«Мы неплохо умеем устраивать разрушения», — хвастается чеченский лидер, известный тем, что носит с собой оправленный в золото пистолет
Конечно, братья Кличко — это живые исключения в мире бокса. Тридцатичетырехлетний Владимир и тридцатидевятилетний Виталий собрали на двоих внушительное количество трофеев и титулов, несколько раз становились чемпионами мира. Оба они отлично дерутся на ринге, а за пределами его никогда не ведут себя как суровые парни — и с успехом дистанцируются от зыбкого мира бокса в его худших проявлениях.
Общественность давно знает братьев-украинцев как симпатичных, опрятных и вежливых джентльменов. Оба они активно участвуют в кампаниях ЮНЕСКО, оба удостаивались немецких медиа-премий «Бэмби» и «Золотая камера». Бывший президент Германии Йоханнес Рау (Johannes Rau) даже присвоил братьям титулы «посланников интеграции».
Даже в том, что касается политики, братья Кличко казались безупречными. Они поддержали борьбу за демократию во время «оранжевой революции» 2004 года на Украине, а Виталий Кличко даже основал свою собственную партию и выставил свою кандидатуру на выборах мэра Киева.
«Когда весь мир смотрит на тебя, — сказал он тогда, — то даже самые жестокие и жадные до власти лидеры всерьез задумываются, смогут ли они победить мирное движение».
Ни у кого не было даже повода усомниться в искренности столь возвышенных чувств. Но теперь начинают возникать сомнения в том, что провозглашаемая любовь боксеров к демократии столь уж глубока.
Взять, к примеру, встречу, имевшую место 15 августа 2009 года. Тем летним вечером безупречно, казалось бы, чистый Владимир Кличко встретился с политиком, обладающим репутацией несколько худшей, чем репутация сурового парня. На фотографиях, которых Запад практически не заметил, Владимир Кличко фигурирует вместе с печально известным правителем Чечни Рамзаном Кадыровым.
Кадыров — сын бывшего чеченского лидера Ахмада Кадырова, убитого в 2004 году. Когда-то Кадыров-младший командовал телохранителями своего отца. В 2007 году тогдашний президент России Владимир Путин назначил его президентом Чечни. Лидеры стран мира делают все, чтобы избегать встреч с Кадыровым.
Тому есть основания. Правозащитные организации обвиняют Кадырова в личном участии в пытках и безжалостном преследовании оппозиционеров. Австрийские следователи даже подозревают его в заказном убийстве чеченского эмигранта (в Вене сейчас идет суд по этому делу).
«Мы неплохо умеем устраивать разрушения», — хвастается чеченский лидер, известный тем, что носит с собой оправленный в золото пистолет.
Тем августовским вечером Кадыров наконец получил столь желанное ему признание: его посетил человек, известный во всем мире и называющий себя борцом за демократию, то есть Владимир Кличко. K-2 East — агентство Владимира — устроило в чеченской столице, Грозном, фестиваль бокса, и после этого Кличко обратился к принимавшему его хозяину со словами: «Я хотел бы поблагодарить президента Чечни Рамзана Кадырова» — во всяком случае, таковы его слова, приводимые на украинских веб-сайтах. Также сообщалось, что боксер предложил провести еще один фестиваль бокса в Чеченской республике и сказал, что это даст возможность молодым людям поставить себя как «истинных воинов».
Что же это — отдельная аномалия? Вряд ли. В начале декабря этого года Виталий Кличко сидел рядом с Кадыровым в зрительских рядах боксерского ринга в украинском городе Бровары. Почти на всех фотографиях с этого события запечатлен Кадыров: то на ринге, то рядом с ним, почти всегда — в позе чемпиона, иногда обнимающимся с кем-то из боксеров, иногда взвалившим его себе на плечи.
Всего за несколько дней до этого Дик Марти (Dick Marty), выступавший со специальным докладом в Совете Европы, дал венскому суду показания по делу об убийстве, в которых назвал правителя Чечни психопатом.
«Он живет во дворце с золотыми статуями львов у входе. У него собственный зоопарк, а в зоопарке тигр, внесенный в Красную книгу Всемирного фонда дикой природы», — сказал Марти.
Предлагается поверить, что братья Кличко не знали об этом?
Агентство Кличко в очередной раз организовало состязания по боксу в Украине. Кроме того, агентство распространяло фотографии из Грозного, где Кадыров запечатлен вместе с Владимиром. Но на официальной странице боксеров в интернете об этом событии ничего не говорится. Комментарии, касающиеся встреч между братьями и деспотом, многие из которых носят характер критики, можно найти лишь путем поиска по форумам этого сайта.
Директор группы Klitschko Management Бернд Бенте (Bernd Bönte) отвергает все обвинения, утверждая, что из-за того, что к одному из агентств Кличко приписан знаменитый чеченский боксер Заурбек Байсангуров, контакта с Кадыровым избежать практически невозможно. Ни один из братьев, продолжает Бенте, ни разу не выражал никакой симпатии к Кадырову, а опубликованные в украинской прессе заявления об обратном — полностью сфабрикованы. По его словам, братья не придерживаются никакого мнения касательно личности чеченского президента; сами же они предоставлять комментарии не готовы.
Пожалуй, здесь можно вспомнить одну фразу, которую сказал Владимир Кличко, выступая по радио: «Демократия — это как спорт. Без регулярных тренировок можно утратить форму».