Інтерв'ю

Раймонд Паулс: «Стараюсь в зеркало не смотреть. Даже гримерам говорю: «Мне все равно ничего не поможет!»

8:50 — 24 лютого 2011 eye 2339

Композитор, которого все называют просто Маэстро, провел в Киеве четыре дня, дал два концерта. Так был занят, что даже по Крещатику не прогулялся. Седовласый стройный и неспешный Раймонд Паулс приехал в столицу Украины вместе с супругой, чтобы выступить на одной сцене с джазовым оркестром «РадиоБенд Александра Фокина». Знаменитый музыкант редко покидает родной дом под Ригой и практически не появляется в Москве. Паулсу приписывают конфликт с Аллой Пугачевой и Игорем Крутым. Но Маэстро с изысканным прибалтийским спокойствием и бровью не ведет, когда речь заходит о Примадонне. Называет Аллу Борисовну величайшей певицей, и никто даже не думает ему возражать. Несколько лет назад Раймонд Паулс занялся политикой и чуть не стал президентом Латвии. Но теперь вспоминает об этом с улыбкой и признается, что главное его детище — фестиваль «Новая волна». В конце прошлого года Паулс отметил 75-летний юбилей. Признаться, на этот возраст Маэстро совершенно не выглядит. Несмотря на сильный мороз, приехал в украинскую столицу в тоненьком черном, отлично сидящем на его стройной фигуре пальто и модной кепке. Его багаж составляли несколько безупречных костюмов. Маэстро везде появлялся в сопровождении супруги, которая следит даже за тем, что музыкант ест.

«Грязное это дело — политика. Творческим людям не надо туда лезть»

 — У меня даже не получилось прогуляться по Крещатику, — расстроенно признался Раймонд Паулс.  — Репетируем с оркестром с утра до вечера. Программа довольно сложная, я играю с великолепными музыкантами и талантливым дирижером. Так что времени для музеев не остается. Не обессудьте.

- Мы рады одной только возможности поздравить вас с прошедшим юбилеем. Что считаете своим самым большим достижением?

 — То, что я вообще дожил до 75 лет! Это весьма солидный возраст для нашей эстрады. В общем, я давно уже на пенсии и практически не выступаю. Сделал исключение, уступив просьбам господина Фокина, который просто уговорил меня на эти гастроли. Хотя я бы с большим удовольствием предавался воспоминаниям об удачных

80-х годах — начале творческой работы с Пугачевой, Леонтьевым. Мы постоянно выступали на телевидении, ездили с концертами. Да, есть что вспомнить…

(На фото 80-х годов «золотой» творческий союз: Алла Пугачева, поэт Илья Резник и композитор Раймонд Паулс)

- Почему только вспоминать? Леонтьев до сих пор выступает, Пугачева только-только сошла со сцены.

 — Слава Богу, что так называемые ветераны остаются в хорошей форме. Желаю здоровья и успехов Алле Борисовне, с которой в свое время у меня было очень тесное сотрудничество. Многое, конечно, в прошлом, но, даст Бог, я еще поживу… По крайней мере, сейчас чувствую себя нормально, хотя стараюсь в зеркало не смотреть. (Смеется. ) Даже гримерам всегда говорю: зря стараетесь, мне все равно ничто не поможет.

- Уж слишком вы к себе критично относитесь. А было время, когда чуть не стали президентом Латвии.

 — Я действительно прошел в первом туре выборов, а потом снял свою кандидатуру. Считаю, творческим людям все-таки не надо лезть в политику. Грязное это дело. Прав был мой отец, когда говорил мне то же самое. Я не послушал его, потом сам по голове и получил. Правда, вовремя сообразил, что это не мое. Вот играть на рояле — да, совсем другое дело, чем до сих пор и занимаюсь. Ну еще, может, кадры молодые растить.

- Это вы о «Новой волне»?

 — И о ней тоже. Чтобы не произошло кризиса в музыке, надо готовить собственные национальные кадры. Другого выхода нет. Нужно заниматься с молодежью, помогать ей. А мы, увы, не всегда это делаем. Хорошо, я сижу в жюри на «Новой волне». Каждый год мы слушаем огромное количество молодых исполнителей. Но проходит «Волна», и они куда-то все исчезают. Где эти звезды? Проблема в том, что сама система шоу-бизнеса очень неправильная. Она требует огромных денег, а где их брать начинающим певцам? Где искать спонсоров? Я помню 80-е годы, когда после фестиваля в Юрмале артистов везли в Москву, Питер, показывали, на что способна одаренная молодежь. А сейчас все по-другому. Получается, единственный выход — самим артистам писать музыку, продвигать себя, потому что государство на себя это не возьмет.

«Секрет моего долголетия в том, что уже 45 лет живу с одной женщиной»

- Говорят, вы уже почти 50 лет не курите и придерживаетесь сухого закона.

 — Откровенно говоря, сейчас я бы с удовольствием выпил. (Смеется. ) Но я не уверен в себе, потому и воздерживаюсь. Как любой музыкант, прошел все это в молодости, еще до 1962 года. А что вы думаете? Мы тогда поголовно увлекались джазом. Часто играли в кабаках, а это постоянные пьянки, гулянки. Водка — вот что погубило многих моих товарищей, талантливых музыкантов. Я смог как-то от этого уйти. Может, поэтому и сохранился до сих пор. Действительно не курю, не пью, живу, так сказать, старомодно. Но если бы я не был слаб характером до водки, мог бы себя сдерживать, то, конечно, не прочь иногда пропустить стаканчик. Для настроения это бывает очень даже полезно.

- Вы отлично выглядите!

 — Знаете, в чем секрет моего долголетия? Я уже 45 лет живу с одной женщиной! Да и вообще, люблю заниматься хозяйством, это у меня в крови, очевидно, от родителей. Мне нравится мой большой дом, стараюсь, чтобы в нем царили порядок, покой. Иногда даже сам выполняю всякие мелкие хозяйственные дела. Что касается тусовок — терпеть их не могу, устаю на них. Лучше дома посижу, что-то сделаю. Или гостей к себе приглашу.

- Аллу Пугачеву в гости зовете?

-  Знаете, Алла Борисовна такая особая фигура, что с ней надо поосторожнее. У нас были разные жизненные этапы, у каждого своя дорога. Но я всегда относился к ней с большим пиететом. И теперь никогда не позволю себе что-то плохое об Алле сказать и слушать ничего не хочу. Для меня Пугачева все равно певица номер один. Конкурентов у нее пока нет.

- Похоже, времена «золотых 80-х» в эстраде уже не вернутся никогда.

 — Сейчас опять появляется спрос на более мелодичную музыку. Я смотрел современные американские фильмы, где начинают использовать старые записи Фрэнка Синатры и Эллы Фицджеральд. Значит, электронный бум немного приелся? Люди хотят услышать натуральное, акустическое, чистое звучание. Но возвратить былой рассвет, увы, не удастся. Он навсегда останется лишь нашим воспоминанием. Время идет вперед, меняются мелодии, да и каждый композитор уже по-своему понимает, что это такое.

- Уж не ностальгия ли вас замучила?

 — Скорее, нет. Мы жили в довольно странную эпоху. С одной стороны, рассвет, с другой — полный провал. Ведь мы потеряли очень много в развитии из-за полного неприятия джазовой музыки. В советское время она долго была полузапретной. Все прошли через это. А что можно было сделать? Если бы нас не гнобили тогда, мы бы сегодня были на уровне американских музыкантов. Поэтому можно лишь надеяться, что все наши пробелы восполнит нынешнее поколение. У них-то совершенная свобода — европейский, мировой уровень. Все открыто, только дерзай.

- Молодежи бы еще ваш талант и энтузиазм…

 — Сидеть без работы не могу. Играю несколько спектаклей в Риге — на сцене я за роялем, поющие актеры. Обожаю театр! Это совершенно другой мир, иное отношение к музыке. Любовь эта родилась давно, после работы с великим Андреем Мироновым. Как же рано он ушел из этой жизни! Опять воспоминания… А что мне осталось? Правда, вот хочу еще подготовить какой-то молодой талант к «Новой волне». В этом году фестиваль юбилейный, десятый раз состоится.

- Говорят, он может стать последним.

 — Посмотрим. «Новая волна» тоже часть моей жизни. И довольно большая. Но будущее фестиваля — серьезная проблема. Конкурс переживает сильный кризис, мы должны что-то менять. Если не сделаем этого, можем его просто потерять. Сложный вопрос. И не только финансово, но и творчески. Все-таки мы должны давать возможность роста молодым исполнителям. Не все в моей власти. Я-то, в принципе, на «Новой волне» не хозяин, а так, в декорации. Но хватит о грустном, будем надеяться на лучшее…

 

Фото (вверху) Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»