Из–за решения Антимонопольного комитетета Украины искусственно создана ситуация, при которой частные фирмы оказались в более выгодных условиях, чем государственный порт
Процесс ротации кадров на разных уровнях власти коснулся и морского хозяйства. В начале апреля исполняющим обязанности начальника крупнейшего в Украине порта «Южный» вместо ушедшего на больничный Юрия Крука был назначен бывший глава Ассоциации портовых операторов и частных стивидоров Украины Вадим Пархоменко. Однако это решение вызвало широкий резонанс среди специалистов отрасли, так как на протяжении нескольких лет руководителю порта удавалось отстаивать интересы государственного предприятия и вывести порт «Южный» в лидеры отрасли.
О состоянии крупнейшего в Украине порта, занимающего лидирующее место как по объемам грузоперевалки, так и по финансово-экономическим показателям, «ФАКТЫ» попросили рассказать начальника государственного порта «Южный» Юрия Крука, находящегося в данный момент на больничном.
- В каком финансовом и техническом состоянии вы передали крупнейший украинский порт временно исполняющему ваши обязанности господину Пархоменко?
- Я не передавал господину Пархоменко дела. На момент назначения и. о. начальника порта я находился на больничном. Несмотря на финансовый кризис, который парализовал многие предприятия и целые отрасли, порт «Южный» не просто выстоял, а продемонстрировал значительный рост практически по всем показателям финансово-хозяйственной деятельности.
За два года и три месяца, то есть в период моего руководства портом, удалось значительно увеличить все финансово-экономические показатели. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые статистические данные.
2007 год | 2008 год | 2009 год | Рост по отношению к 2007 году | |
Чистый доход (тысяч гривен) | 535151 | 852046 | 1399515 | 261,5% |
Финансовый результат (тысяч гривен) | 124501 | 332202 | 761875 | 611% |
Чистая прибыль (тысяч гривен) | 97482 | 236726 | 557882 | 572,3% |
Платежи в бюджет всех уровней и целевые фонды (тысяч гривен) | 161048 | 237609 | 497962 | 309,2% |
Платежи в госбюджет (тысяч гривен) | 79212 | 131404 | 382451 | 482,8% |
Если говорить о техническом состоянии порта, то главный акцент за этот период делался на его развитии, то есть увеличении капитализации порта. Так, если в 2007 году объем инвестиций, которые «Южный» направлял на капитальное строительство и приобретение основных фондов, составлял 22 миллиона 900 тысяч гривен, то по итогам 2009 года этот показатель достиг уже 328 миллионов 200 тысяч гривен. Это в 14,4 раза больше, чем в 2007 году. Я думаю, что данные цифры говорят сами за себя.
Что касается грузооборота и грузопереработки, то они в 2009 году несколько снизились по сравнению с показателями 2008 года. Так, грузооборот сократился на 17 процентов из-за кризиса и колоссального спада производства в химической отрасли. Ведь объем переработки химических грузов упал почти в два раза. Но по основной номенклатуре грузов порт сохранил положительную тенденцию, и уже в первом квартале 2010 года грузооборот по сравнению с показателями 2009 года вырос на 1 процент и достиг 4 миллионов 723 тысяч тонн, а грузопереработка увеличилась на 4 процента и составила 3 миллиона 560 тысяч тонн. Кроме того, по состоянию на 7 апреля, когда был назначен новый исполняющий обязанности начальника порта, на счетах «Южного» оставалось около 180 миллионов гривен. Я думаю, что наследство вполне достаточное. Другой вопрос: как им будут распоряжаться?
- Что вы считаете своим главным достижением?
- Главное достижение — то, что удалось доказать и показать: порт может работать гораздо эффективнее. И это выражено в конкретных результатах. Мне приятно говорить, что «Южному» удалось получить главный документ — Программу перспективного развития порта. И еще более приятно говорить о том, что мы смогли приступить к ее реализации. Так, после шестилетнего перерыва построили и сдали в эксплуатацию первую очередь нового перегрузочного комплекса на 9-м причале. Также в 2009 году был заключен контракт с голландской компанией «Damen Shipyards» о строительстве для порта двух буксиров проекта 2810, имеющих ледовый класс и мощность по 5 тысяч лошадиных сил каждый. Буксиры должны быть спущены на воду в конце 2010 года. Все это обеспечит порту доходы, связанные с будущим ростом судозаходов, строительством новых комплексов и терминалов в акватории «Южного».
Из последних приобретений порта я бы обратил внимание на ввод в эксплуатацию двух портальных кранов «Либхер» грузоподъемностью 84 тонны каждый и вылетом стрелы на 42 метра, что даст возможность увеличить нормы обработки флота, а также обрабатывать суда под погрузкой без раскантовки. Также можно сказать о приобретении портом 100-тонного плавкрана, который, помимо удовлетворения текущих потребностей портового флота, планировалось использовать для организации рейдовой погрузки судов типа кэйп-сайз.
Кроме того, значительный экономический результат порт получит от строительства терминала в тылу 5-го, 6-го причалов. Благодаря воплощению этого проекта планировалось дозагрузить 8-й и 9-й причалы «Южного» как минимум на 4 миллиона 400 тысяч тонн. Предусматривалось, что в результате порт получит дополнительные ежегодные доходы в размере более 120 миллионов гривен.
- Юрий Юрьевич, а что вы можете сказать о взаимоотношениях с трудовым коллективом? Как, на ваш взгляд, сотрудники переживают перемены в порту?
- Главный показатель взаимоотношений — это уровень зарплаты людей и так называемый социальный пакет. Конечно, говорить о том, что все без исключения работники порта довольны уровнем зарплаты, было бы неправильно, но все познается в сравнении. Общий фонд оплаты труда составил 164 миллиона гривен при плане в 144 миллиона 500 тысяч гривен. Среднемесячная заработная плата работника порта за 12 месяцев прошлого года — 3 тысячи 860 гривен. В 2007 году она составляла 2 тысячи 779 гривен. Доход работника — 4 тысячи 839 гривен, при том что в 2007 году было 3 тысячи 477 гривен. Порт «Южный» являлся и остается лидером отрасли по уровню заработной платы. В кризисном 2009 году мы дважды увеличивали зарплату.
Необходимо сказать, что и в финансовом плане на 2010 год мы запланировали рост зарплаты не менее чем на 18 процентов. В марте я уже подписал приказ об увеличении зарплаты работникам порта на 10 процентов с 1 апреля. Все социальные гарантии, предусмотренные коллективным договором порта, выполнялись в полном объеме. Должен сказать, что коллектив активно поддерживал меня в отстаивании законных интересов «Южного», и я точно знаю, что если люди почувствуют ухудшение условий работы, показателей «Южного», то молчать они не будут.
- По вашему мнению, какие риски могут ожидать предприятие в нынешней ситуации?
- Я бы отметил три принципиальные позиции, отстаивание которых носит для МТП «Южный» стратегическое значение. И если случится так, что порту не удастся их отстоять, то и результат не заставит себя долго ждать.
Первое — это то, что «Южный» принуждают предоставить 50-процентные скидки на портовые сборы на все причалы в его акватории. И если порт не апеллирует данное решение в судах, это повлечет за собой резкое снижение грузопереработки. Ведь грузопотоки просто уйдут на частные терминалы, которые вместо привлечения новых грузопотоков заберут наработанную грузовую базу порта. Это повлечет за собой колоссальный спад в доходной части порта и, соответственно, свертывание всех программ развития. В результате чего, я думаю, на повестке дня будет стоять единственный вопрос: где найти средства для выплаты зарплат сотрудникам?
Второе — «Южный» вынуждают передать часть услуг по буксирной проводке флота в акватории порта частной компании. В результате портовый флот, получивший по итогам 2009 года 153 миллиона гривен дохода, может лишиться около 40 процентов этой суммы, что, естественно, отразится на работе всего порта.
И третье — это то, что «Южный» заставляют выплатить компенсацию стивидорной компании «ТИС» за дноуглубительные работы. В случае единовременного выставления счета порту он будет не в состоянии погасить долг, что может привести к аресту его имущества и счетов.
Я с удовлетворением могу сказать, что по состоянию на 7 апреля, когда был назначен новый исполняющий обязанности начальника порта господин Пархоменко, наши юристы не проиграли ни одного решения суда, и мы жестко отстаивали интересы «Южного» и государства. Считаю, что порт должен искать компромиссы по всем вышеперечисленным позициям, но при условии, если принятие того или иного решения по любому вопросу не ухудшит финансово-экономическое состояние «Южного», финансовые и социальные условия работников крупнейшего транспортного предприятия страны.