Історія сучасності

Знаменитый Уолт Дисней писал Александру Птушко: «Приезжайте, я дам вам любую студию! » Птушко ответил отказом

0:00 — 21 квітня 2010 eye 948

Исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося советского кинорежиссера-сказочника, автора фильмов «Садко», «Золотой ключик», «Руслан и Людмила»

Восемь фактов из жизни Александра Птушко

1. Александр Лукич Птушко родился 19 апреля 1900 года в Луганске. Его детство и юность прошли в Донбассе. Подростком Птушко научился шить обувь: он мастерил босоножки из… дерева, сверху покрывал их кожей или замшей. В годы Первой мировой войны вышивал знамена. В тяжелые времена это спасало семью от голода.

В 19 лет Александр Птушко заведовал школой-семилеткой в селе Камышеваха Донецкой области. После окончания в 1926 году Московского института народного хозяйства сменил несколько профессий, пока не нашел свое призвание в кинематографе.

2.В 1927 году Птушко попробовал себя в качестве художника-аниматора: он собственноручно конструировал куклы для мультипликации. В 1928 году дебютировал в качестве режиссера, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, а в 1932 году снял первый звуковой объемно-мультипликационный фильм «Властелин быта».

Самой значительной работой режиссера в 1930-е годы стал фильм «Новый Гулливер», где мультипликационные персонажи сосуществовали с живым актером. Увидев «Нового Гулливера», знаменитый Уолт Дисней прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!» Однако Птушко ответил отказом: «Русский человек никуда из России не уедет!»

Через три года режиссер повторил успех в работе с актерами и куклами в фильме «Золотой ключик», где были применены более совершенные методы комбинированных съемок. После этого авторитет Птушко настолько возрос, что его назначили директором художественно-производственного объединения объемной мультипликации на «Мосфильме».

3.В 1953 году картина Александра Птушко «Садко» завоевала «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира за всю историю кино. Следующий фильм кинорежиссера — «Илья Муромец» (1956 г. ) — был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку (более 104 тысяч статистов одновременно). Впоследствии знаменитый американский кинорежиссер Фрэнсис Форд Коппола создал по мотивам «Садко» приключенческий боевик о Синдбаде-Мореходе, а история Ильи Муромца нашла воплощение в голливудской картине «Камень и дракон».

4.Присутствующий на просмотре фильма «Садко» Никита Хрущев запретил к показу сцену восточного танца на рабах. Реакция Птушко была молниеносной: он послал Хрущева подальше и демонстративно вышел из кинозала. К счастью, инцидент удалось уладить благодаря ближайшему окружению Хрущева. Эпизод остался в картине.

5.Для Александра Птушко не было авторитетов на съемочной площадке. На роль Наины в его последней картине «Руслан и Людмила» (1972 г. ) была утверждена прима культового тогда Вахтанговского театра Цецилия Мансурова. К съемкам одной из сцен с нею готовились очень основательно: выстроили сложные декорации, привезли пиротехнику, собрали массовку, неоднократно отрепетировали… Предполагалось отснять эпизод с одного дубля, чтобы не отстраивать декорации заново. Напряжение было колоссальным. Птушко командует: «Мотор!» По сценарию загорается декорация, и вдруг Мансурова выходит из образа: «Александр Лукич, я тут подумала… Может, я встану вот здесь?.. » После длительной паузы Птушко разразился нецензурной бранью. В итоге актрису заменили — роль Наины сыграла Мария Капнист.

6.Однажды в юности Александр Птушко пригласил понравившуюся ему девушку на свидание. Та поставила условие: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке». Птушко извлек из корсета матери несколько стержней и соорудил из них «золотую клетку». Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост и раскрасил несчастную птицу под попугая. Девушка была в восторге. Позднее режиссер использовал этот трюк для одной из сцен в «Руслане и Людмиле». По сценарию нужны были 300 попугаев. «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Недостачу восполнили раскрашенными голубями.

7.Александр Птушко имел чутье на таланты. Именно по его настоянию картину «Вий» доверено было снимать студентам ВГИКа Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако руководству «Мосфильма» отснятый дебютантами материал показался излишне реалистичным. Александру Лукичу пришлось спасать положение и переснимать ряд эпизодов самому.

Благодаря Александру Птушко советский зритель впервые увидел на экране Анастасию Вертинскую (в ленте «Алые паруса»). Александр Лукич раньше других разглядел в 16-летней Насте будущую кинозвезду.

8.Дочь Александра Птушко Наталья, работавшая у отца вторым режиссером, рассказывала, что, если бы не врачи, знаменитый кинорежиссер прожил бы намного дольше: «Врачи его неправильно лечили! Почему-то решили, что у отца больное сердце. Оказалось же, что сердце у него здоровое, а вот почки — никуда! Но, когда хватились, делать пересадку было поздно. Я хотела отдать ему свою почку, но она бы его уже не спасла. Он умер, месяца не дожив до 73-летия. А он так мечтал снять «Тараса Бульбу» с Сергеем Бондарчуком в главной роли и «Слово о полку Игореве»! Но не успел… »

Александр Лукич Птушко умер 6 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.