Політика

Владимир Литвин: «Каждый день благодарю Бога за то, что любовь моих детей, несмотря на мое недостаточное внимание к ним, не становится меньше»

12:40 — 30 грудня 2010 eye 1400

Накануне Нового года и Рождества Председатель Верховной Рады рассказал «ФАКТАМ» о том, какое желание загадает в новогоднюю ночь и где его семья проведет праздничные каникулы

Новый год и Рождество — это время радостных забот и желанных гостей, время мечтать и надеяться. Зимние праздники возвращают нас в детство, когда казалось, что в эти дни непременно произойдет что-нибудь необыкновенное и исполнятся все заветные мечты. Впрочем, каждому человеку — и ребенку, и взрослому — хочется хотя бы на одну ночь поверить в чудо, в то, что грядущий год будет обязательно лучше, чем уходящий. В новогоднюю ночь желания загадывают даже политики. О сокровенных мечтах, а также о семейных традициях празднования Нового года и Рождества «ФАКТАМ» рассказал Председатель Верховной Рады Владимир Литвин.

«У меня в гараже вместо машины и канистр с бензином стоят стеллажи с книгами»

- Владимир Михайлович, как будете новогодние праздники отмечать? Кататься на лыжах не разучились?

 — Вы знаете, наша большая семья в некотором роде интернациональна. Поэтому и чтим все праздники, начиная с католического Рождества 25 декабря и заканчивая Крещением 19 января.

- У вас есть повод праздновать Рождение Христа 25 декабря?

 — Да, моя сестра замужем за католиком.

А что касается лыж… Если все будет нормально, то хочу съездить с семьей в Карпаты, встретить там Новый год и заодно покататься. Несколько пар своих беговых лыж я отдал в Новоград-Волынский интернат в Житомирской области. Остались только лыжи для спуска с горных склонов. В прошлые выходные приезжали дети, примеряли костюмы, лыжные ботинки. Правда, сыну Ивану из моей одежды ничего по размеру не подошло, зато зятю лыжный костюм оказался впору.

Мы с женой уже не раз встречали Новый год в Карпатах. Нам там очень нравится: спускаешься с горы, а внизу — ресторанчик, где много людей. Но царит такая атмосфера, что кажется — мы только вдвоем. В этом году к нам присоединятся дочь Елена с мужем и сын. Ивану уже 21 год, он учится на пятом курсе Института международных отношений.

- Жениться не заставляете?

 — Думаю, с этим не стоит спешить. Свою судьбу Иван, кажется, еще не встретил. Спрашиваю иногда: у тебя есть девушка? Отвечает, что временно свободен (смеется). Что касается дочери, то семейная жизнь у нее складывалась сложно, но теперь уже все наладилось (Елена Литвин развелась с первым мужем, а два года назад вновь вышла замуж.  — Авт. ). Правда, мы с женой все равно очень переживаем, как, впрочем, и все родители волнуются за своих детей. По большому счету, мы живем для них.

- А какие подарки детям приготовили?

 — Стыдно признаться, но я что ни куплю, все не к месту… Поэтому подарками занимается супруга. А дети дарят нам что-нибудь оригинальное. Например, преподнесли как-то деревянную руку, которой удобно спину чесать, или шкатулку в виде книги Карла Маркса «Капитал» с набором бутафорских денег. Один раз подарили шариковую ручку и ластик огромных размеров. А в день святого Николая сын преподнес мне набор душистых банных веников. У меня же для него сюрприза не было — в этом плане я оказался никудышным отцом. Сидел в праздничный день в гараже, на горе книг, и раскладывал их по полкам.

- Гараж в библиотеку превратили?

 — У меня в гараже вместо машины и канистр с бензином стоят стеллажи с книгами. Это моя дополнительная библиотека, поскольку в кабинете и собственно в библиотеке места уже не хватает. Поставил в гараже диван, коврик постелил, а как все книги расставлю, притащу и письменный стол. Жене уже сказал, что буду там работать. Мне нравится находиться среди книг, люблю их запах. Вот и в день святого Николая расставлял по полкам 17-томное собрание сочинений Николая Гоголя, перечитывая некоторые его произведения.

- У вас есть любимая книга?

 — Нет, если я беру книгу в руки, она для меня уже любимая. Сейчас читаю монографию американского политолога Парага Ханны «Второй мир». Молодой и одаренный ученый описывает свое видение развития мира в будущем. Есть в книге и глава об Украине. Я не удержался, забежал наперед и прочитал ее. Так вот, Ханн пишет, что Украина, хотя все еще бедная, но уже не совсем советская. При этом автор относит нас к странам «второго мира», куда, по его мнению, входят государства Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока. То есть те страны, которые бедны и богаты одновременно, сверхсовременные и отсталые, но по ряду параметров способные в новом мире конкурировать с США и Евросоюзом…

- Владимир Михайлович, вы родились в семье, где свято чтут традиции. На Рождество поедете к родителям в Житомирскую область?

 — Пока в раздумьях. Мне очень нравится, как красочно встречают Рождество на Западной Украине. Но хочется и дома побывать. Мама на Святвечер готовит кутью, узвар, на столе обязательно 12 постных блюд. Не знаю, как ей это удается, но в доме всегда присутствует ощущение таинства, царит атмосфера святости и праздника. До 7 января мама запрещает нам петь песни, ведь еще пост длится. Но мы с братьями, как только приезжаем, так почти сразу же и заводим: «Горiла сосна, палала… » (смеется).

Раньше на Рождество мама всегда запекала буженину: шпиговала свиной окорок чесноком, разными специями, укладывала на противень, накрывала сверху тестом и — в печь. По дому такой запах шел, что слюнки текли… Еще обязательно делала на Рождество домашнюю колбасу из… картошки.

13 января маме исполнится 82 года. В этот день мы все обязательно к ней приедем.

«Я в детстве все курил: кизяки, ольху, подсолнечник и бузину… »

- Сейчас, наверное, в выборе еды вы более привередливы?

 — Да нет, что на стол поставят, тому и рад. После обеда могу даже не вспомнить, что ел. При моем темпе работы, я не ем, а глотаю. Говорят, это очень вредно. Один из депутатов как-то учил меня, что сначала нужно одной стороной челюсти 40 раз прожевать, потом второй столько же и только затем глотать. Так вот, когда я однажды с ним обедал, то он только салат съел, а я уже сладкое чаем запивал.

Правда, холодец не люблю с детства. Его у нас всегда очень жирным делали, взрослым нравилось, а я обычно отказывался. Впрочем, с возрастом вкусы у человека меняются. Раньше, например, очень любил вареники с капустой и льняное масло, а сейчас равнодушен к ним. Хотя сегодня, как и в детстве, обожаю деруны со шкварками. А в студенческие годы для меня вершиной наслаждения была вода из колодца, что на родительском подворье. Никак не мог привыкнуть к киевской воде из-под крана!

К тому же вода у нас в селе вкуснющая была! Отец приезжал домой на лошадях и поил их из ведра. А после давал и нам, детям, попить из того же ведра. Считалось, что если выпьешь воды после лошади, будешь таким же, как и она, здоровым и выносливым, сможешь меньше спать и больше работать. Помню, мать, когда будила нас по утрам, всегда приговаривала: «Сусiдськi дiти давно встали, а мої ще сплять». Хотя на улице в это время было еще темно.

- Рождественские обряды, колядки помните?

 — Всегда было весело, когда по дворам ходили ряженые. Дети пытались угадать, кто из односельчан кем оделся. А над некоторыми хозяевами, которых в силу разных причин считали вредными или злыми, в праздничные дни могли своеобразно пошутить — скажем, затащить на крышу дома собачью будку (смеется). По селу разъезжали тройки с бубенцами… Но, конечно, самое большое событие — это коляда. Помню, как мы, дети, собирались после походов по хатам и смотрели, кто чего наколядовал. Это сейчас колядникам деньги дают. А в моем детстве денег у сельских людей было очень мало. Поэтому одаривали в основном конфетами, пирожками. А если и давали какие-то деньги, то максимум 10-15 копеек. Хотя мы и пели: «… Дайте дядьку п'ятака, а п'ятак не важний, дайте рубль бумажний». Но расщедриться на рубль могли иногда только заезжие гости из райцентра. Для сельских детей тогда это были колоссальные деньги.

- И что вы себе на них покупали?

 — Ситро. Иногда, правда, спички и сигареты.

- Неужели курили?

 — Когда мне в шесть лет доверили пасти корову, хотелось окончательно стать взрослым. Поэтому в детстве я курил все: кизяки, ольху, подсолнечник и бузину. Затем стал подворовывать табак у деда, да такой, что затянешься — откачивать нужно было. Но потом, как отрезало, больше не курил.

- Ремнем отрезало?

 — То, что били за курение, так это понятно (смеется). Просто у меня в семье никто не курит. Ни отец, ни братья, только один дед по материнской линии любил табачок…

- Иван тоже не курит?

 — При мне никогда не курит и даже рюмку не берет. Не потому, что я такой строгий. Просто мы придерживаемся принципа: воспитывать детей собственным примером. То есть если в семье отец и мать любят читать, то читают и дети.

Когда я был таким, как сейчас Иван, то алкоголем не баловался. Позже, конечно, приобщился к благам цивилизации (смеется). Но в молодости я активно занимался спортом.

- И сейчас в футбол играете?

 — Да, если нахожусь в Киеве, то каждую среду или субботу играю в любительском клубе «Фортуна». Это команда людей разных возрастов, профессий и взглядов. У нас там все одинаковые, как в бане: обходимся без начальства, титулов и отчеств. Иногда сын приходит посмотреть на нашу игру. И если я вижу, что мы проигрываем, то сразу Ивана на поле выпускаю.

- А когда набегаешься, аппетит-то разыгрывается. Разливаете по сто граммов?

 — Раньше было дело, сейчас, как правило, нет. Кто пивком балуется, выпивает бутылочку. Я лично пиво могу пить только жарким летом, а зимой — не понимаю. В основном закусываю. Потому что обязательно кто-то из команды покупает хлеб, сало, и мы все вместе садимся, с удовольствием едим и общаемся.

«В новогоднюю ночь буду  мечтать о внуках и просить Бога, чтобы родители  подольше оставались с нами»

- В прорубь на Крещение будете окунаться?

 — Обязательно. Для нас Крещение — большой праздник. Моя жена уже давно купается в ледяной воде. Как только река льдом покрывается — она сразу в прорубь. Я тоже приобщился к этому занятию. Вот недавно искупался в ледяной воде, открыл сезон. Ощущения, которые испытываешь, выходя из ледяной воды, трудно передать. Красота! Одеваться сразу не хочется. Чувствуешь себя здоровым, молодым и красивым. Правда, это быстро проходит (смеется).

- Дети делятся с вами своими сокровенными мечтами?

 — Мог бы соврать что-нибудь, но, честно признаюсь, нет. Думаю, что дочь мечтает о детях. Сын хочет быть всем сразу. Сейчас Иван одновременно учится в институте, занимается со своим друзьями бизнесом и берет у преподавателей дополнительные уроки, играет в футбол и увлекается рукопашным боем.

- Бизнес у сына успешный?

 — Начинал с друзьями с тюнинга машин, но что-то у них не заладилось. Сейчас, насколько я знаю, переключились на водные мотоциклы, какие-то снегоходы… Во всяком случае, денег ему мы не даем, Иван сам себе на жизнь зарабатывает.

- Если не секрет, то какое желание вы загадаете под бой часов в Новый год? Или давно разуверились в этой традиции?

 — Ну почему же… Я мечтаю о внуках. Так что буду просить Бога о том, чтобы послал нам внуков, чтобы подольше с нами оставались мои родители и чтобы мама жены не болела. Ведь Татьяна одна в семье, нет ни братьев, ни сестер. Попрошу себе душевного спокойствия. Я часто хожу на службу в Свято-Пантелеймоновский собор в Феофании, молюсь, когда необходимо, становлюсь на колени. И счастлив, когда никто не обращает на меня внимания.

Поймите, я пересмотрел некоторые свои жизненные установки и уже давно не стремлюсь всем понравиться. Конечно, как и любому человеку, хочется, чтобы меня все слышали и понимали. Но сейчас я более спокойно воспринимаю критику в свой адрес, хотя все же иногда случается, что потом неделю не могу успокоиться. При этом казню себя больше всех критиков вместе взятых. Вот, например, многие участники недавних событий в Верховной Раде уже забыли о стычке. А у меня в сердце сидит заноза. До сих пор виню себя и думаю, что же еще нужно сделать, чтобы в будущем избежать подобного развития событий.

- Говорят, что власть — это наркотик. А вы как ее воспринимаете?

 — Согласен, власть — самый сильнодействующий наркотик.

- Вы в этом смысле чувствуете себя «наркозависимым»?

 — Да, в 2006 году, когда моя политическая сила не прошла в парламент, отрезвление было очень болезненным. После этого постарался отучить себя от этого наркотика. Но было бы неправдой сказать, что мне это удалось на 100 процентов. Тем не менее сегодня я морально готов ко всему.

- Бывают случаи, когда вы ропщете на свою судьбу?

 — Конечно. Но мне, честно говоря, грешно жаловаться. Хотя и стартовал в жизни пешим ходом, когда многие уже ехали на автомобиле.

- Владимир Михайлович, если бы у вас была возможность что-то исправить в своей жизни, что бы вы изменили?

 — Я по-другому построил бы семейную жизнь. У меня было бы больше детей. Постарался бы быть к ним более внимательным, чаще общался бы и не обижал. Мне уже скоро 55, а кажется, и не жил толком. Годы как один день пролетели… И я ежедневно благодарю Бога за то, что любовь моих детей, несмотря на мое недостаточное внимание к ним, не становится меньше.

*Раньше Владимир Литвин с женой вдвоем встречали Новый год в Карпатах. В этом году к ним присоединятся (слева направо) сын Иван и дочь Елена с мужем Эдуардом