Життєві історії

«Если бы не пожарные, дочка так и родила бы на занесенной снегом дороге» (фото)

17:31 — 10 січня 2011 eye 1199

На Волыни сотрудники МЧС спасли роженицу, к которой из-за снежных заносов не смогла приехать машина скорой помощи. На днях женщину, благополучно родившую девочку, выписали из роддома

Рожать во второй день нового года жительница села Жабче Гороховского района Волынской области Лариса Дмитрук не собиралась. И хотя уже подошел срок (женщина была на девятом месяце), Лариса прекрасно себя чувствовала и ни секунды не сидела на месте — перед праздниками закололи с мужем кабана, она приготовила много разных блюд, подоила корову, убрала дома. «Живот уже на коленях висел, а я все бегала, — улыбается Лариса.  — Может, если бы я побольше отдыхала, дочка еще немножко подождала бы. А так она решила родиться в самый снежный этой зимой день».

«Я уже думал звонить врачам, чтобы принимать роды под диктовку»

 — Моя первая дочка Даринка, которой сейчас уже два года, родилась позже установленного врачами срока, — говорит 31-летняя Лариса Дмитрук.  — И я решила, что вторая дочка последует ее примеру. Поэтому не спешила ложиться в больницу. Райцентр Горохов, где находится клиника, в двух часах езды от нашего дома. А у меня ребенок, хозяйство — не могу же я все оставлять на мужа. Готовясь к Новому году, я не жалела сил — несмотря на возражения супруга, почти все делала сама. «Я же беременна, а не больна, — отшучивалась.  — Не на печи же сидеть, ведь на носу такой праздник!» Вот только для меня праздник не удался. Я так вымоталась, что, не дожидаясь боя курантов, уснула перед телевизором. Наутро слабость не прошла. А в ночь с первого на второе января проснулась от острой боли в животе.

 — Около половины шестого утра я услышала в доме шум, — говорит мама Ларисы Анна Филимоновна.  — Поднявшись, увидела, что дочка, держась за живот, ходит по комнате. Спрашиваю: «Что случилось?» А она: «Мам, так болит, сил нет. Ребенок толкается — наверное, начинаются схватки». Поняв, что дело серьезное, разбудила зятя Ваню, чтобы он отвез Ларису в больницу. Машины у нас нет, но добраться до райцентра нам обычно помогал сосед.

 — Я подскочил и давай успокаивать жену: не переживай, мол, сейчас тебя отвезем, — вспоминает Иван.  — А сам как посмотрел в окно, чуть не упал — на улице было по шею снега! Думаю: вот это номер! Как же мы куда-то поедем, если из дома невозможно выйти?! Я вызвал «скорую», но, понимая, что по такой дороге «скорая» вряд ли быстро приедет, побежал к соседу. И хотя обычно доходил до его дома за пару минут, в этот раз добирался минут десять, то и дело проваливаясь в сугробы. «Иди домой, а я попробую выехать», — сказал сосед, неуверенно глядя на горы снега во дворе. Я помчался обратно к Ларисе. Ей становилось все хуже, схватки случались каждые десять минут. Жду-жду, а соседа все нет. Через полчаса он подъехал к нашему двору на повозке с лошадьми. «С машиной дохлый номер, — сообщил.  — Давайте так попробуем». Но не успели мы выйти, как сосед опять закричал: «Дороги к центру нет — даже конь не идет». «Как не идет?! — не поверил я.  — Это ведь наша единственная надежда!» Бегая по двору, я соображал, что нам делать. Идти пешком? Нет, Лариса едва сможет подняться с кровати. Самому принимать роды? Ни за что! Да и каким, интересно, образом? Я такое только в фильмах видел и слабо представлял себе эту процедуру. И все же думал уже звонить врачам, чтобы принимать роды под диктовку.

Тем временем погода ухудшалась — на улице поднялся сильный ветер. На пути к селу Жабче уже не было ни одного автомобиля — из-за снежных заносов все застряли в сугробах или посреди проезжей части.

 — Тут меня осенило: вспомнил, что накануне в село на охоту приехали какие-то парни из Луцка на джипах, — продолжает Иван.  — Я побежал к другому соседу, который должен был их знать. Одним словом, поднял на ноги все село. Им позвонили, но оказалось, с вечера они не могут выехать из лесу. Опять помчался домой. Бегу и молюсь: только бы моя Лариска немножко потерпела. И тут встретил председателя сельсовета.

 — Я собиралась в церковь и, ожидая сестру, вышла на улицу, — вспоминает сельский голова Людмила Борисовна Фандич.  — Увидев быстро идущего мне навстречу Ваню Дмитрука, вспомнила, что еще не принесла его дочери детский подарок. «Вань, подожди минутку, — окликнула его.  — Сейчас я тебе конфеты вынесу». «Люда, мне некогда! — всплеснул руками Иван.  — У нас Лариска рожает, а в больницу не можем отвезти — всю дорогу замело!» Я тут же начала звонить в районный автодор. «Мы уже работаем, — сообщили на другом конце провода.  — Здесь все в курсе ситуации». Оказалось, им до этого уже позвонил Иван. Но не прошло и пяти минут, как они перезвонили: «Все хуже, чем мы думали. Дорогу удалось расчистить только до кладбища, дальше никак. Тут ни одна техника не справится». Я позвонила председателю Гороховского райсовета. Он тоже не на шутку встревожился: «Сейчас будем что-то делать».

А Лариса, казалось, держалась из последних сил. Уже будучи рядом с ней, я ни на секунду не выпускала из рук телефон — мы с председателем райсовета созванивались каждые пять минут. Разговаривая со мной, он одновременно по другому телефону вызывал пожарных. К счастью, они тут же пришли на помощь. Председатель райсовета посоветовал не ждать, пока пожарные приедут к дому, а пойти им навстречу — если роженица еще в состоянии. Мы, честно признаться, думали, что Лариса не сможет идти — настолько сильными были схватки. Но она заявила: «Пойду». Придерживая живот, поднялась на ноги и начала надевать свитер. Я помогла ей надеть ботинки, и мы с Ваней осторожно вывели ее во двор.

«Старался ехать аккуратнее, но машину швыряло из стороны в сторону»

 — Провожая дочку на улицу, старалась ее успокоить, — вспоминает Анна Филимоновна.  — Говорила: «Не волнуйся, раньше и в поле рожали». У самой же сердце было не на месте. Думаю: может, лучше ее дома оставить и в случае чего самой принять роды. А то вдруг родит прямо в сугробе…

Роженица прошла уже больше километра, когда председатель сельсовета, идущая позади, встретила местного кочегара Алешу. Он ехал на повозке с лошадьми.

 — Получилось, что самый сложный участок от дома до дороги Лариса преодолела пешком, — объясняет Людмила Борисовна.  — Дальше сугробы были поменьше. Узнав, что случилось, кочегар Алеша тут же поехал за Ларисой, и когда они с мужем были возле школы, усадил их на сани. Пожарные, как оказалось, тоже были на подходе.

 — Как только нам позвонили из Гороховского райуправления МЧС, мы, не теряя времени, выехали на помощь, — рассказывает водитель Сенкевечевской пожарной части Игорь Жердецкий.  — Ехать решили на пожарном автомобиле повышенной проходимости ЗИЛ-131. Лучшего транспортного средства для такой погоды не найти. Но даже эта машина с трудом справлялась со стихией. На обочине снега намело по шею. А тут еще, представляете, поднялся ветер и начал разметать эти сугробы в разные стороны. Лобовое стекло засыпало каждую секунду, дороги не было видно. На полпути ЗИЛ на какое-то время заглох. Выбравшись из снежного капкана, мы поехали дальше, но уже на подъезде к селу Жабче машина опять застряла в снегу. На этот раз все оказалось гораздо серьезнее — сколько ни пытались выехать, бесполезно. К счастью, нас увидел живущий неподалеку фермер. Подъехав на тракторе, он начал разгребать снежные заносы. Минут через двадцать нам удалось прорваться и поехать дальше. Узнав, к кому мы едем, фермер покачал головой: «Так они же на самом отшибе живут. Туда дороги нет — не доедете». В Жабче снега действительно было еще больше, мы двигались очень медленно. И тут увидели, что навстречу нам едет повозка с лошадьми. Присмотрелись — а там сидит беременная женщина! Мы осторожно усадили ее в машину. Вместе с ней поехал ее муж.

Роженица держалась молодцом — тихо сидела, не кричала и не плакала. Но в какой-то момент вдруг схватилась за живот и громко застонала. Господи, как мы за нее испугались! «Роды принимать умеешь?» — крикнул мне напарник. У меня все похолодело внутри: неужели рожает? Я старался ехать как можно аккуратнее, но спокойной езды все равно не получалось — машину швыряло из стороны в сторону, и муж с роженицей чуть ли не летали по салону…

На трассе около села Шклинь Ларису уже ждали медики. Когда пожарные доехали до указанного места, роженицу пересадили в машину скорой помощи и отвезли в Гороховскую центральную райбольницу. Через четыре часа Лариса родила девочку.

«Решили назвать дочку Ангелиной. Ведь она появилась на свет явно с помощью ангела-хранителя»

Роды прошли благополучно. Малышка родилась здоровой, весом 3 700. На днях счастливую маму с дочкой выписали из роддома.

 — Вот она, моя девочка, — улыбается Лариса, держа на руках сверток с крошечной малышкой.  — Я сначала хотела назвать ее Юлей, но после всех этих событий мы с мужем решили дать ей имя Ангелина. Ведь она появилась на свет явно не без помощи ангела-хранителя!

 — А я о рождении малышки узнала самой последней, — сетует Анна Филимоновна.  — У меня ведь нет этой… мобилки. Я тут дома места себе не находила. Эти несколько часов показались мне целой вечностью. И тут, наконец, пришел Иван. Вымученный, мокрый и счастливый. Стоя на пороге, он широко улыбнулся: «У нас дочка!» А потом тихонечко мне признался: «Я никогда в жизни так не волновался. Все, хватит с меня детей. Еще раз подобного не переживу».

Тут в комнату забежала маленькая светловолосая девочка с густыми темными ресницами. Улыбнувшись, малышка подбежала к маме и начала внимательно рассматривать новорожденную.

 — Это наша старшая дочка Даринка, — объясняет Лариса.  — Тем утром она тоже проснулась и, увидев, что маме плохо, сильно забеспокоилась. Пришлось и ее успокаивать. Что и говорить, приключение еще то выдалось.

 — Да уж, это было что-то! — кивает головой Людмила Фандич.  — У Ларисы схватки, а она сама одевается и, гладя себя по животу, приговаривает: «Тише, тише, не сейчас. Потерпи еще чуть-чуть, моя маленькая». Мы все поражались ее выдержке.

- Как же в таком состоянии вы смогли идти по сугробам?

 — Я старалась, — улыбается Лариса.  — Одной рукой держалась за живот, второй — за мужа. А дочка, как только мне пришлось выйти на воздух, еще сильнее начала толкаться. Но я, стиснув зубы, продолжала идти. Ни о чем в тот момент не думала, знала только, что должна дойти до больницы любой ценой. Не мужу ведь роды принимать.

- Да принял бы, куда бы он делся! — смеется Людмила Борисовна.

 — А пожарные помогли бы, — подхватывает Иван.  — Лариса даже сама в родильный зал смогла зайти. Но я не присутствовал при родах — все это время сидел под дверью в больничном коридоре. Мне хватило нервных потрясений… Придя домой, начал снимать стресс работой — подоил корову, навел идеальный порядок. Еще долго потом приходил в себя.

- Но сейчас, надеюсь, вы уже кабанов не закалываете? — спрашиваю у Ларисы.

 — Нет, отдыхаю, — смеется женщина.  — Все-таки пришлось на время передать хозяйство мужу. Он сейчас от всего меня оберегает. Стоит мне зайти на кухню, как начинает сердиться: иди, мол, отлеживайся. А у меня, признаться, весь стресс прошел в тот момент, когда мне на грудь положили мою малышку. Стоило мне ее увидеть — волнения как рукой сняло. Она была со мной, и это главное.

По словам местных жителей, в тот же день к вечеру дорогу в селе расчистили и даже начал ходить автобус. За ночь, правда, замело опять. Но на этот раз снегоуборщики сработали оперативно, и уже наутро до Жабче можно было доехать любым автомобилем. Вообще, роженицам в том селе везет — Лариса ведь не первая, чей ребенок появился на свет с такими приключениями. Четыре года назад к роженице из-за снежных заносов тоже не смогла приехать «скорая», и местный фельдшер сама повезла женщину в район на повозке с лошадьми. К счастью, успела довезти. А еще несколько лет назад местная жительница родила прямо в лесу — думая сократить дорогу и объехать снежные заносы, родные повезли ее по лесу, но ребенок решил появиться на свет раньше, чем они доехали до роддома.

Кстати, и гороховские пожарные за эту зиму уже дважды помогли «скорой». Шестого декабря в сугробе застрял рейсовый автобус, в салоне которого находилась женщина, нуждающаяся в срочном гемодиализе — очищении крови с помощью искусственной почки. Пассажиры разбежались кто куда, а «скорая», которую водитель вызвал женщине, застряла в пути. На помощь пришли пожарные, которые, посадив больную в такой же ЗИЛ, отвезли ее в районную больницу и тем самым спасли ей жизнь.

P. S. Автор выражает благодарность сотрудникам Гороховского райуправления МЧС в Волынской области за помощь в подготовке материала.

*Лариса с двухлетней Даринкой и новорожденной Ангелиной. «Несмотря на все волнения, — говорит счастливая мама (на фото), — дочка родилась здоровой, весом 3 700».

 

*Водитель Сенкевечевской пожарной части Игорь Жердецкий (на фото справа) и заместитель начальника Гороховского МЧС в Волынской области Александр Масловский: «Даже этот ЗИЛ повышенной проходимости не смог преодолеть снежные заносы и застрял по дороге в село».

Фото автора.