Сегодня правительство и нефтетрейдеры могут продлить договоренность о сдерживании цен на горючее
За последнюю неделю горючее существенно не подорожало. По словам директора компании «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна, его стоимость стабилизировалась после того, как была достигнута договоренность между правительством и нефтетрейдерами о сдерживании цен на горючее до 15 февраля. Сегодня пройдет очередное правительственное заседание, на котором, возможно, будет принято решение о продлении договоренности.
Впрочем, не исключено, что вскоре ситуация может измениться, и цены вновь поползут вверх. Как уже сообщали «ФАКТЫ», под давлением владельцев украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и чиновников Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Межведомственная комиссия по международной торговле начала специальное расследование относительно увеличения объемов импорта нефтепродуктов в Украину. Цель — введение ограничительных импортных пошлин на горючее. Но многие эксперты утверждают, что это приведет к негативным последствиям.
По словам Сергея Куюна, сейчас представители НПЗ пытаются убедить правительство, что они смогут полностью перекрыть потребности страны. Но с точки зрения обеспечения нефтью и нефтепродуктами, Украина является классической европейской страной. «Мы очень зависимы от импорта нефти и нефтепродуктов, так же, как Германия, Франция, Польша, — отметил эксперт. — НПЗ не могут гарантировать стабильное обеспечение страны горючим. Да и качество украинского топлива пока недотягивает до европейских стандартов. Большая часть продукции — низкосортное горючее. Поэтому владельцы новых иномарок столкнутся с проблемой нехватки топлива для своих машин. И в этих условиях начнется новый виток цен».
Тем временем генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что в случае принятия решения о введении импортных пошлин в Украине может возникнуть дефицит топлива стандартов Евро-4 и Евро-5. Ведь сегодня украинские НПЗ не способны обеспечить потребности автолюбителей в нефтепродуктах, соответствующих европейским стандартам. Недостаток такой продукции восполняется импортным топливом с нефтеперерабатывающих заводов Литвы, Румынии и других стран. Если же импорт топлива будет перекрыт, автомобилистам придется заправляться топливом худшего качества. А это обернется для владельцев машин более частыми поломками, быстрым износом деталей и, соответственно, дополнительными расходами на ремонты и обслуживание.
Кстати, первый заместитель министра экономического развития и торговли Вадим Копылов заявил, что введение пошлины на импорт нефтепродуктов возможно лишь после существенного улучшения качества отечественного топлива. По его словам, министерство уже предложило НПЗ разработать программу их модернизации для выпуска высококачественного бензина. И только через год после начала реализации этой программы возможно введение импортной пошлины, причем исключительно для стимулирования модернизации заводов. Владельцы НПЗ пока не торопятся принимать предложение Минэкономики, видимо, не желая тратиться на усовершенствование предприятий.