В Киеве известного московского кардиохирурга приняли в Ассоциацию аритмологов Украины
Лео Бокерия знают далеко за пределами России. Он не только владеет всеми методиками операций на сердце, но и разработал новые малотравматичные вмешательства, которые успешно применяются, в частности, для лечения аритмий. В марте прошлого года Лео Антонович вместе с коллегами провел первую в России операцию по пересадке искусственного сердца 60-летней женщине. Каждый день 72-летний директор одного из крупнейших сердечно-сосудистых центров России проводит четыре вмешательства. Бывает, и больше. На этой неделе Лео Бокерия сделал операцию в Киеве.
— В ходе вмешательства нужно было заменить аортальный клапан, — говорит директор киевского Центра сердца Борис Тодуров. — Такие операции и я, и Лео Антонович делаем несколько раз в неделю. Но у каждого хирурга есть свои тонкости в работе. Признаюсь, сегодня я подсмотрел два небольших секрета российского коллеги, которые обязательно использую в своей практике. Этого из учебников не узнаешь. Совместные операции с опытными хирургами тем и ценны, что своими глазами можно увидеть, какие именно приемы они используют, чтобы сократить время операции. Замена аортального клапана — вторая по частоте выполнения операция после аортокоронарного шунтирования. Десять лет назад смертность во время этого вмешательства составляла чуть меньше десяти процентов, а сейчас, по нашей статистике, - меньше одного процента. Это связано с тем, что появились новые технологии, материалы, да и квалификация кардиохирургов значительно выросла. Почему так часто приходится менять именно этот клапан? На него приходится самая большая нагрузка, помимо этого, он страдает и от ревматизма, и от атеросклероза, который развивается с возрастом практически у всех.
— К сожалению, во всем мире люди чаще погибают именно от сердечно-сосудистых заболеваний, — добавляет директор Московского центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева Лео Бокерия. -
И задача кардиологов, кардиохирургов — изменить эту статистику. Для этого мы и совершенствуем операции, которые уже давно используются, придумываем новые методики, позволяющие не раскрывать грудную клетку. Благодаря таким разработкам удается уменьшить время наркоза, снижается смертность пациентов.
В клинике, которую возглавляет Лео Антонович, ежегодно выполняется более семи тысяч операций на открытом сердце. Естественно, что у специалистов, работающих здесь, огромный опыт.
— В Украине за год делают в общей сложности шесть тысяч операций на сердце в 22 кардиохирургических центрах, которые работают в нашей стране, — говорит Борис Тодуров. — Тысяча из них проходит в нашем Центре сердца. Но уже в январе этого года мы провели в два раза больше вмешательств, чем в январе прошлого. Кстати, у нас работают врачи, которые несколько лет назад проходили стажировку у Лео Бокерия. Одного из них он даже не хотел отпускать в Киев, а предлагал продолжить работу в Москве.
— Уже много лет Лео Антонович активно занимается внедрением страховой медицины в России, — добавляет глава комитета по вопросам медицины Верховной Рады Украины Татьяна Бахтеева. — Для меня было важно пообщаться с ним по этому вопросу. Благодаря тому, что такая система уже начала работать у наших соседей, они могут рассказать о допущенных ошибках, которые мы можем учесть. Кроме того, мне было очень приятно, что известный российский врач высоко оценил Киевский центр сердца, в котором оказывают помощь не только жителям Украины, но и иностранным пациентам.
Лео Бокерия является еще и президентом «Лиги здоровья нации», активно ратует за здоровый образ жизни.
— Люди, перенесшие операцию на сердце, хорошо знают, что после вмешательства им важно изменить свое питание, отказаться от курения, заниматься физкультурой, — говорит Лео Бокерия. — Только так они могут поддержать свое сердце и прожить дольше. Мы инициировали и активно проводим акцию «Россия без табака», в рамках которой собрали более 450 тысяч подписей. Надеемся, что так добьемся принятия закона, ограничивающего курение в общественных местах и продажу сигарет. Кстати, я сам курил двадцать лет, но нашел в себе силы бросить.