В среду Лондонский Вестминстерский магистратский суд во второй раз рассматривал вопрос об экстрадиции основателя хакерского сайта Wikileaks Джулиана Ассанжа.
Ассанж был освобожден под залог в £240 тыс. до 11 января, когда должны состояться третьи слушания по делу о его экстрадиции в Швецию( как известно, шведская полиция подозревает его в совершении преступлений на сексуальной почве). До этого времени он должен получить электронный браслет слежения и сдать паспорт, чтобы лишиться возможности выезда за границу. Ассанж теперь обязан соблюдать «комендантский час», т. е. присутствовать в ночное время в поместье одного из поручителей — Вона Смита, основателя телекомпании Frontline News TV. Другим поручителем выступила дизайнер Сара Сандерс, предложившая залог в £150 тыс.
В то же время один из адвокатов Ассанжа заявил журналисту Алекси Мостресу, что его подзащитный может остаться в Уондсуортской тюрьме.
Королевская прокурорская служба, действующая от имени шведской прокуратуры, в течение двух часов может подать апелляцию на решение суда. До ее рассмотрения Ассанж должен оставаться в заключении. Ассанж не будет освобожден, если в течение того же времени не будут перечислены £200 тыс. на счет суда.
Апелляция прокуроров обычно рассматривается в течение двух дней, и чаще всего на этот срок подсудимый остается под замком. Но прежде для этого шведская сторона должна уведомить своих британских коллег, что немедленному освобождению под залог она противится.
На первом заседании, 7 декабря, защита уже ходатайствовала о залоге за Ассанжа. Тогда предлагалась сумма в £180 тыс. и поручительства режиссеров Кена Лоуча и Джона Пилджера, а также светской тусовщицы Джемаймы Хан, но судья не удовлетворил ходатайство.
Сегодняшнее заседание суда заняло всего час и десять минут. Ассанж вторично появился в суде в 14. 16 по Гринвичу. Учитывая общественный интерес к делу, окружной судья Говард Ридл разрешил прессе пользоваться в зале мобильными телефонами, чтобы отправлять сообщения в Twitter и набирать заметки, а также дозволил занять не только сидячие места, но и проходы.
В ходе слушаний защита Ассанжа упирала на то, что в Швеции формальных обвинений в отношении их клиента до сих пор не выдвинуто ни по одному из четырех эпизодов: в изнасиловании, противоправном принуждении и двух случаях сексуального домогательства в отношении двух жительниц Швеции. Одна из шведок обвиняет его в сексуальных контактах без презерватива ( В Швеции, если один из партнеров не согласен на такой секс, а соитие все-таки состоялось, оно может трактоваться как нарушающее закон). Как заметил суду адвокат Робертсон, существуют сомнения, что «эти изнасилования будут подпадать под категорию изнасилования в английском законодательстве».
Кроме того, адвокаты жаловались на неудовлетворительные условия содержания их подзащитного. По словам одного из них, Марка Стивенса, Ассанж содержится в одиночной камере, имеет право на получасовую прогулку, однако ему не разрешено общаться с другими заключенными, смотреть телевизор или брать книги в тюремной библиотеки. Доступ печатных материалов к нему также серьезно ограничен: разрешается читать лишь таблоид Daily Express, что Стивенс называет «смехотворной цензурой».
Мать Ассанжа Кристин также навестила сына в тюрьме, передав на волю его послание сторонникам: «Мои убеждения тверды. Я остаюсь верен идеалам, которые выражал. Эти обстоятельства не поколебали их. Все, что произошло, усилило мою уверенность в их справедливости и верности».
The Guardian отмечает недовольство британского адвокатского и правозащитного истэблишмента отсутствием формальных обвинений и ссылается на члена парламента леди Ладфорд, которая назвала требования о выдаче Ассанжа «рыболовной экспедицией».