В начале февраля на аукционе во Франции были проданы ретроавтомобили, принадлежавшие главам европейских государств. Машина, на которой возили Леонида Брежнева, ушла с молотка почти за 200 тысяч евро
Четвертого февраля в Париже на состоявшемся в рамках традиционного Салона ретромобилей аукционе распродали большую часть экспонатов Музея автомобилей глав государств, закрывшегося в городе Монжален.
В частности, за 188,1 тысячи евро был продан ЗИЛ Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Лимузин приобрел россиянин, и теперь, как отмечают представители крупнейшего французского аукционного дома «Арткюриаль», проводившего торги, авто может вернуться в Россию.
А за лимузин ЗИЛ-115 члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого нынешний хозяин авто одессит Михаил просит ни много ни мало 280 тысяч долларов.
— Цена, конечно, немалая,
Обратите внимание на то, что автомобиль сохранил оригинальную заводскую комплектацию, его ни разу не реставрировали! И, несмотря на солидный возраст, машина в отличном состоянии: на ходу, не бита, не крашена. Словом, садись и езжай! Прослужит еще не один десяток лет, ведь пробег у нее — всего 51 тысяча километров.
У меня есть даже документ, подтверждающий, что именно этот автомобиль возил первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкого. Авто уникальное. Ручаюсь, что второго такого же в Украине сейчас нет. Эти автомобили собирали вручную. Объем двигателя у него — 7800 «кубиков», восемь(!) цилиндров, коробка-автомат, привод задний. Машина оснащена подвеской, которая не позволяет ей перевернуться, руль и передние сиденья обиты кожей, а задние — верблюжьей шерстью. Все важнейшие системы (в частности, торможения и зажигания) дублируются: в случае отказа любой из них можно воспользоваться резервной. Лимузин не подведет своих пассажиров в самых экстремальных условиях: даже если колесо пробьет пуля, специальные покрышки «Гранит» позволят проехать еще 40 километров со скоростью 120 километров в час
— Причина весьма банальная: нужны деньги на приобретение более необходимой вещи, хотя о правительственном ЗИЛе я мечтал много лет. Приложил немало усилий, чтобы завладеть лимузином. Четыре года назад использовал для этого все возможные и невозможные связи. По моему заказу изготовили специальный номерной знак — «ЦК КПСС», — под которым это уникальное авто теперь ездит.
- Как часто ездит и куда именно?
— Необходимо уточнить, что в советское время ЗИЛ-115 мог выполнять исключительно представительские функции. Тогда лимузины такого класса позволялось использовать лишь для встреч высокопоставленных международных делегаций. О служебных поездках из дому на работу или на отдых с семьей не могло быть и речи.
Наверное, именно поэтому у авто столь незначительный пробег. Общеизвестно ведь, что Владимир Васильевич Щербицкий не водил автомобиль. Пробовал ездить на «Жигулях», но права так и не получил. В течение длительного времени его водителем был Александр Кабанов — фронтовик, возивший когда-то генерала Ватутина. Примечательно, что, будучи рьяным курильщиком, Щербицкий никогда не курил в машине, потому что знал, что его водитель — некурящий.
— Я же поставил ЗИЛ-115 в гараж, — продолжает рассказ Михаил, — и по праздникам торжественно выезжаю на нем вместе с семьей. Например, на День Победы устанавливаю на передке капота уменьшенные копии государственных флагов России и Украины и еду через весь город к аллее Славы, где Вечный огонь. Инспекторы ГАИ относятся уважительно и всегда пропускают.
- Михаил, в ноябре 2008 года мэр Киева Леонид Черновецкий приобрел на аукционе «Чайку», также когда-то принадлежавшую Щербицкому
— Говорят, в личной коллекции Черновецкого — более двадцати эксклюзивных авто. На упомянутом аукционе он купил ГАЗ-14. Насколько мне известно, к правительственной «Чайке» эта машина не имеет никакого отношения. Владимир Щербицкий ездил на двух «Чайках». Одна, отреставрированная, находится сейчас в Донецке. Вторую несколько лет назад приобрел в Киеве я. У меня есть даже подписанный Патриархом Филаретом документ о том, что Владимир Васильевич Щербицкий лично передал ему эту «Чайку» для нужд патриархата и Киево-Печерской лавры. На этом автомобиле возили священников. Насколько я знаю, «Чайка», которую приобрел на своем аукционе Черновецкий, никогда не обслуживала Щербицкого.
Согласно сообщениям СМИ, мэр Киева Леонид Черновецкий 28 ноября 2008 года купил на распродаже служебных машин чиновников Киевской городской государственной администрации ГАЗ-14 (»Чайку») за 1,5 миллиона гривен. Аукцион проходил возле здания столичной мэрии на Крещатике. Стартовая стоимость «Чайки» Щербицкого» составляла 100 тысяч гривен. За авто соревновались пять участников, однако под конец торгов их осталось двое: Леонид Черновецкий и тогдашний председатель Шевченковской районной госадминистрации в столице Виктор Пилипишин. Победив соперника, мэр сел за руль «Чайки» и съехал с площадки возле мэрии на тротуар.
— Весьма известным ценителем старинных авто был и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, — расказывает Михаил. — Его коллекцию в разное время составляли 78 иномарок. Сейчас в Украине два авто Брежнева: в Крыму — «Мерседес Бенц 280», а в Днепропетровске — «Шевроле» 1955 года. Четырехдверный брежневский «Мaзератти» купила на аукционе Маргарет Тэтчер, в ее коллекции есть также несколько классических спортивных «Морганов» и «Ягуаров».
Из современных украинских политиков в ретровыставках достаточно часто участвует Виктор Ющенко. По данным ретроавтоклуба, в его коллекции отечественных раритетов — ЗИС-5, ГАЗ-69, «горбатый» «Запорожец», «Волга» выпуска 1960 года, а также армейский Harley-Davidson.
Как утверждают коллекционеры, ретроавтомобили есть также у Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, однако эти машины не выставляются. У народного депутата прошлых созывов Александра Волкова — «Бьюик» 1939 года, который он выставлял на международном фестивале раритетных авто.
Принято считать, что каждый советский лидер серьезно заботился об имидже державы. По этой причине, в частности, родился и высмеянный как в советских, так в постсоветских анекдотах лозунг «Догнать и перегнать Америку!». Впрочем, перещеголять «проклятых империалистов» в честной борьбе было сложно. Поэтому
— когда Леонид Брежнев, сменивший в 1964 году Никиту Хрущева, приказал заменить морально и технически устаревший ЗИЛ-111, посол СССР в США Анатолий Добрынин купил в Америке самый роскошный лимузин Lincoln Continental 1965 года. Он и стал прообразом советского «членовоза», — рассказал «ФАКТАМ» на условиях анонимности бывший сотрудник ЦК КПСС. — Производство нового ЗИЛа для «диктатуры пролетариата» осваивали в обстановке особой секретности. Машины собирали вручную в цехах закрытых специализированных автопредприятий, относящихся к 9-му управлению КГБ СССР. К 1975 году собрали 120 автомобилей ЗИЛ-114 в разных версиях. Многотомное руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию тоже выпустили в весьма ограниченном количестве, и оно было такой же редкостью, как и правительственный ЗИЛ.
А к очередному юбилею Октябрьской революции в 1977 году Леониду Ильичу захотелось получить новый флагманский лимузин, и он попросил приобрести в США очередную новинку. В этот раз купили огромный Cadillac Fleetwood 75, выпущенный в 1974 году. Главный конструктор завода имени Лихачева Василий Родионов смог улучшить «пролинкольновский» мотор 114-й модели. Производство нового ЗИЛ-114Н освоили в 1975-м.
Когда выпустили первые 30 машин, оказалось: конструкция не то чтобы сыровата, а просто Брежневу и Михаилу Суслову (член Политбюро, секретарь ЦК КПСС. — Авт.) не понравилась облицовка радиатора — очень уж напоминала империалистический оригинал. Доработку нового советского лимузина поручили британской инжиниринговой фирме Carso. Так родился ЗИЛ-115. Однако принятые в СССР ГОСТы не совпадали с заводскими обозначениями, поэтому ЗИЛ-115 стал называться ЗИЛ-4104.
С 1978-го по 1983 год собрали 106 таких машин в различных кузовных и функциональных версиях. Юрий Андропов, сменивший Леонида Брежнева, не только боролся за трудовую дисциплину, но и распорядился усовершенствовать главный лимузин страны. ЗИЛ-4105 отличался указателями поворотов, расположенными под головными фарами, чем полностью было устранено сходство с «Кадиллаком». С 1983-го по 1985 год было собрано 48 таких машин.
При Михаиле Горбачеве появился ЗИЛ-41047 — несколько усовершенствованный и с полностью измененной оптикой фар. Этот автомобиль, собственно, и завершил эпоху советских «членовозов». Всего с 1985-го по 2002 год выпустили 153 таких авто. Таким образом, за четверть века было собрано вручную всего 307 машин элитного «семейства» — самого засекреченного из продукции, выпущенной заводом имени Лихачева. (Следует отметить, что в настоящее время модернизированные модели ЗИЛ продолжают обслуживать первых лиц Российской Федерации. — Авт.)
Всенародная «засветка» ЗИЛ-115 состоялась летом 1979-го, когда 25 членов Политбюро ЦК поехали осматривать объекты, построенные к Олимпийским играм-1980. Каждый из «небожителей» получил новый лимузин — гордость отечественного автопрома. Автомобиль под номером 24 достался тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии Украины Владимиру Васильевичу Щербицкому.
Согласно правилам безопасности, первого секретаря ЦК КПУ обслуживали одновременно два лимузина — основной и резервный. Причем, на каком из них он поедет, а какой будет сопровождающим, Владимир Щербицкий решал сам, иногда советуясь с начальником личной охраны.