Україна

Застрахованные водители смогут оформлять аварию без вызова милиции

15:31 — 25 лютого 2011 eye 753

Верховная Рада приняла закон о так называемом европротоколе, который через полгода начнут выдавать водителям вместе с полисом «автогражданки»

В украинском законодательстве существует довольно абсурдная норма, позволяющая весьма жестко наказывать водителей просто за сам факт ДТП, какими бы незначительными ни были его последствия. Типичная ситуация: сдавал в своем дворе назад, не рассчитал и слегка оцарапал крыло соседской машины. Чтобы воспользоваться страховкой, вызвал гаишников (без справки из ГАИ страховая компания откажет в выплате возмещения). В результате — имеешь штраф в 340-425 гривен или лишаешься водительских прав на 6-12 месяцев. Для сравнения: в России штрафуют только за аварии с телесными повреждениями, в остальных случаях могут лишь выписать штраф за нарушение конкретного пункта правил, ставшее причиной ДТП. Скажем, если водитель не пропустил машину, двигавшуюся по главной дороге, его штрафуют именно за это, а не просто за «аварию». Но теперь жизнь автомобилистам собираются упростить.

Оценить ущерб на глаз не всегда может даже опытный водитель

Верховная Рада приняла закон (сейчас он ждет подписи Президента), который освобождает виновника аварии от всякой ответственности, если водители не будут вызывать ГАИ, а оформят ДТП… самостоятельно, предоставив затем документы для выплаты материального возмещения в страховую компанию. Для этого нужно, чтобы нанесенный пострадавшему ущерб не превышал десяти тысяч гривен (если побито несколько, но не более пяти, машин, то десять тысяч гривен — на каждую из них), оба водителя имели действующие полисы обязательного страхования, были трезвыми и придерживались одного мнения по поводу обстоятельств произошедшего.

Экспертное управление парламента отчаянно возражало против такой новации. Ведь штраф — это один из видов наказания за определенный проступок, а вовсе не плата гаишникам за составление протокола и схемы ДТП. Его либо нужно применять ко всем, либо отменить в принципе. Не может быть так, что человека, который поцарапал свою машину о бордюр, штрафуют и лишают прав, так как «автогражданка» в этом случае не срабатывает. А водителя, помявшего чужой автомобиль, фактически «амнистируют».

Тем не менее закон принят. Но реально заработает он не раньше чем через полгода. Пока чиновникам предстоит разработать форму так называемого европротокола (протоколы начнут выдавать бесплатно вместе с полисами «автогражданки»). В этом документе водители, решившие «оформляться» без ГАИ, должны будут указать свои данные, отобразить все обстоятельства аварии, а также нанесенные автомобилям повреждения. Не позднее трех дней после ДТП протокол нужно отвезти в страховую компанию. Затем страховщику дается десять дней, чтобы выслать своего эксперта для осмотра и оценки повреждений. Времени для подготовки к выплате компенсации у страховых компаний по новому закону станет больше — не один месяц, а три. Но фактически страховщиков поставят в более жесткие рамки. Дело в том, что этот срок будут отсчитывать не с момента получения от водителя последней справки, как это практикуется сейчас, а с даты подачи заявления в компанию о выплате страхового возмещения.

Комментируя закон, эксперты расходятся во мнениях. Да, европротоколы вроде бы облегчат жизнь водителям и уменьшат количество пробок. С другой стороны, они могут создать еще больше проблем.

«Подводный камень» номер один: как оценить ущерб на глаз? Сделать это зачастую не удается даже опытному водителю, ведь кроме очевидных повреждений, у машины могут быть и скрытые. А если вы не вызывали ГАИ, то получить от страховой компании больше десяти тысяч гривен уже не удастся.

 — Выплаты оставшейся части суммы, — говорит адвокат Алексей Святогор, — придется добиваться у виновника через суд, доказывая, что вы не специалист и искренне заблуждались, недооценивая ущерб.

Неподготовленному человеку потребуется около двух часов, чтобы грамотно и без помарок заполнить европротокол

Проблема номер два — заполнение европротокола. В России, где система оформления «без ГАИ» уже действует, автожурналисты провели эксперимент. Оказалось, что неподготовленному водителю нужно в среднем около двух часов(!), чтобы тщательно, без единой помарочки, заполнить все пункты протокола, описать повреждения, а также грамотно составить схему аварии. Но сделать все это порой вообще невозможно, если столкновение, скажем, произошло на улице с активным движением. Инспектор взмахом жезла легко притормозит поток машин, обычный же человек, пытающийся с рулеткой в руках измерить ширину проезжей части, в любой момент рискует угодить под колеса других автомобилей.

Третья проблема — отсутствие в новом законе нормы о прямом урегулировании. «Водителям нужно будет лишь передать документ своим страховым компаниям, а уже страховщики будут между собой разбираться, кто из участников аварии виноват и кому положена компенсация», — заявляют в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины. Однако, по словам известного киевского страхового брокера Ибрагима Габидулина, такого пункта в законе не оказалось. И после заполнения европротокола подавать заявление на выплату, как и сейчас, придется не в свою компанию, а в страховую компанию виновника ДТП. Но проблема в том, что водители, как неспециалисты, в отличие от инспекторов ГАИ могут ошибиться, «назначив» виновником совсем не того, кого следует. А это, в свою очередь, станет причиной отказа в выплате.

Не меньшая сложность — отсутствие у наших водителей правовой культуры. В законе, к примеру, говорится, что все участники ДТП должны десять дней сохранять свои машины в том состоянии, в котором они были после аварии. А если виновнику взбредет в голову отремонтировать машину, ведь страховка ему все равно не светит? Выплатят ли в этом случае компенсацию? Представители страховых компаний только разводят руками: как будет, пока не знаем, жизнь покажет.

В любом случае, по мнению экспертов, даже у водителей, уверенных в своей невиновности, пока нет никакого стимула идти по пути заполнения европротокола. Экономия времени сомнительная. Зато риск потерять право на возмещение из-за какой-то ошибки в документах достаточно велик. Особенно с учетом того, что страховые компании очень настороженно относятся к страховым случаям, оформленным по европротоколам. И они имеют на это право. Как показывает опыт России, на первых порах до 30 процентов таких дел в той или иной степени связаны с мошенничеством! Соблазн разжиться за счет страховой компании действительно немалый: кажется, чего проще — чтобы самому не ремонтировать помятую о заграждение машину, просишь знакомого на грузовике взять вину на себя. Свидетелей нет, с места аварии вы уехали. И пусть страховщики попробуют доказать, что это подлог…

Оформлять ДТП без выезда на место сотрудников ГАИ теоретически разрешено и сейчас. Водители могут сами составить схему ДТП, записать показания свидетелей, а затем приехать для дальнейшего оформления в ближайшее подразделение ГАИ. Увы, реально схема не работает, ведь сотрудник ГАИ должен не только оформить информацию о ДТП, но и определить виновника. А брать на себя такую ответственность, не видя места происшествия, мало кто хочет, ведь материалы затем идут в суд.