Культура та мистецтво

Василий Шкляр: «Если идти против правды, тогда зачем вообще браться за перо?!»

19:04 — 9 березня 2011 eye 554

Деятелям культуры и искусств вручили Национальные премии имени Тараса Шевченко. Среди лауреатов не было лишь автора романа «Черный ворон» Василия Шкляра

Сегодня в Каневе во время торжественных мероприятий по случаю 197-й годовщины рождения Кобзаря премьер-министр Николай Азаров вручил деятелям культуры и искусств шесть Шевченковских премий — по 250 тысяч гривен каждая. Среди лауреатов не оказалось автора романа «Черный ворон» Василия Шкляра, которому Комитет по Национальной премии имени Тараса Шевченко присудил ее в области литературы еще месяц назад. Ряд политиков и представителей общественных организаций заявили, что в произведении содержатся попытки разжигания межнациональной розни, а также некорректные высказывания в адрес представителей российской и еврейской национальностей, которые в романе именуются исключительно «москалями» и «жидами».

Впервые решение о присуждении высокой премии «ксенофобскому роману» было раскритиковано на заседании общественной организации «Собор гражданского согласия» во главе с министром образования и науки, молодежи и спорта Дмитрием Табачником. При этом сам Дмитрий Владимирович негативного мнения о романе не высказывал. Более того, министр сообщил, что вообще не читал эту книгу.

В свою очередь Василий Шкляр в интервью УНИАН, заявил, что все обвинения в его адрес построены на выдергивании цитат из художественного текста. «Это от непонимания самой природы литературы, ведь эти слова были в той эпохе — они и передают правду, колорит того времени…  — сказал автор скандального романа.  — Некоторые из моих современных критиков считают, что сейчас, мол, другой уровень культуры, другая цивилизация, и мы должны были бы избегать этих слов. В моих романах о сегодняшнем дне этих слов и не найдешь. Но это исторический роман, в котором отражены исторические реалии, правда, которой я максимально пытался достичь. Вот и все!»

Напомним, роман «Черный ворон» посвящен повстанцам Холодного Яра на Черкасчине, которые боролись против большевиков за независимость Украины в 1920-х годах. «Я пишу «москаль», потому что так их тогда называли. Если идти против правды, тогда зачем вообще браться за перо?!» — недоумевает Василий Шкляр.

За писателя возмущенно вступилась даже заместитель главы Администрации Президента Анна Герман: «Шкляр отображает ту эпоху, которая была в истории Украины, а мы не можем переписывать нашу историю в угоду тем, кому она не нравится… Пришивать роману политику просто смешно, это какая-то дикость!» Писатель же неожиданно для многих обратился с письмом к Виктору Януковичу, сообщив, что не может принять Шевченковскую премию, пока должность министра образования и науки, молодежи и спорта занимает «украинофоб Дмитрий Табачник». Правда, автор счел нужным отметить в своем письме: «Моя позиция, господин Президент, никоим образом не касается вас лично… » Неудивительно, что многие сошлись во мнении: без политики здесь не обошлось. Мол, таким образом решили договориться и замять скандал, чтобы не подставлять главу государства. Впрочем, Василий Шкляр, отрицая сговор с властями, уверяет, что решение о переносе вручения ему премии принял самостоятельно. Так или иначе, но в президентском указе о присуждении Шевченковских премий фамилии автора романа «Черный ворон» действительно не оказалось. А известный украинский писатель Юрий Андрухович предложил собрать деньги и вручить их Василию Шкляру вместо престижной премии.

«Эта ситуация может стать феноменальной возможностью для гражданского общества «обуть» власть ненасильственным солидарным действием, — заявил Андрухович литературному порталу «Буквоїд».  — Для этого нужно собрать для Василия Шкляра такую же сумму, чтобы он все же получил премию, но уже не от «панства», то есть государственной верхушки, а от народа»,- сказал он.

Соберут ли 250 тысяч гривен для автора «Черного ворона» — не известно, но что сам роман после такой рекламы разметут — это точно. Кстати, Василий Шкляр пообещал отдать деньги, которые ему намерены собрать, на экранизацию своего детища. По словам писателя, за это уже готов взяться знаменитый польский режиссер Ежи Гофман.