Так полярники посвятили своего начальника Александра Лящука в шерифы острова Галиндез, на котором находится украинская станция в Антарктиде. На прошлой неделе экспедиция вернулась в Киев после годичной зимовки
Полярников встречали в киевском аэропорту «Борисполь». В зале ожидания собрались их жены, дети, родители, любимые. Они рассказывали журналистам о том, как сильно соскучились по своим мужчинам, ведь не виделись с ними целый год. И вот зимовщики стали выходить в зал. Женщины бросились дарить им цветы, обнимать, целовать. Многие на радостях плакали. Пили шампанское из пластиковых стаканчиков. Один из тостов был поднят за экспедицию, которая только приехала в Антарктиду и которой предстоит пробыть там до будущей весны.
- Первые восемь месяцев мы прожили в изоляции от Большой земли, общаясь с внешним миром по интернету, — рассказал «ФАКТАМ» врач завершившейся годичной экспедиции на украинской станции в Антарктиде «Академик Вернадский» 44-летний Валерий Семенюк. — Ведь кораблям не пробиться к шестому континенту — моря на сотни километров от берега скованы льдом. К счастью, в том месте, где находится наша станция — рядом с материком на острове Галиндез, — в полярную ночь солнце поднимается над горизонтом на несколько часов в сутки. Благодаря этому переживать зиму проще. Впрочем, мы и так не скучали, работали, а досуг заполняли интересными занятиями. На станции отлично оборудован спортивный зал. Чуть ли не каждый день ходили на лыжах, делали спуски на сноуборде — на острове есть ледник с укрытым снегом склоном протяженностью метров двести. Механик даже подъемник там построил. Также в распоряжении полярников богатая библиотека, бильярд. По вечерам можно было смотреть фильмы в комнате отдыха.
Одним из наиболее веселых и запоминающихся событий зимовки стал мидвинтер (середина зимы) — главный праздник полярников. Согласно традиции, начальник зимовки Александр Лящук должен был приготовить блюда по индивидуальным заказам полярников. Самым сложным из заказов, на мой взгляд, был печеночный торт.
Обязательное мероприятие праздника — купание в море. Температура воды — минус 1,8 градуса. Кстати, при минус двух соленая вода там начинает замерзать.
По проливу плавали лишь небольшие льдинки, поэтому мы могли купаться. Некоторые просто окунались и быстро выбегали на берег, некоторые совершали небольшие заплывы. Когда оказываешься в воде, ощущения необычные — тело обжигает холодом и как будто иголочками покалывает. К слову, на станции есть банька. После парилки многие не прочь окунуться в море, а затем вновь бегут в парную, где температура около ста градусов. Это прекрасная закаливающая процедура.
Перед купанием на праздник середины зимы затеяли футбольный турнир. Полем служила ровная, укрытая снегом площадка. Нас на зимовке было 13 человек. Разделились на три команды. Победителям достались чаша и мяч. Затем проводили веселые конкурсы. Например, человека вращают в кресле, после чего он должен пройти по лестнице, лежащей на двух бочках. Или вот такое состязание: искали на острове огромные китовые позвонки и соревновались, кто дальше их бросит. Еще были забеги в ластах. А вечером — праздничный ужин в баре. Тут тоже конкурсы устраивали. Скажем, одна команда делает рисунок по какой-либо песне, другая — отгадывает. Засиживаться в баре после полуночи можно только на мидвинтер и Новый год. На стол выставляются хороший коньяк, водка, вина. Но никто много не пьет — не больше двухсот граммов. В бар обязательно надевают рубашку и галстук. Эта традиция к нам перешла от прежних хозяев станции — англичан — еще в 1996 году.
Полярники старались, чтобы дни рождения проходили как можно веселее и интереснее.
- Делали юмористические видеоролики, посвященные виновникам торжества, писали эпиграммы, шуточные песни, готовили подарки, — говорит начальник зимовки 37-летний Александр Лящук. — Ребята преподнесли мне самодельную звезду шерифа, деревянный револьвер «Смит и Вессон» раза в три больше настоящего и картонного коня. Я был объявлен шерифом острова Галиндез.
К счастью, минувшая зима на острове выдалась не очень суровой — самая низкая температура была зафиксирована в июле (когда в Украине лето, в Южном полушарии зима) — минус 17,6 градуса.
- Снега выпадало предостаточно, — рассказывает самый младший участник зимовки 23-летний студент-физик Олег Какаев. — Повседневной работой была расчистка своего рода тротуаров — они деревянные, установлены на невысоких столбиках. Каждый зимовщик должен был следить за «своим» участком дорожек — чтобы он был чист от снега. Большое внимание уделялось безопасности — если выходишь из здания станции, то оставляешь соответствующую запись на доске, похожей на школьную, указываешь, куда, зачем идешь и когда планируешь вернуться. Опоздаешь — тебя начнут искать.
Тщательнейшим образом готовились к ликвидации возможных пожаров. Ведь если станция сгорит, оперативно эвакуировать экспедицию в разгар зимы невозможно. Так что учения проходили раз в месяц.
Жили полярники в комнатах по двое. По пятницам устраивали генеральную уборку. Управлялись за несколько часов. Кстати, наводить порядок там гораздо легче, чем дома, ведь в Антарктиде нет пыли. На станции есть стиральная машина. Купались в бане или в душе. Пресную воду делали из морской — опресняли ее в специальной установке.
Органический мусор утилизировали с помощью бактерий в особом аппарате. А остальные отходы прессовали и затем вывезли на корабле на Большую землю.
Первые гости на Галиндезе появились в конце октября, когда в Антарктиде настал разгар весны. Поскольку полярники многие месяцы до этого жили замкнутым коллективом, с появлением туристов восемь человек переболели простудой. Гости наведывались на больших кораблях и на океанских яхтах. Стоимость туров на шестой континент высокая — от трех с половиной до десяти тысяч долларов.
Напомним, что в 2007 году на «Академике Вернадском» побывала принцесса Великобритании Анна с мужем, адмиралом Тимоти Лоренсом. А в этот раз самым именитым туристом был известный миллиардер, основатель компании «Майкрософт» Билл Гейтс, который приплыл на арендованной яхте со своими родителями. Для гостей провели экскурсию по станции, подарили бейсболки и юбилейные монеты, выпущенные к десятилетию первой украинской зимовки в Антарктиде. Компьютерный гений раздал автографы, сфотографировался с полярниками. А вот от угощения отказался.
- В 2007 году я приготовил торт в честь приезда принцессы Анны, с удовольствием накрыл бы праздничный стол и для Билла Гейтса, — говорит кок экспедиции 24-летний Артем Лоскутов, для которого минувшая зимовка была уже вторая по счету. — Старался, чтобы питание экспедиции было как можно более разнообразным, обязательно готовил салаты. Ребятам очень нравились отбивные, котлеты. Кстати, нормы питания предусмотрены неплохие — как для офицеров-подводников. Единственное блюдо, которое никому не надоедало, — борщ. Его даже иностранные гости ели с удовольствием. У нас есть морозильник для хранения мяса, рыбы и холодильник для овощей и фруктов.
- К нам даже старшеклассники из элитной австралийской школы приезжали, — рассказывает начальник зимовки. — Как я понял, курирует эту школу британский принц Чарльз. Мы играли с этими ребятами в футбол. Они были в восторге, ведь поле покрывает слой снега — экзотика для австралийцев!
Самая высокая температура в эту зимовку была в декабре — плюс девять градусов. Проливы освободились ото льда, и полярники ловили нототению. Надев на ноги «кошки» и вооружившись специальным снаряжением, поднялись на гору Де Мария высотой 635 метров. В экспедиции были полярники, которые занимались альпинизмом, — они и возглавили восхождение.
- На Галиндезе есть две колонии пингвинов, — говорит Валерий Семенюк. — Если подойти к ним и сесть где-нибудь неподалеку, любопытные птицы подходят «познакомиться», коснуться тебя клювом. А в пролив на кормежку заходили киты. Они показывали спины, выпускали фонтаны воды. Проплывая на моторных лодках, мы нередко встречались с этими исполинами. Вели они себя по-джентльменски: при приближении лодки уступали дорогу, уходя на глубину. Вообще, места там красивейшие. Бывало, заберешься на ледник — зрелище оттуда открывается замечательное: море, острова, айсберги. Смотришь и отдыхаешь душой.