36-летний турист из Севастополя упал в Крымских горах со 120-метрового склона — высоты 40-этажного(!) дома — и чудом остался жив
Не зря говорят, что крымская погода непредсказуема, как характер юной девушки. В этом мне довелось убедиться, когда отправилась в Ялту, чтобы встретиться с чудом оставшимся в живых экстремалом (об этом чрезвычайном происшествии, случившемся 13 февраля, fakty. ua уже коротко сообщали). В Симферополе стоял хоть и морозный, но тихий и солнечный зимний день. Снега не было и в помине, дорога чистая и сухая. Но затем под Алуштой ситуация изменилась до неузнаваемости. Снег повалил стеной, вдобавок опустился туман. Было ощущение, что находишься где-нибудь на Кольском полуострове, а не на Крымском. Словом, представить, в каких погодно-климатических условиях ялтинским спасателям пришлось выручать попавшего в беду севастопольца Дениса, было несложно.
- Может быть, это его и спасло?
— Дерево задержало человека и снизило скорость его падения. Хотя травмы парень получил достаточно серьезные. Он ударился лицом и грудной клеткой. В результате сломаны челюсть и несколько ребер, выбиты зубы, травмировано левое предплечье. Кроме того, пострадавший получил сотрясение мозга. Поняв, что самостоятельно транспортировать своего товарища группа не сможет, руководитель позвонил нашему дежурному.
Не мешкая, горноспасатели выехали в район бедствия. Они понимали, что в сложившихся погодных условиях травмированному человеку грозят переохлаждение и обморожение.
— Время уже было вечернее, температура резко понижалась, снег и ветер усиливались, времени на ликвидацию чрезвычайного происшествия было крайне мало, — говорит Юрий Павлов. — Могло случиться так, что даже при всем желании мы просто не смогли бы дойти до группы.
Спасателям надо было добраться до урочища, установить местонахождение пострадавшего и по пути определить, куда вызвать скорую помощь, чтобы как можно быстрее передать его в руки медиков.
— Нам пришлось подниматься по тому же крутому обледеневшему склону почти на самое плато, — продолжает спасатель. — Уже была ночь, мороз градусов 17-18, дул сильный ветер. Мы понимали, что для спасения человека дорога каждая минута. Хорошо, что ребята из тургруппы к тому времени поставили палатку, перенесли в нее пострадавшего товарища и накрыли его спальником. Но это все равно не теплая квартира. Как только мы добрались на место, сразу оказали парню первую медицинскую помощь. Определить точно, какие именно травмы он получил, мы, конечно, не могли. Для этого нужен рентген. Но первое, что сделали, зафиксировали ему шею. Денис жаловался, что она сильно болит. Мы не исключали, что может быть поврежден позвоночник. Поэтому парня надо было транспортировать, жестко зафиксировав его на носилках.
Спасатели несли пострадавшего по крутому склону в кромешной темноте и в сильный снегопад почти восемь километров — до ближайшего села Васильевка. Причем носилки старались не дергать, ведь человек получил достаточно серьезные травмы и то и дело терял сознание. Около 23. 00 его передали медикам.
— Севастопольскому туристу крупно повезло, что он остался жив, можно сказать, в рубашке парень родился, — говорит Юрий Павлов. — Во-первых, ЧП произошло на южном склоне, где обычно есть мобильная связь. Поэтому руководителю группы удалось связаться с нами по телефону и рассказать, где примерно находится группа. Если бы все случилось на северной стороне или в ущелье, то вряд ли до нас смогли бы дозвониться. И, во-вторых, во время падения со склона на пути человека оказалось дерево, которое его задержало. Ведь парень летел вниз, набирая скорость, бился о скалы, а подножие горы все укрыто так называемым горельником — это стволы и сучья выгоревшего леса. На них лучше не приземляться. Конечно, травмы, которые получил Денис, легкими не назовешь. Но главное, что он остался жив.
— Мы не раз ходили по этому маршруту, и в такую погоду тоже, — рассказывает 27-летний брат пострадавшего Тарас. — Просто в этот раз решили спускаться не на привычном месте, а прошли немного дальше по хребту, нашли другой склон. Денис поскользнулся и поехал вниз, через пару десятков метров его задержало дерево, а потом он полетел дальше. Уже стемнело, снег усилился, мы не видели, где брат упал. Начали его искать. Спуск занял примерно час. Внизу стали звать Дениса. Слава Богу, что он был в сознании, услышал и смог откликнуться на наши голоса. Иначе Когда Дениса нашли, поняли, что он серьезно травмирован и сами мы его из этого ущелья не поднимем. Сразу позвонили спасателям. А затем разбили палатку, аккуратно занесли туда Дениса, накрыли его спальниками, ведь мороз был достаточно сильный. Сами тоже зашли в палатку, с помощью горелки нагрели воду, сделали чай. Спасибо ребятам-спасателям, молодцы, быстро нас нашли.
- После такого приключения отважитесь снова пойти в горы зимой?
— Конечно. Я, считайте, вырос в горах. Брат, как только стал ходить в турпоходы, всегда брал меня с собой.
Крымчане и гости полуострова знают о высочайшем профессионализме ялтинских горноспасателей, сохранивших десятки человеческих жизней. О них легенды ходят. Правда, Юрий Павлов и его подчиненные считают свою работу самой обыкновенной и рассказывают о ней по-мужски кратко. Зима, по мнению спасателей, более-менее спокойное время года. Работают в основном на плато Ай-Петри: оказывают медпомощь любителям катания на лыжах, санках и сноубордах.
— А еще часто приходится вызволять автомобили, застрявшие в снегу на горных дорогах, — говорит Юрий. — Наши сограждане, покупая очень дорогие машины, пытаются проверить их проходимость в горах. Не всегда это заканчивается удачно. Как правило, нас вызывают в вечернее время суток, в застрявшем авто находятся дети, женщины — то есть люди, абсолютно не подготовленные к такому путешествию в зимний период времени. В выходные дни мы обычно вытаскиваем по пять-шесть таких машин. Почему наши водители так безответственны, для меня загадка. У нас даже бытует шутка: чем круче джип, тем дальше идти за трактором.
Но самые тяжелые для нас дни — майские праздники, когда начинается сезон, а вместе с ним растет число чрезвычайных ситуаций в горах.
- Зато сколько благодарных спасенных
— Увы, как правило, нас никто потом не благодарит, — улыбается Юрий. — Очевидно, люди стараются быстрее, как страшный сон, забыть неприятности, которые с ними приключились. А мы, спасатели, еще одно тому напоминание
Пострадавшего Дениса я нашла в Ливадийской больнице, куда его доставили врачи скорой помощи. Рядом с ним находится супруга Ирина. Узнав, что случилось, она взяла отпуск и приехала из Севастополя в Ливадию ухаживать за мужем. Все лицо мужчины перебинтовано, так что побеседовать с ним не удалось.
— Да, Денису сейчас не до разговоров, — грустно улыбается Ирина. — У него травмирована нижняя челюсть, перелом руки со смещением, обморожение левой кисти, ребра поломаны. «Букет» еще тот. Но сейчас я уже понимаю: все могло быть значительно хуже. Просто чудо, что не поврежден позвоночник.
Супруг и те, кто вместе с ним был в группе, ходят в горы уже много лет. То есть занимаются этим делом, можно сказать, профессионально. Например, прошлой весной они побывали на Кавказе. А потом в Карпатах на Говерлу поднимались. Муж рассказывал, что на леднике спали, при минусовой температуре. Две недели они тогда «лазили» по горам. Поэтому, когда ребята собрались в этот двухдневный поход, я не очень волновалась. В одиннадцать утра в субботу они выехали из дома, а вечером в воскресенье планировали вернуться. В течение дня я несколько раз звонила Денису, но поговорить не удалось, связь отсутствовала. Правда, я особо не переживала, так как знала, что при первой же возможности Денис сам позвонит. А тут вечером с его мобилки позвонил младший брат Тарас. У меня сразу сердце екнуло
Как только позволят погодные условия, перевезу мужа в Севастополь, в госпиталь (Денис — военнослужащий. — Авт. ). Дома, как говорят, и стены лечат. Да и мне будет легче за ним ухаживать. Но сейчас из-за обильного снега и гололеда реанимобиль просто не сможет выехать. А без сопровождения врача отправляться в дорогу опасно. Пока здесь будем лечиться.
Я очень благодарна спасателям, которые смогли быстро эвакуировать супруга в столь сложных погодных и природных условиях. Какое счастье, что у нас в Крыму есть такой отряд МЧС. Большое спасибо врачам Ливадийской больницы, особенно — нейрохирургу Антонине Алексеевне Констанчук. Они тоже профессионалы своего дела. К нам здесь просто прекрасно все относятся.
- Я так поняла, что в горы Денис теперь не скоро пойдет
— Да я его никуда больше не пущу! — решительно говорит Ирина. — Рюкзак — на крючок, все остальное снаряжение — на мусорку!
Фото автора.