Наука та технології

Сегодня Институт электросварки им. Патона представил уникальную отечественную технологию

15:34 — 3 грудня 2010 eye 1474

«Мы придумали, как быстро справляться с катастрофическими авариями, подобными той, что произошла в этом году на нефтепромысле в Мексиканском заливе»

По сообщениям американских газет, компания «Бритиш Петролеум» потратила огромнейшую сумму — четыре миллиарда долларов — на ликвидацию катастрофической аварии на нефтепромысле в Мексиканском заливе, случившуюся в апреле. Тогда из-за пожара погибла одна из самых современных и дорогих нефтяных платформ. А из пробуренной под водой на глубине полтора километра скважины начали извергаться потоки нефти — шесть тонн в сутки. Остановить их удалось только через три м

есяца. Загрязнение моря и побережья достигло грандиозных масштабов. Сегодня украинские ученые представили новую технологию, которая, по их словам, позволила бы обуздать подводный фонтан нефти в считанные дни. Одним из авторов ноу-хау является президент Национальной академии наук Украины академик Борис Патон. Проект создан учеными Института электросварки имени Патона и Учебно-научного центра высоких технологий Национального университета обороны Украины.

(На фото один из авторов новой разработки — президент Национальной академии наук Украины академик Борис Патон)

Суть отечественной разработки в том, чтобы сделать поток нефти, извергающийся из аварийной скважины, управляемым. Например, направить его по трубопроводу в танкер.

 — В Мексиканском заливе поступали наоборот: пытались заглушить фонтан, — говорит соавтор украинской технологии Валерий Романюк, руководитель одного из подразделений Института электросварки имени Патона НАНУ.  — Вначале заливали скважину бетоном, затем ставили заглушку. Но нефть, вырывавшаяся из недр под гигантским давлением, срывала все это. Тогда водрузили тяжеленный 75-тонный колпак. Он простоял ровно две недели. Мощнейшим напором нефти сбросило и его.

Дошло до того, что рассматривались предложения остановить фонтан с помощью… ядерного взрыва. Предполагалось пробурить ходы к аварийной скважине и заложить атомный заряд. В результате взрыва пласты грунта сдвинулись бы и скважина могла оказаться перекрытой. Кстати, в советские годы подобную технологию, но с применением обычных зарядов, применяли при ликвидации аварий на нефтепромыслах. К счастью, в Мексиканском заливе до использования атомной энергии не дошло — уж очень это рискованно. Кстати, эта скважина самая глубокая в мире — трубы забурены под дно на глубину более десяти с половиной километров! Запасы нефти там открыты колоссальные — 550 миллионов тонн.

Сейчас мы представляем разработку, которую уже испытали в одном из бассейнов Института гидромеханики НАНУ. С помощью насосов имитировали подводный фонтан нефти. Установили на него особый модуль (подробности его конструкции не разглашаем, ведь это наше ноу-хау). А от модуля провели на поверхность трубу. Для каждой конкретной морской скважины такую систему нужно разрабатывать индивидуально. Ведь повсюду разные условия — глубина, сила и направление течений. Интересно, что нашу новую технологию можно использовать и для возобновления добычи нефти на заглушенных морских скважинах. Только в Каспийском море таких скважин около полутора тысяч. Часть из них прекратили эксплуатировать из-за аварий. Они еще могут дать много «черного золота».

В Украине на шельфах Азовского и Черного морей в ближайшие годы планируется создать новые нефте- и газоскважины. Мы создали нашу разработку прежде всего для них. Предлагаем ее взять на вооружение и за рубежом. Для этого пригласили представителей посольств 14 ведущих стран мира и представителей крупнейших нефтяных компаний. Ведь добычу «черного золота» ныне ведут во многих уголках планеты — у берегов Норвегии, США, Китая, Азербайджана… Аварии на морских промыслах случаются регулярно. Так что эффективные методы устранения таких происшествий весьма актуальны. Украинская технология принципиально новая, она позволяет решить одну из важнейших проблем защиты окружающей среды.

Катастрофа в Мексиканском заливе стала толчком к тому, что сейчас мировые нефтекомпании собрали миллиард долларов, чтобы в ближайшие полтора года создать службу быстрого реагирования на ЧП на морских промыслах. Мы предлагаем им сотрудничать.

Кстати, Институт электросварки имени Патона имеет богатый опыт сотрудничества с зарубежными партнерами. Так, недавно украинские ученые выполнили сложную разработку для китайской космонавтики: при создании орбитальной станции у китайских специалистов возникла проблема с установкой иллюминаторов. Они попросили помощи в Киеве. Наши ученые несколько лет работали над решением сложной задачи и таки нашли приемлемое решение.