Події

«Я знала, что Ярослав с Денисом установили в офисе какую-то технику, но назначение ее мне было неизвестно»

15:37 — 2 лютого 2011 eye 790

Российских хакеров, обворовавших украинских операторов связи более чем на полмиллиона гривен, приговорили к трем годам заключения. С отсрочкой

Примерно год назад в управление СБУ в Херсонской области поступило заявление из одесского филиала одного крупного украинского оператора мобильной связи. Сообщалось, что в работу сети международной телефонной связи кто-то вмешивается, воруя трафик. Этим немедленно занялся отдел контрразведки областной СБУ, который вскоре и вышел на двух приехавших из Тюменской области граждан России, временно проживающих в Херсоне.

Оба мошенника — 34-летний Ярослав, по образованию программист, окончивший факультет кибернетики, и его родной брат, студент-заочник 27-летний Денис — в свое время женились на девушках из Херсона, поэтому частенько наведывались в Украину, каждый раз получая вид на жительство.

«Хитрым оказался именно путь прохождения звонка»

 — Схема, придуманная Ярославом, была очень проста, — объясняет начальник пресс-службы Херсонского областного главка СБУ Владимир Слюсаренко.  — В интернете есть сайты, на которых операторы, предоставляющие услуги связи, торгуют своим товаром. Вот, например, объявление: «Продам 1000 минут связи одновременно на сто линий». Речь идет о международном трафике. Эту услугу, к примеру, приобретает некая фирма-покупатель. На этом сайте братья и разместили объявление, нашли партнера, заключили договор. Правда, торговать собирались не своим товаром, а ворованным.

-  Как именно присваивались услуги связи?

 — В договоре прописывалось: чтобы осуществить звонок, необходимо направить вызов на конкретный мобильный номер. В Херсоне у мошенников стояло оборудование, которое с указанного номера направляло международный входной звонок в сеть мобильного оператора таким образом, что он там фиксировался как внутрисетевой. То есть шел в обход международного центра коммутаций и опорно-транзитной станции. Хитрой оказалась именно схема прохождения телефонного звонка.

- Получается, преступники осуществляли подмену оригинальных номеров зарубежных абонентов телефонными номерами, принадлежащими оператору мобильной связи. Выглядело это так, будто перезваниваются абоненты в пределах Украины.

 — Совершенно верно. Зачем это делалось? Минута международного разговора в Украине стоит как минимум 10 центов. Махинаторы продавали ее чуть дешевле. За месяц им удавалось заработать на этом примерно 120 тысяч гривен. Кроме того, любая компания, торгующая связью, обязана получить лицензию, для чего необходимо приобрести радиочастотный канал, нанять персонал, купить оборудование… В данном случае почти ничего делать не нужно было — воруй и продавай ворованное.

«Просто помогла мужу, а чем он занимается — не вникала, потому что в технике не разбираюсь»

В Суворовском районном суде Херсона, где слушалось это уголовное дело, «ФАКТАМ» рассказали, как удалось братьям из России при помощи местных жителей наладить нелегальный бизнес. Оказывается, еще летом 2007 года ООО «Укртелеком» и общественная организация «Фонд развития дружбы между Казахстаном и Украиной» заключили договор о предоставлении услуг бизнес-сети. В офисе фонда установили телефонную линию, позволяющую делать одновременно 30 вызовов с 14 телефонных номеров. Когда грянул кризис, общественная организация прекратила существование, но официально не закрылась и договор со связистами не разорвала. Некая Наталья, херсонский частный предприниматель, давая в суде показания, сообщила, что работала в фонде главным бухгалтером — ей как раз председатель и поручил «позакрывать в Украине все дела от его имени». Братья, в свое время консультировавшие казахов и помогавшие им настраивать компьютеры, уговорили Наталью сдать офис в субаренду, где и развернули бурную деятельность. «Я знала, что Ярослав с Денисом установили там какую-то технику, но назначение ее мне было неизвестно», — оправдывалась в суде Наталья.

 — Итак, есть офис, интернет — а больше Ярославу и Денису ничего не требовалось. В Херсоне на момент задержания у них уже было четыре арендованных помещения, — замечает Владимир Слюсаренко.  — Например, одна из горожанок сдала россиянам свою квартиру. «Они там не жили, а установили оборудование», — удивлялась потом женщина. Деньги платили исправно, а больше хозяйку ничего не интересовало. Мошенники заключили несколько договоров с «Укртелекомом» и еще одним солидным оператором на предоставление услуг связи. С интернет-провайдером работали через подставных лиц. Свою аппаратуру братья встраивали в местные телефонные каналы. Получалось, что входящие IP-звонки из глобальной компьютерной сети перенаправлялись местным пользователям без надлежащей регистрации у операторов связи и фиксировались как звонки херсонских абонентов.

Выступая в суде, жена Дениса рассказала: «Муж работает кабель-спайщиком в «Газпроме», на полуострове Ямал. Заочно получает образование программиста. Как-то, приехав в Херсон, он попросил меня заключить договор аренды жилого помещения для установки там какого-то оборудования. Я помогла ему, но что за технику он собирался устанавливать в съемной квартире, не спрашивала, так как не разбираюсь в этом». Вердикт суда, приговорившего Ярослава и Дениса к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания, женщина восприняла как конец света. Теперь мужу придется два года регулярно ходить отмечаться в службу исполнения наказаний — а как же работа в России? На что теперь жить? Пострадавшая сторона тоже недовольна: с точки зрения связистов наказание слишком мягкое. Впрочем, подавать апелляционную жалобу никто не счел нужным.

- Как реагировали братья на приговор? Ведь отделались, можно сказать, легким испугом.

 — Я бы так не сказал. Ярослав и Денис искренне раскаялись. Для них это урок на всю жизнь. Братья сотрудничали со следствием, признали свою вину в суде, который по статье Уголовного кодекса Украины «Незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей» мог вынести куда более жесткое наказание. Но ограничился условным сроком. Кроме того, у них конфискована техника общей стоимостью примерно 500 тысяч гривен, которая пойдет в доход государства. Приговор в конце минувшего года уже вступил в законную силу. «Горе от ума», — признаются мужчины. Так оно, собственно, и есть.