, а затем на нас спустили собаку породы ротвейлер.
В свою очередь прокурор Волновахской районной прокуратуры Юрий Мирович заявил: в ходе проверки заявления сотрудников ГАИ об оказании им сопротивления была проведена экспертиза, которая показала, что на форме автоинспекторов имелось вещество, по свойству идентичное бензину, находившемуся в канистре.
— По словам работников ГАИ, водитель облил их бензином из канистры, а свою жену попросил их поджечь, — сказал Юрий Мирович, отметив, что на одежде водителя также были следы бензина. — Пока идет прокурорская проверка, мы не можем дать ответа на вопрос, превысили ли свои служебные полномочия сотрудники ГАИ. К тому же у нас еще нет заключения о наличии у водителя телесных повреждений и степени их тяжести.
Направляясь в больницу к подозреваемому Мищенко, я невольно вспоминала его оппонента — инспектора ГАИ Бабченко, который, не скрою, впечатлил меня своим богатырским телосложением. Глядя на солидного мужчину в форме, я пыталась представить себе «Рэмбо», который отважился вступить в бой с таким мощным и вооруженным соперником и его напарником.
— Как же я мог их облить бензином, если они выбили канистру у меня из рук и бензин разлился? — удивился Александр Мищенко, мужчина совсем не героических пропорций. — И как я мог просить жену поджечь сотрудников ГАИ, если сам был весь в бензине? Я бы загорелся первым!
Мищенко полагает, что кражу ему «шьют» в отместку за его заявление в милицию на действия работников ГАИ. Потерпевший обратился к адвокату.
— У моего клиента диагностированы инсульт и посттравматический отит в стадии рубцевания, — сообщил адвокат Геннадий Борисичев. — Ухудшение здоровья мужчины могло быть вызвано травмами, нанесенными ему сотрудниками ГАИ.
Намереваясь добиться объективного расследования, юрист направил ходатайства на имя областного и генерального прокуроров с просьбой принять материалы проверки в производство прокуратуры Донецкой области, а также назначить судебно-медицинскую экспертизу его подзащитному. По мнению адвоката, сотрудники ГАИ превысили свои должностные полномочия.