Завтра вице-премьер-министр Украины, министр социальной политики Сергей Тигипко намерен представить в парламенте законопроект, меняющий пенсионную систему страны
«Не дай нам Бог жить во время перемен » Похоже, мудрость этой поговорки жители Украины почувствуют уже в следующем году. Правительство не устает нас радовать: за бюджетной, административной и налоговой реформами последовала реформа пенсионная. Сегодня вице-премьер-министр Украины, министр социальной политики Сергей Тигипко намерен представить в парламенте законопроект, который может в корне изменить систему назначения пенсий в стране. Как именно? Попробуем разобраться
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ НА ПЕНСИИ ВВОДИТЬ НЕ БУДУТ
Объемный (более 170 страниц) законопроект «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» можно условно разделить на две части. Первая касается изменений действующей пенсионной системы. Вторая — внедрения накопительного пенсионного страхования. Понятно, что наибольший резонанс вызвала именно первая часть. И неспроста, ведь она предусматривает увеличение необходимого страхового стажа, повышение пенсионного возраста, изменение механизма начисления пенсий и надбавок за стаж. В общем, есть о чем рассказать.
Отметим сразу: слухи о введении налога на пенсии — это только слухи. Налогообложение пенсионных выплат не планируется. Более того, в статье 165 Налогового кодекса четко сказано, что суммы пенсии и пожизненного денежного содержания не входят в налогооблагаемый доход.
Очень важный пункт реформы — установление максимальной пенсии. Она имеется и сейчас, но ограничение не касается народных депутатов, судей и некоторых других привилегированных спецпенсионеров, а действует только для обычных пенсионеров.
В новом законопроекте ограничение будет установлено для всех пожилых граждан, ушедших на заслуженный отдых. Выплаты не могут превышать 12 прожиточных минимумов для нетрудоспособных (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, пенсий за особые заслуги и так далее). В 2011 году эта сумма может составить от 9 тысяч до 9,5 тысячи гривен (по мере увеличения прожиточного минимума).
Также ходили слухи об отмене пенсий работающим пенсионерам. Это частично подтвердилось: ограничения касаются специальных и досрочных пенсий. Обычным работающим пенсионерам пока ничего не грозит.
Что изменится? Во-первых, работающим людям не будут выплачивать досрочно назначенные пенсии.
Во-вторых, работающие спецпенсионеры — госслужащие, депутаты, судьи, прокуроры, научные работники — будут получать обычную пенсию. Право на спецпенсию они приобретут только после увольнения.
Зато работникам бюджетной сферы предусматривается при выходе на пенсию выплата одноразовой денежной помощи в размере десяти назначенных месячных пенсий.
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ЖЕНЩИН УВЕЛИЧАТ С 55 ДО 60 ЛЕТ, А ДЛЯ МУЖЧИН-ГОССЛУЖАЩИХ — ДО 62 ЛЕТ
Самый резонансный пункт реформы — о повышении пенсионного возраста. Документ предусматривает, что и женщины, и мужчины будут выходить на пенсию одновременно — в 60 лет. Поскольку сейчас слабый пол имеет право уйти на заслуженный отдых в 55 лет, проект планирует переходный период: каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться на полгода.
В то же время в законе предусмотрена выплата надбавок людям, которые добровольно решат уйти на пенсию позже. Причем чем дольше человек останется на работе, тем более высокая пенсионная надбавка ему положена (см. таблицу).
Увеличение размера пенсионной выплаты производится только за полный год, в течение которого человек отказывается выходить на заслуженный отдых. Женщинам, родившимся с 1 февраля 1956 года до 31 июля 1960 года (то есть тем, кто почувствует на себе все тяготы переходного периода), предоставляется надбавка в размере 2,5 процента за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию — начиная с 55 лет и до достижения 60 лет.
Мужчинам пенсионный возраст решили не увеличивать. Исключение составляют те, кто рассчитывает на специальную пенсию (госслужащего, народного депутата, судьи или же на так называемую научную пенсию). Им увеличили возраст выхода на пенсию до 62 лет. А до этого времени они будут получать обычную страховую пенсию. Постепенно увеличится и выслуга лет для военнослужащих — с 20 до 25 лет.
На сколько лет откладвается выход на пенсию по возраст | Повышение |
1 | 3 процента |
2 | 6,71 процента |
3 | 11,83 процента |
4 | 18,54 процента |
5 | 27,07 процента |
6 | 36,46 процента |
7 | 46,85 процента |
8 | 58,43 процента |
9 | 71,19 процента |
10 | 85,32 процента |
НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДЕТ КАСАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕХ, КОМУ НЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 35 ЛЕТ
Вторая часть пенсионной реформы предусматривает введение накопительного уровня пенсионной системы: когда человек часть взносов откладывает на свой личный счет. Эти деньги приумножаются управляющими компаниями, и человек, выйдя на заслуженный отдых, будет получать к пенсии из солидарной системы доплату с личного накопительного счета.
Ранее предусматривалось, что страхование будет производиться в Едином государственном накопительном пенсионном фонде. Законопроект переносит страхование на множество негосударственных фондов, среди которых человек волен будет выбрать себе любой. Но администрированием страховых взносов накопительной системы будет по-прежнему заниматься Пенсионный фонд Украины.
Размер страхового взноса на накопительное пенсионное страхование сначала составит 2 процента зарплаты. Каждый год он будет увеличиваться на один процент и постепенно поднимется до 7 процентов.
Увы, накопительный уровень будет доступен только тем, кому на момент его внедрения не исполнится 35 лет. Когда наступит этот момент? Закон четко гласит: в год, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины. Так что нескоро
НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНСИИ СТАЖ ВЫРАСТЕТ НА 10 ЛЕТ, А ЗАРПЛАТА БУДЕТ ПРИНИМАТЬСЯ ВО ВНИМАНИЕ
ТОЛЬКО ЗА ПЕРИОД С 1 ИЮЛЯ 2000 ГОДА
Со стажем вообще все усложнится. Во-первых, проект предполагает увеличить минимальный стаж с 5 до 15 лет. Этого хотели многие, поскольку сейчас люди, проработавшие 6 лет и 46 лет, одинаково имеют право на страховую пенсию и получают все гарантии от государства. Теперь же граждане, у которых стаж составляет менее 15 лет, будут получать не пенсию, а государственную помощь людям, не имеющим права на пенсию.
Во-вторых, на 10 лет увеличен стаж, дающий право на такую государственную гарантию, как минимальная пенсия. Для женщин он может вырасти с 20 до 30 лет, для мужчин — с 25 до 35 лет.
Казалось бы, ну и что? А вот что: сейчас люди за каждый год сверх необходимого стажа получают надбавку к пенсии в размере 1 процента минимальной суммы. То есть мужчина с 40-летним стажем получает надбавку в размере 15 процентов. Надбавка за «лишний» стаж сохранится. Но поскольку необходимый стаж увеличен, то у человека будет уже не 15, а всего лишь 5 лет дополнительного стажа. И соответствующая надбавка — 5 процентов.
Зато есть и изменения, которых ждали многие: для назначения пенсии нужны будут сведения о зарплате после 1 июля 2000 года, внесенные в систему персонифицированного учета взносов. Ведь сейчас людям необходимо подать в Пенсионный фонд информацию о заработке за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года плюс за весь страховой стаж после 1 июля 2000 года. И если со страховым стажем с 1 июля 2000 года проблем не было (все данные хранятся в базе Пенсионного фонда), то раздобыть справки о зарплате до этого периода было весьма проблематично. Во время распада СССР многие предприятия исчезли. Немало фирм поглотили гиперинфляция 90-х и кризис 1998 года. Понятно, что архивы не сохранились (несмотря на строгое предписание законодательства сберегать их 70 лет), и люди были вынуждены разыскивать документы, доказывать, объясняться
Если проект примут, все будет просто. Сведения о взносах поступают от предприятий в Пенсионный фонд автоматически. Каждый работающий человек давно уже имеет личное электронное дело, где хранятся данные обо всех его взносах и зарплатах. Поэтому порядок предоставления документов для получения пенсии будет максимально облегчен.
Еще один нюанс: сейчас все заработки для начисления пенсий «осовремениваются». Коэффициент зарплаты конкретного человека умножают на среднюю зарплату за год, предшествовавший обращению за пенсией. Таким образом, у людей с одинаковым стажем и заработком, выходивших на пенсию в разные годы, пенсии отличались. И поскольку средняя зарплата в стране постоянно повышается, то в выигрыше были те, кто уходил на пенсию позже.
Так вот, законопроект предусматривает, что при назначении пенсии коэффициент стажа будет умножаться на среднюю зарплату не за один год, а за три. Тогда перепады «разногодовых» пенсий будут не такими значительными.
Министерство социальной политики начало общественное обсуждение пенсионной реформы. Все замечания и предложения можно посылать по почтовому адресу: ул. Эспланадная, 8/10, г. Киев, 01001, с пометкой «Общественное обсуждение».
Также замечания и предложения можно оставить, обратившись на правительственную горячую линию по телефону: 0-800-507-309. Работает также специальная информационная горячая линия по вопросам пенсионной реформы: 0-800-500-392 (в рабочие дни с 9:00 до 18:00). Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.