Исполнилось девять дней со дня смерти выдающегося скульптора, автора монумента «Родина-мать» в Киеве, вошедшего в число трехсот лучших произведений архитектуры тысячелетия
Народный художник СССР Василий Бородай увековечил свое имя в одном из крупнейших в мире монументов — «Родина-мать» в Киеве, столичных памятниках «Парящая Лыбедь» (Парк имени Примакова), Лесе Украинке (Мариинский парк), Щорсу (бульвар Шевченко) Василий Захарович скончался на прошлой неделе, на 94-м году жизни. «За несколько дней до этого в его квартире сломался телефон — как после такого не верить в приметы, — рассказывает заведующий кафедрой Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры профессор Валерий Швецов. — Дозваниваться к Бородаю пришлось по мобильному. Хотел уговорить поехать на художественный совет по восстановлению «Парящей Лыбеди». Но он отказался — чувствовал себя неважно. Перед этим я был у него дома. На столе стояла прикрытая тканью скульптура из пластилина. «Балуюсь, — объяснил Василий Захарович. — Сделаю — покажу »
- Бородай пригласил меня стать его ассистентом в начале 1970-х годов, когда началась работа над созданием монумента «Родина-мать», — рассказывает заслуженный деятель искусств Украины Валерий Швецов. — Этот грандиозный памятник должен был делать скульптор Евгений Вучетич, автор выдающихся работ «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине и «Родина-мать» в Волгограде.
- Он обговаривал с Бородаем свой проект?
- Они даже в неофициальной обстановке встречались. Я был в их компании. Вучетич, помнится, достал чековую книжку — вещь для советского человека диковинную, выписал чек на какую-то сумму и говорит мне: «Сходи за поллитровкой». Я ведь тогда молодым был, только Академию изобразительных искусств окончил. А Бородай меня останавливает: «Погоди, представляешь, что будет, когда ты с этой бумажкой в магазин заявишься — продавцы милицию вмиг вызовут». И дал мне денег.
Вучетич рассказывал о своей грандиозной идее. «Родина-мать» в Волгограде символизирует перелом в ходе войны — победу в Сталинградской битве. Мемориал в Киеве — развитие успеха, мол, Красная Армия погнала захватчиков за Днепр. А фигура «Воина-освободителя» в Трептов-парке — Победу, разгром фашизма. Евгений Викторович привез модель высотой
75 сантиметров будущей «Родины-матери» в Киеве. Она была покрыта сусальным золотом. Фигуру в натуральную величину Вучетич хотел сделать из кованой меди, покрытой золотом. Вход в мемориальный комплекс планировал разместить у подножия холма на берегу Днепра, а вдоль идущей вверх лестницы поставить огромные 30-метровые полуобнаженные фигуры воинов. Однако воплотить задуманное ему было не суждено — Вучетич скончался в 1974 году.
- Лидер Советской Украины Владимир Щербицкий хотел было передать начатое им дело президенту Академии художеств СССР Николаю Томскому, — говорит заслуженный архитектор Украины Николай Фещенко. — Но Томский ответил, что в Украине есть свои первоклассные скульпторы. Щербицкий поинтересовался: «Кто, например?» — «Да хотя бы Бородай», — ответил собеседник. Эту историю мне рассказал сам Василий Захарович. Он стал руководителем творческой группы, в которую вошел и я, занявшейся разработкой окончательного проекта монумента. Многое из задуманного Вучетичем мы переделали. Например, отказались от гигантских полуобнаженных фигур. Вход в мемориальный комплекс устроили сверху, на холме.
- Но главный замысел Вучетича сохранили — это фигура женщины с мечом и щитом, — продолжает Валерий Швецов. — Хотя вариантов было около двух десятков, например, солдат, черпающий каской воду из Днепра. Когда окончательно остановились на идее «Родины-матери», всерьез рассматривалось предложение сделать ее из обычного «черного» металла с бронзовым напылением. Это позволило бы значительно уменьшить стоимость проекта. Изготовили из этого материала экспериментальную конструкцию, установили ее для испытаний под открытым небом. Через некоторое время от вибрации в ней образовалось большое количество микротрещин. И тогда приняли предложение делать «Родину-мать» из нержавейки. Уже почти
30 лет прошло после открытия мемориального комплекса, а 45-метровая фигура в отличном состоянии. Она, как и знаменитая работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», тоже созданная из нержавейки, вошла в число трехсот лучших скульптурных произведений минувшего тысячелетия. А по поводу надежности всей конструкции мемориального комплекса добавлю: она стоит на сваях, которые пронизывают холм и заканчиваются ниже уровня дна Днепра!
- От участников строительства мемориального комплекса приходилось слышать, что Василий Бородай сделал «Родину-мать» с чертами лица своей однокурсницы, скульптора Галины Кальченко, автора памятников Лесе Украинке (установлен возле Центральной избирательной комиссии) и Ивану Котляревскому в Киеве
- Василий Захарович, читая такие рассказы в прессе, говорил: «Вот Лидия Павловна (жена) мне задаст за эти выдумки», — вспоминает Валерий Швецов. — К слову, с огромной головой «Родины-матери» пришлось порядком повозиться. Ведь сделай мы ее с нормальными пропорциями лица, то снизу зритель видел бы две здоровенные ноздри. Поэтому голову в натуральную величину слепили из гипса, подняли ее и стали прикидывать, что предпринять, чтобы она нормально выглядела с большого расстояния. В результате значительно уменьшили щеки, а нос удлинили. Вблизи видно, что он несоразмерный, зато издали — как раз такой, как надо.
Вообще неординарных ситуаций во время создания мемориала была масса. Например, времени на то, чтобы вылепить один из барельефов воинов, оставалось совсем мало. Искать натурщика некогда. И я попросил соседа прийти на выручку. Он позировал с голым торсом в холодном ангаре. А чего стоит история с огромным, весом четыре тонны, автоматом ППШ. Его отлили на одном из заводов, отправили нам по железной дороге. Мы планировали вложить автомат в руку фигуры солдата. Но когда открыли вагон, где должен был находиться наш груз, обнаружили, что там ничего нет — пропажа. Так что и в те времена орудовали «охотники» за металлом.
А по поводу портретного сходства скульптур скажу, что оно есть не у «Родины-матери», а у другой работы Василия Захаровича — «Лыбеди». Ее лицо имеет черты дочери Бородая, Галины. Она была живописцем. К сожалению, заболела и умерла молодой. У нее осталась маленькая дочка Даша. Василий Захарович души в малышке не чаял, брал ее с собой на работу. Сейчас у Даши уже есть своя дочь. Девочка учится в художественной школе. Вторая дочка Бородая, Татьяна, стала художником-графиком. Сына она назвала в честь отца Василием. Вася — скульптор, сейчас он работает в творческом коллективе, который восстанавливает «Парящую Лыбедь», завалившуюся в марте нынешнего года.
Насколько мне известно, эту скульптуру Василий Захарович создал по правительственному заказу. В 1972 году в Советском Союзе ожидали приезда президента США. Ричард Никсон посетил тогда не только Москву, но и Киев. От столицы Украинской ССР нужно было преподнести подарок. Бородай взялся его создать, предложил идею — вылепить князей-основателей Киева. Василий Захарович, помнится, заболел, лег в элитную больницу в Феофании. После лечения вернулся с готовой работой. Потом ее отлили в серебре в виде барельефа и подарили Никсону. А второй экземпляр автор преподнес лидеру Советской Украины Владимиру Щербицкому в его день рождения.
Когда в 1982 году готовились к празднованию 1500-летия основания Киева, «Парящую Лыбедь» решили установить на берегу Днепра в парке имени Примакова. Прежде чем ковать фигуры памятника из меди, нужно было сделать глиняную модель в натуральную величину. Лепили ее в пустовавшем тогда помещении церкви Феодосия Печерского, которая находится через дорогу от Киево-Печерской лавры.
- У Бородая были увлечения, кроме скульптуры?
- С рыбалкой и охотой у него не сложилось. Единственная страсть — коллекционирование книг по искусству. Из заграничных поездок привозил в основном литературу.
- А подарки — платье жене, виски-бренди друзьям?
- А зачем нам их бренди, если Василий Захарович делал настойку на корешках калгана, которая в сто раз лучше любой заграничной выпивки? У Бородая был домик в селе, так там прямо возле хаты растет калган — травка с маленькими желтыми цветочками. Как только они распускаются, растения вырывают. Тщательно вымытые корешки бросают в самогон. Через пару дней напиток приобретает розовый оттенок. Затем его выставляют на солнце, и когда цвет становится примерно таким, как у коньяка, настойка готова к употреблению. Она весьма приятная на вкус.
- Василий Захарович рассказывал вам о своей молодости? — спрашиваю у Валерия Швецова.
- Конечно. Он из простой семьи, отец — почтальон. Жили они в Днепропетровске. Василий Захарович с детства увлекался рисованием, однако в 15 лет пошел учиться в фабрично-заводское училище. Несколько лет проработал токарем. Затем все же поступил в художественное училище. Окончил его с отличием, что давало ему право поступить в Академию художеств в Ленинграде. Но началась война. Василий Захарович был командиром роты разведчиков. После войны он пошел учиться в Киевский художественный институт. Диплом защитил в 36 лет.
- Когда к скульптору пришел успех?
- Он сопровождал Василия Захаровича всю жизнь. У него от природы прекрасное чувство объема, формы, способность к образному мышлению А это основа успеха. Первой его значительной работой был эскиз памятника Александру Невскому. А затем он вошел в авторский коллектив, создавший памятник Щорсу в Киеве.
- Слышал, что для этой скульптуры позировал молодой Леонид Кравчук.
- Мне Василий Захарович ничего подобного не говорил. Думаю, что эта история является легендой.
- Бородай был одним из авторов мемориала Октябрьской революции, который стоял на майдане Незалежности.
- Он создавал его вместе с Иваном Знобой и его сыном Валентином. Когда мемориал Октябрьской революции сносили, Бородай, конечно же, сильно переживал, но старался эмоций на людях не показывать.
- А где он жил?
- В центре Киева, на Большой Житомирской. Когда-то эта квартира была коммунальной. Но затем одному из жильцов, скульптору Михаилу Лысенко, государство выделило дом возле мемориала Великой Отечественной войны. Затем съехал и второй сосед. И всю квартиру оставили за Василием Захаровичем. Его мастерская находилась на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Кстати, однажды со двора мастерской кто-то похитил небольшую копию «Парящей Лыбеди». А не так давно со двора академии украли другую работу Бородая — «Сеятель». Это замечательная бронзовая скульптура красноармейца в буденовке. Он вернулся с гражданской войны, повесил на плечо котомку с семенами и вышел в поле сеять. К сожалению, эта работа так и не найдена .