Події

Почти 15 миллионов гривен похитили донецкие аферисты у операторов мобильной связи

16:19 — 4 січня 2011 eye 580

Следственным отделом управления по борьбе с организованной преступностью Донецкого областного главка милиции направлено в суд уголовное дело в отношении организованной преступной группы, совершившей ряд тяжких экономических преступлений. Восемнадцать томов — таков результат напряженной работы оперативников, которым во время расследования пришлось в ускоренном темпе пополнять свои технические знания. Уникальность дела в том, что в Украине, да и других странах СНГ, практически нет опыта раскрытия подобных преступлений.

Иногда звонки с мобильного длились от нескольких часов до двух суток!

Новая формация аферистов — фродеры, как объяснила главный специалист отдела по связям с общественностью донецкой областной милиции Ирина Гриновецкая, — это мошенники, использующие ресурсы мобильной связи для получения материальной выгоды. Такой вид мошенничества появился у нас в стране около трех лет назад и фактически является скопированным опытом сотовых аферистов из США и России. Правда, дончане адаптировали механизм совершения преступления к украинским условиям. Одна из «артелей» фродеров и попала в поле зрения убоповцев. Действовала эта преступная группа с 2008 года, а ее оперативная разработка длилась более 12 месяцев.

По словам следователя по особо важным делам Ярослава Ющенко, который расследовал аферу, группа состояла из пяти человек, включая одну девушку. Все в возрасте 27-37 лет. Их преступную деятельность можно условно разделить на два сегмента. Первый — это получение бонусных баллов, то есть виртуальных денег, путем совершения фиктивных звонков. И второй — перевод этих баллов в безналичные денежные средства и последующее их обналичивание.

 — Злоумышленники использовали различные способы для противоправного завладения денежными средствами мобильных операторов, но в интересах следствия я могу дать лишь общую схему совершения преступления, — рассказывает Ярослав Ющенко.  — Вначале дельцы оформляли контракты на пользование услугами мобильной связи на подставных лиц либо обманом завладевали контрактными номерами. Впоследствии с них осуществлялись звонки на прайм-номера, то есть на номера с высокой стоимостью звонка. За короткий промежуток времени наши фигуранты обеспечивали массовый поток таких вызовов. Суть действия в том, что за подобные звонки определенные зарубежные компании выплачивали комиссионное вознаграждение — пять-десять процентов от суммы, на которую наговорил абонент.

Получается, что ловкачи звонили с контрактных номеров, а за эти звонки украинский мобильный оператор, в соответствии с заключенными международными договорами, производил перечисление денежных средств в адрес зарубежных роуминг-партнеров. Те, в свою очередь, перечисляли комиссионное вознаграждение за предоставление услуг голосового трафика. И шло это вознаграждение на банковские счета, которые указывали фигуранты при заключении договора, — таким образом фродеры прикарманивали деньги. Кстати, контрактный номер использовался всего один раз, поскольку мобильные операторы потом его блокировали в связи с отсутствием оплаты за предоставление услуги сотовой связи.

Как правило, мобильные прайм-номера работают в автоматическом режиме. Это может быть все что угодно: секс, сказки, Библия, информация по открытию визы. Слушай сколько хочешь. Только наши умельцы и этого не делали. Они адаптировали специальные компьютерные программы, которые позволяли автоматически, в заданном алгоритме, осуществлять звонки с их телефонов. В то время когда мобилки надолго соединялись с номерами в Сомали, Сьерра-Леоне, на Мадагаскаре, в Грузии, Литве, их хозяева могли находиться в баре, на пляже, да где угодно. Нередко, чтобы избежать заблокирования «родным» мобильным оператором, мошенники выезжали по туристическим путевкам в страны Африки, Азии и Европы, совмещая отдых с «работой».

Понятно, что подобная комбинация возникает не на пустом месте. Фродеры, в том числе и члены задержанной группы, изучая деятельность мобильной связи, находили недочеты в бонусной программе мобильного оператора, в порядке оформления контрактных номеров или же в порядке подключения дополнительных услуг. Детально прорабатывали правовую базу и техническую сторону деятельности мобильного оператора, обдумывая, каким образом можно что-то провернуть.

При работе с одним оператором мобильной связи мошенники манипулировали с бонусной программой, в отношении другого делались звонки на прайм-номера. Сначала шли пробные звонки. Когда видели, что в тестовом режиме все получается, в определенный день проводили акцию, которая носила массовый характер. Две-три недели подготовки завершались звонками продолжительностью от нескольких часов до двух суток(!). И за это им полновесным потоком текло комиссионное вознаграждение от зарубежных компаний.

У каждого члена группы был свой круг обязанностей — у кого интеллектуальный, у кого «рабочий»

 — Чтобы получить материальную выгоду за совершение мошеннических действий, злоумышленники вначале использовали реквизиты некоторых конвертационных центров, — продолжает Ярослав Ющенко.  — Когда правоохранители пресекли подобную деятельность, аферисты уже сами создали ряд субъектов предпринимательства для обналичивания либо транзита безналичных денежных ресурсов, добытых в результате сотового мошенничества. На последнем этапе, начиная с 2009 года, фродеры использовали реквизиты подконтрольных им офшорных предприятий. То есть денежные средства фактически перебрасывались со счетов различных банковских учреждений других стран на счета фигурантов в украинских банках, где обналичивались. Офшоры были нужны, чтобы впоследствии помешать вычислить аферистов, номинальные руководители предприятий проживали в других государствах и даже на других континентах. Именно это создало проблемы для следствия, поскольку приходилось тратить достаточно много времени, чтобы получить из-за границы ответ на официальный запрос.

Фигуранты донецкого уголовного дела управляли этими счетами с помощью интернет-банкинга. Кстати, отвечала за работу с офшорными счетами именно девушка. Вообще же, у каждого члена группы был свой круг обязанностей — у кого интеллектуальный, у кого «рабочий».

За два с половиной года преступной деятельности этой пятерки операторам мобильной связи причинен ущерб порядка 15 миллионов гривен.

Членам преступной группы вменяется ряд преступлений, в том числе особо тяжких. В ходе расследования неординарного уголовного дела был наложен арест на движимое и недвижимое имущество (квартиры, дома, дорогостоящие иномарки) обвиняемых — по самым минимальным оценкам, на сумму восемь миллионов гривен. Изъяты также и орудия преступления. Например, на одном из адресов во время обыска обнаружено три ноутбука и порядка 250 мобильных телефонов!

Задерживали мошенников по очереди — с апреля по сентябрь нынешнего года. Первым сел за решетку лидер группы, 36-летний житель Донецка. Его главный помощник, житель одного из городов области, присоединился к нему не сразу. За день до обыска он с компаньонкой выехал для проведения очередной мобильной «операции» за границу. О том, что «контора погорела», узнал от подельников. Вернулся с соучастницей в Россию, оттуда они нелегально перебрались в Украину. Девушка скрывалась у родственников, а мужчина, имея специальную подготовку для выживания в экстремальных условиях, несколько месяцев жил в палатке в лесу в Харьковской области. Там его и задержали сотрудники донецкого УБОПа.

К слову, убоповские оперативники внесли большой вклад в расследование этого уголовного дела, тщательно документируя преступную деятельность фродеров. Нередко получаемая ими информация приобщалась к уголовному делу в виде доказательства.

На сегодня вся «великолепная пятерка» арестована. Кстати, некоторые из участников несколько лет назад являлись дилерами мобильных операторов — торговали ваучерами пополнения счета, sim-картами, занимались контрактным подключением.

По информации следователя Ющенко, фродеры наносят убытки не только операторам мобильной связи. Косвенно страдают и обычные абоненты. Сотни одновременных звонков на одном направлении создают перегрузку сетей, возникают неполадки со связью. Более того, не надо быть финансистом, чтобы понять: убытки, которые несут мобильные операторы, скорее всего, компенсируются за счет простых абонентов. Если пресечь этот вид незаконной деятельности, то и качество связи станет на порядок выше и, может быть, что-то изменится в ценовой политике. А вот для профилактики данного вида преступлений необходимо усовершенствовать способы защиты мобильной связи, в том числе и на законодательном уровне.