Події

«Я устала объяснять Васе, что такое хорошо и что такое плохо, и … сорвалась»

17:25 — 15 березня 2011 eye 2295

Депутат горсовета, ранее руководившая службой по делам детей(!) Овручской райгосадминистрации, проломила голову приемному сыну. Трехлетний малыш в крайне тяжелом состоянии находится в реанимации районной больницы.

Прошлой осенью шестилетнюю Снежану, четырехлетнюю Жанну и трехлетнего Васю взяла на воспитание приемная мать. Депутат горсовета имела безупречную репутацию. И хотя чиновница не состояла в браке, органы опеки без раздумий дали ей согласие на создание приемной семьи…

«Мы не сомневались, что этим трем деткам будет хорошо у приемной матери. На наших глазах выросла ее красавица дочь»

 — Согласно закону, создать приемную семью вправе супруги или человек, не состоящий в браке, — объясняет «ФАКТАМ» начальник службы по делам детей Овручской районной администрации Петр Зубейко.  — Поэтому разведенная женщина на законных основаниях взяла себе детей. Она получила право на создание приемной семьи согласно распоряжению председателя районной администрации 10 октября 2010 года.

Сотрудники центра социальных служб собрали все документы относительно этой женщины, она прошла специальный курс обучения. Коллеги по работе отзывались о ней только положительно, она имела отменные рекомендации. Да что там скрывать, до меня она возглавляла службу по делам детей! А в последнее время работала в горсовете.

Сегодня я не могу объяснить случившееся. Бывшую коллегу знал много лет и только с позитивной стороны. Поверьте, не было никаких оснований ей не доверять.

- Почему женщину заинтересовали именно эти дети?

 — Малышей забрали у алкоголиков, жителей Чудновского района, и передали в один из областных интернатов. Посещая этот интернат, чиновница обратила внимание на двухлетнего малыша. Васю, симпатичного общительного мальчика, действительно трудно было не заметить. И вот женщина, у которой есть дочь-студентка, призналась нам, что всегда мечтала иметь сына, и решила забрать этого малыша себе на воспитание. Васе очень понравилась «новая мама». Он каждый раз с нетерпением ждал ее прихода.

Когда мы стали собирать необходимые документы, выяснилось, что у мальчика есть еще две сестры. По закону семью нельзя разъединять. Немного поразмыслив, женщина дала согласие забрать из интерната всех деток. Мы не сомневались, что им будет хорошо у такой добропорядочной матери. Ведь на наших глазах выросла ее красавица дочь…

На содержание приемных детей государство ежемесячно выплачивало приемной матери около шести тысяч гривен. Плюс денежное обеспечение за предоставление услуг в приемной семье в размере 35 процентов от размера социальной помощи на ребенка. Директор Овручского районного центра семьи и молодежи Оксана Лясковец сообщила, что все приемные семьи находятся под постоянным контролем. Не была исключением и эта семья. Когда сотрудники центра приходили к ним в дом, то видели: дети чистенькие, накормленные, в комнатах порядок. Малыши никогда ни на что не жаловались.

 — Мать была уравновешенным и спокойным человеком, — говорит Оксана Анатольевна.  — Она производила приятное впечатление — душевной женщины, стремящейся дать тепло обездоленным детям. Раньше она работала в социальной службе и поэтому, как никто другой, знала проблемы лишенных родительской опеки детей. Ее беспокоила их судьба, она хотела помочь хоть немногим из них. Именно так выглядела со стороны ее забота. Дети довольно быстро привыкли к новой маме. Но у педагога по образованию были свои, особенные, методы воспитания, о которых никто не догадывался…

 — Одиннадцатого марта около шести вечера к нам поступил телефонный звонок из районной больницы, — рассказывает начальник Овручского райотдела милиции Владимир Башинский.  — Дежурный врач сообщил, что на «скорой» в реанимационное отделение доставлен с тяжелой травмой головы трехлетний мальчик. В больницу немедленно выехала следственно-оперативная группа. Оперативники установили, что телесные повреждения малыша действительно имеют криминальный характер.

Правоохранители отправились домой к приемной матери ребенка. Женщина была удивлена визитом милиционеров. Она уверяла, что мальчик купался в ванне и неожиданно потерял сознание. Может, поскользнулся и упал, предположила женщина. При этом она то и дело повторяла: «Мальчик такой упрямый и непослушный. Я же предупреждала его, чтобы не шкодил». Однако опытным правоохранителям без труда удалось вывести женщину на чистую воду. В конце концов она призналась, что устала объяснять трехлетнему малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и… сорвалась.

«Только на второй день, когда мальчик перестал дышать, она обратилась к врачам»

 — Все произошло 10 марта, — продолжает Владимир Иванович.  — Сначала в ванной комнате женщина несколько раз ударила ребенка. Малыш падал и ударялся о кафельный пол. Затем на кухне она схватила со стола деревянную подставку под соль и ударила ею ребенка по голове. Дерево раскололось пополам. Мальчик потерял сознание, и женщина отнесла его в постель. Только на второй день, когда ребенок перестал дышать, она обратилась за медицинской помощью.

Рассказывая все это милиционерам, женщина плакала и убеждала, что сожалеет о содеянном. Однако оперативники установили, что к необычным методам воспитания приемная мать прибегала постоянно. У малыша, кроме проломленной головы, они обнаружили другие следы «воспитания». Все тело мальчика было в гематомах. Женщина систематически избивала приемного сына. Сестер избивала реже и не так грубо. Судмедэксперт обнаружил у девочек незначительные ожоги и следы от давних побоев.

Трехлетний Вася до сих пор находится в коме.

 — Ребенок доставлен к нам в крайне тяжелом состоянии, — рассказывает заместитель главного врача Овручской районой больницы Владимир Сысак.  — В коме, без пульса, с переохлаждением. Малыша немедленно поместили в реанимацию. При осмотре обнаружили на теле множество ссадин и разного размера гематом. Но самой страшной оказалась черепно-мозговая травма. Ребенку крупно повезло, что в тот момент в нашей больнице случайно оказался нейрохирург из Житомирской областной больницы Игорь Ковбасюк. Сложнейшая операция длилась полтора часа. У ребенка удалена внутричерепная гематома, в которой находилось 60 миллилитров излившейся крови. Для такого малютки это очень большое количество!

Состояние ребенка очень тяжелое. Мальчик находится на аппарате искусственного дыхания. От него не отходят анестезиологи областной детской больницы. Мы не уверены, выживет ли малыш. Пока социальные службы решают, куда определить его сестер, девочки будут находиться у нас в больнице. У сестричек тоже обнаружены ссадины и гематомы. Правда, не такие серьезные, как у малыша. К тому же у младшей сестрички на животике и ягодице видны следы от ожога.

«Раньше у нее был гостей полон дом, а тут даже на порог перестала пускать»

Только при одном упоминании о приемной матери сестрички содрогаются. Старшая девочка долго перечисляет мне, что «мама» запрещала им делать.

- Мама вас не обижала?

 — Мама нас била за те, що ми робимо шкоду, — немного подумав, ответила шестилетняя Снежана.  — Але найбiльше вона била Василька, бо вiн заходив в її кiмнату. А ще без дозволу в акварiумi годував рибок. Нам без дозволу не можна було виходити зi своїх кiмнат. Можна було лише гратися з iграшками.
-

Вы любите маму, хотите к ней?

 — Нi! — отвечает Снежана.  — Ми шкоди не робили, але вона нас все одно била. Якщо Василько раптом робив шкоду, то ми усi разом були покаранi. Вона говорила, щоб нам неповадно було теж робити шкоду.

- Куда вы все вместе ходили с мамой?

 — Ми ходили в дитячий садочок, а потiм були вдома.

Пока я разговаривала со Снежаной, четырехлетняя Жанна не проронила ни слова. Как я ни пыталась разговорить малышку, она не назвала даже своего имени.

 — Вона дуже налякана, — объясняет сестра.  — Мама заборонила нам спiлкуватися з чужими людьми, розказувати, як ми живемо. Одного разу я розповiла дiвчаткам, що мама мене б'є. То мама дiзналася про це i набила мене дуже сильно, а потiм сказала, що я бiльше не пiду гуляти на вулицю.

Соседи семьи, где случилась трагедия, потрясены случившимся. Оказывается, они не сомневались, что приемным детям очень повезло — ведь их взяла на воспитание такая «положительная» женщина.

 — Правда, сначала мы немного удивились, узнав, что наша депутат стала приемной матерью, — рассказывает сосед Анатолий.  — Ведь это очень большая ответственность. Но люди ее за это еще больше стали уважать. Только заметили, что если раньше у нее гостей был полон дом, то тут даже на порог перестала пускать. О детях предпочитала не говорить. Их видели, только когда они шли в детсад. Все остальное время дети сидели дома. А в последнее время даже детсад перестали посещать. Но мы на это не обращали внимания. Мало ли, как представляет себе воспитание детей уважаемая в городе женщина, к тому же педагог по образованию. Она стала вести уединенную жизнь. Думали: может, для того, чтобы детям спокойнее было. А оно вот как оказалось.

 — Поговаривали, что она детей ради денег взяла, — говорит соседка Светлана.  — Только я бы ни за какие деньги на такое не отважилась. Тут со своими не знаешь, что делать. А на чужого ни крикнуть нельзя, ни шлепнуть иной раз.

Правоохранители возбудили уголовное дело по статье Уголовного кодекса Украины, предусматривающей до восьми лет лишения свободы. Женщина задержана. На данный момент на месте происшествия идет воссоздание событий. Деревянная расколотая подставка изъята и приобщена к делу как вещественное доказательство.

Относительно того, почему приемная мать систематически избивала своих детей, женщина попросила передать журналистам, что ей… нечего сказать.