Україна

На киевских заправках средняя стоимость литра бензина А-95 повысилась на 39 копеек — до 8 гривен 34 копеек

17:11 — 28 грудня 2010 eye 678

По мнению специалистов, если правительство введет с нового года пошлину на импортное топливо, цена на бензин может подскочить еще на 2 гривни

Чем ближе новый год, тем выше цены на автозаправочных станциях. Причем подорожание довольно существенное. За две недели средняя стоимость литра бензина А-95 на киевских заправках повысилась на 39 копеек, до 8 гривен 34 копеек, бензина А-76 — на 18 копеек, до 7 гривен 22 копеек, а дизтоплива — сразу на 42 копейки, до 7 гривен 64 копеек. Да и в целом по Украине цены существенно выросли. Так, литр бензина А-95 подорожал на 37 копеек, до 8 гривен 9 копеек, А-76 — на 34 копейки, до 7 гривен 30 копеек, а дизтопливо — на 40 копеек, до 7 гривен 45 копеек.

Эксперты отмечают три основные причины роста стоимости горючего. Во-первых, повышение мировых цен на нефть. На Нью-Йоркской товарной бирже баррель нефти стоит уже более 94 долларов, а это рекордная цена за последние два года. Во-вторых, некоторые отечественные нефтетрейдеры уже начинают закладывать в стоимость топлива повышенные акцизы на нефтепродукты, которые вступят в силу с 1 января. И третьей причиной является намерение правительства установить дополнительную пошлину на топливо, которое ввозится в Украину. Размер пошлины может составить до 130 долларов за тонну бензина. По мнению директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна, если правительство таки введет с нового года пошлину, то литр бензина А-95 может подорожать до 10 гривен.

По замыслу правительственных чиновников средства от взимания пошлины должны пойти на модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако эксперты сомневаются в эффективности такого шага. Все украинские НПЗ находятся в частной собственности, поэтому фактически государство собирается за счет налогоплательщиков финансировать частные компании. Кроме того, введение пошлин приведет к тому, что на рынке станет гораздо меньше качественного импортного топлива, а на его место придет низкосортное горючее, всевозможные суррогаты. Также, по словам Сергея Куюна, Украина рискует нарушить ряд обязательств, которые брала на себя при вступлении во Всемирную торговую организацию. Ведь по нормам ВТО максимально допустимая импортная пошлина на бензины может составлять не более 5 процентов, а на дизельное топливо — до 2 процентов от таможенной стоимости. При нынешних ценах это 35-40 долларов на бензин и 10-20 долларов на дизтопливо.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»