Життєві історії

«А летать ваш «Запорожец» тоже умеет?» — спрашивали у хозяина изумленные горожане, наблюдая, как машина… плывет по Южному Бугу

16:43 — 10 грудня 2010 eye 4788

Изобретатель Петр Кищенко из райцентра Тростянец Винницкой области смастерил автомобиль-амфибию. А еще он собрал суперсовременный джип и превратил разбитую яхту в чудесный прогулочный катер

Как только Петр Федотович на своем «Запорожце»-амфибии совершает прогулку по Южному Бугу, люди на берегу провожают его удивленными и восторженными взглядами. Многие интересуются, как удалось смастерить это чудо техники. Некоторые даже решаются поплавать с умельцем по реке. А одному местному жителю так понравился «Запорожец», что он предложил изобретателю в обмен на амфибию свою иномарку…

«Усовершенствуя «Запорожец», заварил днище металлом и хорошенько обработал его герметиком»

 — Я очень люблю и рыбачить, и охотиться, вот и решил создать универсальный автомобиль, который мог бы не только ездить по твердому покрытию, но и переплывать водоемы, — рассказывает 53-летний изобретатель Петр Кищенко.  — Для этого решил переоборудовать старый, 1973 года выпуска, «Запорожец», подаренный когда-то отцом. Долгие годы он стоял в гараже в смазке и хорошо сохранился. До этого я предпочитал ездить на «Жигулях», иномарках. «Запорожец» же служил мне для воплощения творческих фантазий. Два года назад превратил его в кабриолет, и, замечу, ездить с ветерком мне понравилось. А потом решил, что эта машина сможет бороздить и водные просторы.

Усовершенствуя «Запорожец», я заварил днище металлом и хорошенько обработал его герметиком, чтобы в моторный отсек вода не поступала. Под родным двигателем малолитражки приварил турбину-водомет. Установил и дополнительные сальники, тоже защищающие от проникновения воды через полости. Надежно заварил все стыки сплошным ровным швом. Выкрасил машину в голубой цвет обычной автомобильной краской. В общем, недели за три управился. Никакого пенопласта или воздушных бочек снизу не прицепил, это лишнее. Но почему-то многие думают, что под днищем «Запорожца», который я назвал «Заповодцем», как только он спускается на реку, выстреливает какая-то воздушная подушка…

- И что, ваша амфибия сразу поплыла?

- Конечно, поплыла, да еще как! Испытывали мы ее вместе с зятем. На берегу я протянул трос от ввинченной под капотом лебедки к дереву, росшему рядом, и толкнул легковушку. Единственное, о чем волновался, это чтобы ее задок в воде не опустился вниз, ведь там мотор тяжеленный. Но «Запорожец» — молодец, так ровненько держался на воде! Все как и положено: ватерлиния выше порога, бампер и фары сверху. Тогда решил и сам сесть за руль. Нажал на газ, включил четвертую передачу, а автомобиль взял да и поплыл. Результат, как говорится, превзошел ожидания — центр тяжести амфибии я рассчитал правильно. Выворачиваю руль вправо — и машина уходит вправо, выворачиваю влево — и она направляется влево. Поворачиваю к берегу — выезжает на сушу! Остававшийся на берегу зять сфотографировал на мобилку мой первый заплыв. Больше никто наших испытаний не видел.

Добрым словом вспоминаю конструкторов «Запорожца», удобного и простого в управлении автомобиля, да еще и такого удачливого в экспериментах. Если мой «Заповодец» сильно груженый или на борту пять человек, более чем на семь сантиметров в воду он не опускается. Весит амфибия 740 килограммов, в воде развивает скорость до 15 километров в час, а на суше «разбегается» до 100 километров…

- Да, Петр Федотович, думаю, что и охотники, и рыбаки оценили бы такой транспорт…

 — Это так. И заметьте, в моей малолитражке-амфибии нет ни киля, ни лопастей. Если заканчивается бензин, можно управлять веслами, как обыкновенной лодкой. Вместе с женой Еленой мы часто отправляемся на дачу в село Скибинцы, существенно сокращая путь, ведь по реке к даче 11 километров, а по суше — 25.

«Люди, увидев, как я плыву в автомобиле по воде, решили, что убегаю от гаишников»

- Окружающие, наверное, уже привыкли к этой плавающей чудо-технике?

 — Похоже, что не привыкли, — отвечает Петр Кищенко.  — Всегда вижу удивление в глазах людей. Как-то приехал к берегу, а там полно отдыхающих. Прошу их расступиться, чтобы заехать в воду. Одни стали спрашивать, зачем мне это, другие хихикают, ожидая, что будет дальше. Но едва я приблизился к воде, люди буквально вцепились в машину, начали отговаривать от отчаянного шага. Попросил не мешать мне отчаливать. Тогда один молодой человек махнул рукой: плыви, только на глубину не рули, потому что спасать мы тебя не собираемся. Я ответил, что спасать меня и не надо, как-нибудь сам управлюсь.

Был случай, когда люди, увидев, как я плыву в «Запорожце» по воде, решили, что убегаю от гаишников. Зачем мне скрываться — я законопослушный гражданин! А как-то меня даже спросили: «А летать машина тоже умеет?» Я вчера купил лопату, чтобы снег со двора убирать, так пока шел домой, несколько знакомых подковырнули вопросом, дескать, не весло ли для своего «Запорожца» приобрел?

- Из воды на сушу машина выезжает без проблем?

 — На пологий берег Южного Буга выбираюсь нормально. А вот на пруду берег крутой, да еще выложен скользкими плитами, так что амфибия немного буксует. Но это не проблема. Под капотом — лебедка. Забрасываю трос за растущее поблизости дерево, нажимаю кнопочку дистанционного управления, и через две секунды мы вместе с машиной на берегу.

Петр Федотович привык к тому, что с ним и его амфибией частенько случаются забавные истории. Как-то ему пришлось спасать даму, которая так увлеклась, снимая «Запорожец» с берега на мобильный телефон, что упала в воду. А однажды помогал одному водителю тянуть из водоема иномарку, зачем-то последовавшую за ним прямо в реку! Недовольны изобретением лишь браконьеры. Иногда, задержавшись на рыбалке допоздна, Петр Федотович начинает собираться домой и, естественно, заводит мотор, включает фары. В эту минуту затаившиеся в кустах браконьеры разбегаются кто куда, испугавшись, что это рыбинспекторы застукали их на горячем. Как-то они даже пожаловали к Петру Федотовичу с претензией: дескать, порвал своим «Запорожцем» рыбацкие сети, возвращай целые!

«Я смастерил джип за пять тысяч гривен»

И взрослые, и дети просят Петра Федотовича взять их с собой в путешествие по Южному Бугу. Хозяин «Запорожца» никому не отказывает в таком удовольствии. «Капитан» амфибии с сожалением говорит о том, что сейчас в школах нет кружков, которые он сам с удовольствием посещал в детские годы — авиамодельный, радиоконструкторский… Ведь именно там мальчишкам прививают творческое мышление, любовь к технике. Вот и у нашего умельца заложенное с младенчества желание что-то конструировать, усовершенствовать предопределило выбор будущей профессии — он стал инженером радиосвязи и телевидения. А еще, вспоминает, неизгладимое впечатление на него произвела книга польского писателя Збигнева Ненацкого о приключениях пана Самоходика, старенького и потрепанного, но ловкого и храброго автомобиля, который всегда мог скрыться от преследователей.

Сейчас Петр Федотович взялся усовершенствовать свою амфибию. Хочет оснастить мощным мотором, чтобы легковушка развивала большую скорость в воде. Планирует изменить и ее внешний вид — сделать красивый кожаный откидной верх, защищающий от жаркого солнца и дождя, установить посреди салона раскладывающийся столик, чтобы пассажиры могли потрапезничать, в шахматы поиграть.

Амфибия не единственное изобретение умельца. Старую разбитую яхту он переделал в прогулочный катер. Мачту снял, ведь сильных ветров в этой местности почти не бывает. Тщательно заделал пробоину и зашпаклевал посудину. Установил дизельный мотор от мотоблока. На десятиметровом пластиковом корпусе плавсредства соорудил металлическую надстройку. Сейчас тут есть верхняя палуба для загорания, кабина на двенадцать человек, два кубрика со спальным отсеком, столики… Летом, как только начинается купальный сезон, желающих прокатиться с ветерком предостаточно!

А еще Петр Федотович сделал себе джип. И сам об этом чуде техники говорит с улыбкой: снаружи — это «Виллис» (американский внедорожник 1940-х годов. - Авт. ), а внутри — «Мерседес». «Виллис» принадлежал его отцу, но с годами он проржавел, от мощной машины осталась лишь передняя решетка. Изобретатель решил исправить ситуацию. Он взял двенадцать листов металла, мотор от старой «Волги», рулевое управление, гидроусилитель и сиденья от «Мерседеса», карбюратор и систему зажигания от «восьмерки». Все это соединил, и получился отменный джип. В целом, говорит мастер, потратил около пяти тысяч гривен. Сейчас своим джипом не нарадуется — он легкий в управлении, развивает приличную скорость. По документам это все тот же отцовский «Виллис»…

 — Всегда что-то мастерю, без работы сидеть скучно! — уверяет Петр Федотович.  — Весь инструмент сделал своими руками: сварочный аппарат-полуавтомат, бетономешалку, которая работает от аккумулятора, несколько пилок-»болгарок»… Все в хозяйстве пригодится!

По вечерам, как только выпадает свободная минутка, Петр Федотович отправляется в радиорубку, которую тоже оборудовал сам. На его позывной UR5NMP на связь с ним выходят радиолюбители со всего мира. А пятилетний внук Владик, первый помощник дедушки во всех его делах и начинаниях, уверенно повторяет позывные…

Фото автора