Життєві історії

«Для нашего малыша не существует ни машинок, ни плюшевых мишек, ни песочниц — только шары, которые он увлеченно гоняет»

19:33 — 25 березня 2011 eye 666

Четырехлетний(!) бильярдист обыгрывает даже опытных десятилетних спортсменов

Когда возникла эта игра, не знают даже историки. Говорят, бильярд столь же древний, как и шахматы. Во всем мире он развивался весьма бурно, став поистине аристократическим видом спорта и отдыха. В СССР до войны в каждом парке и Доме культуры были бильярдные. Но потом эта игра попала в разряд азартных, и Сталин своим негласным решением бильярд запретил. Бильярдные столы перекочевали тогда в Дома офицеров, пансионаты и загородные дачи партийной элиты. Этот вид спорта ушел на долгое время в подполье, и к 70-м годам в Советском Союзе практически не осталось мастеров по катанию шаров. Впрочем, даже сейчас, когда бильярд признан олимпийским видом спорта, о нем в Украине знают мало. О карьере футболиста, например, мечтают многие украинские мальчишки, а вот тех, кто хочет стать бильярдистом, еще поискать нужно.

«Я смастерил сыну кий, свернув плакат и обмотав его скотчем»

Строитель Дмитрий Литвиненко — заядлый болельщик, поэтому из всех телеканалов предпочитает спортивные. С женой Олей, парикмахером по профессии, разногласий по этому поводу нет. В семье хоть и два телевизора, но Оля чаще смотрит спортивные баталии вместе с мужем. С появлением Назарчика телеболельщиков стало уже трое.

 — Мы с женой договорились, что будем много внимания уделять развитию детей, особенно спортивному, — объясняет Дмитрий Литвиненко.  — Назар еще совсем крохой был, ему еще и полгода не исполнилось, а за игрой в футбол, волейбол с экрана телевизора следил о-о-очень внимательно.

Как-то показывали бильярдный матч. Наш малыш просто прикипел к экрану! Каждый забитый в лузу шар встречал таким восторженным криком и визгом, что мы с женой умирали со смеху. Смех смехом, а Назарчик стал играть в бильярд всем, что под руку подвернется: соберет разнокалиберные мячики и ползает за ними по квартире. Я даже смастерил ему кий, скрутив, а потом обмотав скотчем бумажный плакат. Заниматься этим он мог часами. Ничего не оставалось, как подарить сыну в год и четыре месяца игрушечный бильярд. Вы бы видели его восторг! У Назарчика нет ни машинок, ни плюшевых мишек, ни песочниц — только шары, которые он увлеченно гоняет. Но я понимаю, что мой ребенок счастлив, и этого достаточно.

У первого бильярдного стола, на котором мальчонка, кстати, играет до сих пор, ножки устанавливались в две позиции: ниже и выше. Однако Назар, который ходил еще плохо, предпочитал играть лежа. Поэтому бильярд стоял просто на полу без ножек. А маленький спортсмен даже из такой позы умудрялся забивать шары.

 — Он такое вытворял! — разводит руками папа маленького Назарчика.  — Я глазам своим поверить не мог. Его же никто не учил играть. А ребенок так умело держал кий, все удары наносил так точно, словно заправский спортсмен. Техника у этой игры довольно сложная: нужно знать, так сказать, геометрию построения удара, предвидеть траекторию движения шара, рассчитать, как послать его точно в лузу. Это работа не только для рук, но и для ума. Уже в три года сын с этой задачей справлялся.

Когда ему исполнилось четыре, мы всей семьей пошли в соседний кинотеатр «Сич», где в фойе был установлен бильярдный стол. Наш ребенок вдруг подбежал к нему и стал бить тяжелым, взрослым, кием по шарам. Хотя едва доставал до бортиков. Тогда я и решил, что пора ему работать с настоящим тренером. Позвонил в школу бильярдного спорта «Динарис», которая является базой сборной Украины по этому виду спорта. Рассказываю, какой талантливый у меня ребенок, а мне в ответ: «Рановато ему этим заниматься, пусть подрастет. Приходите годика через два — мы детей берем только с шести лет». «Можно, — спрашиваю, — мы хотя бы посмотрим, как играют ваши дети?» Так и появился три месяца назад в школе «Динарис» наш Назар.

Главный тренер школы бильярда «Динарис» Александр Резник встретил Дмитрия с сыном недоверчиво. «Он же, — говорит, — до края стола не достает, а в игре нужно дотягиваться до середины». Малыш взял кий, прицелился и сильным ударом загнал шар в лузу. Александр был потрясен. Ничего подобного он еще не видел, хотя с детьми работает более десяти лет. Самому младшему его воспитаннику — семь, он рослый мальчик.

 — А этот от горшка два вершка, но ведет себя, как настоящий боец, — улыбается Александр Резник.  — Смотрю, вроде и стоит как-то неудобно, и кий не так держит, и рука выше головы, а все равно шары забивает. Подобных примеров, насколько я знаю, в мире нет. Не под силу этот вид спорта таким малышам. В Англии есть, правда, Академия снукера, туда принимают детей с пяти лет. Но с ними занимаются индивидуально, да и в европейский снукер играть немного легче, чем в русский бильярд. И я решил рискнуть. «Давайте попробуем, — говорю родителям.  — Правда, с условием, что ваш Назар будет работать наравне со всеми».

«Увидев, как Назар играет в дворовой команде в футбол, Андрей Шевченко подарил ему мяч со своим автографом»

Уже после первых тренировок Назар стал опережать многих воспитанников школы. Его, конечно, записали в самую младшую, но ребята в ней есть, несмотря на свой возраст, довольно опытные. Новичка они вначале даже не восприняли всерьез. «Тоже мне спортсмен», — подшучивали дети. Однако после первого же внутреннего турнира, который определяет лидеров в каждой возрастной категории, им стало не до шуток: малыш, который тренировался меньше всех, не проиграл всухую ни одному из участников. Более того, занял пятое место из шестнадцати!

 — Ему очень хочется побеждать, получать награды и грамоты, как другие спортсмены, — улыбается Дмитрий.  — Даже попросил меня: «Папа, купи мне такой кубок». Я ему объяснил, что награды не покупаются, а завоевываются. Впрочем, нам сегодня гораздо важнее научиться проигрывать, потому что Назар очень близко к сердцу воспринимает поражения: обижается, перестает со всеми разговаривать, даже до слез доходит.

Через месяц занятий в «Динарисе» я Назара перестал узнавать. Раньше он как воспринимал бильярд? Как детскую игру — забить шар любой ценой. А сейчас часами может отрабатывать какое-нибудь упражнение. И за несколько занятий уже освоил прицеливание, правильное выполнение удара. Рука, правда, быстро устает — кий-то тяжелый. Но он никогда не просится отдохнуть — все два часа тренировки проводит возле стола. Я часто сам с ним играю и чувствую прогресс так, как никто другой.

В школе «Динарис» найти самого юного бильярдиста оказалось делом несложным. Стоило зайти в большой зал, уставленный столами с зеленым сукном, как в поле зрения сразу попал длинный кий, который словно сам по себе плыл за бильярдным столом. Только потом я разглядела рядом едва видимую из-за бортика коротко стриженую голову. Назар оказался крепким орешком для нагрянувших на турнир журналистов. Слава его пока что не интересует, и все попытки взять интервью он воспринимал как помеху своему важному занятию. Только и удалось выудить у маленького бильярдиста одно-единственное признание: больше всего на свете он мечтает стать чемпионом.

Впрочем, Александр Викторович считает, что у Назара действительно в этом виде спорта большое будущее. «Динарис» воспитал уже немало чемпионов. В мировом первенстве несколько лет назад победу одержал 14-летний Женя Ткаченко, его ровесник Артем Ремез стал чемпионом Украины, «бронзу» в этом же турнире завоевал Виталий Лосев. Теперь вот подрастает новая смена и надежда.

 — Мы постепенно осваиваем с Назаром и технику игры, и ее разновидности, — объясняет тренер.  — К примеру, стол у русского бильярда намного выше, чем у европейского снукера, поэтому заказали для Назара специальную скамеечку, чтобы ребенок мог легко дотянуться до игрового поля. Конечно, переставлять ее — дополнительная нагрузка для ребенка, но, думаем, Назар справится. Он уже сегодня легко переносит двухчасовую тренировку, а это даже для взрослого колоссальный труд. Ведь бильярдист за час игры проходит вокруг стола около трех километров, выполняет тысячи приседаний и наклонов, что хорошо развивает не только опорно-двигательный аппарат, но и усидчивость, внимание, глазомер.

Бильярд называют шахматами в движении, и это правда. В игре важен не только сам удар. Не менее важна и подготовка к нему: правильная позиция, прицеливание, точность. Словом, это целая наука, которую нужно осваивать годами.

Но Дмитрий знает, что сын сам сделал свой выбор. Более того, надеется, что Назар так же, как в бильярде, сможет проявить себя и в футболе.

 — Наш сын любит футбол не меньше, чем бильярд, и из него бы вышел прекрасный вратарь, — говорит Дмитрий.  — У нас в микрорайоне Андрей Шевченко открывал спортивную площадку. Увидев, как Назар играет в дворовой команде, он подарил ему мяч с автографом. Пока что побеждает бильярд. А там — кто знает? Я на выбор своего ребенка влиять не хочу. Просто буду помогать ему быть счастливым.

Фото автора