Аппендицит, перфорация язвы или кишечная непроходимость смертельно опасны, и без операции в этих случаях не обойтись
Ну кому хочется вызывать «скорую» или ехать в больницу? Человеку свойственно надеяться на лучшее. Заболел живот — звоним друзьям с вопросом, какую таблетку выпить. Врачи такой подход не приветствуют и предупреждают: никаких обезболивающих, грелок и травяных настоев! Бывают случаи, когда речь действительно идет о жизни и смерти. Лучше сразу показаться хирургу — пусть он лично скажет, что ничего страшного нет, и направит к гастроэнтерологу. Главное — не потерять ни минуты, если диагноз окажется опасным: прободение язвы, острый аппендицит или застрявший в желчном протоке камень.
— Поучительных случаев, когда пациента приходилось буквально спасать на операционном столе, у каждого хирурга немало, — рассказывает доцент кафедры хирургии № 3 Национального медицинского университета, консультант фирмы «Борис» кандидат медицинских наук Александр Беляков-Бельский. — Но я часто вспоминаю такой: не верящий в медицину священник от боли в животе пил кружками травяной настой и молился. А у него оказалась прободная язва двенадцатиперстной кишки. Из брюшной полости мы откачали почти пять литров(!) травяной жидкости. Едва спасли человека. То есть в этой части молитва все же помогла.
— Почему при болях в животе хирурги категорически не рекомендуют принимать обезболивающие?
— От них можно получить временный эффект — боль станет меньше, человеку покажется, что ему лучше, и он передумает обращаться к врачу. Если у него что-то серьезное - кишечная непроходимость, острый холецистит, перфорация язвы, словом, хирургическая патология, — потерянного времени уже не вернуть.
— Скажите, какие современные методы исследования вы применяете для того, чтобы быстро определить, что с пациентом?
— Прежде всего нужны осмотр и опрос, которые проводит опытный хирург. А вот какие еще методы он назначит для уточнения диагноза, зависит от того, что он услышит. У нас же бывает так: человек делает совершенно лишние анализы или исследования. Например, при остром аппендиците ни УЗИ, ни МРТ, ни компьютерная томография ничего не покажут: отросток не будет виден. Зато важен клинический осмотр. Но если это почечная патология, камни в желчном — такие методы необходимы. В брюшной полости сложная иннервация, вот почему при аппендиците боль может отдавать, например, в подложечную область. Это иногда сбивает с толку и пациента, и врача-гастроэнтеролога. Хирурги же знают о подобных казусах, поэтому постановку диагноза лучше доверить им. А если хирургическое вмешательство не показано, понапрасну оперировать вас никто не будет.
В каких случаях делаются щадящие лапароскопические операции? Как ушивают грыжу? Какие болезни прямой кишки надо лечить хирургически?
На эти и другие вопросы наших читателей завтра, 8 апреля, с 14.00 до 15.00 на прямой линии «ФАКТОВ» ответит хирург Александр Борисович Беляков-Бельский.
Звоните в редакцию по телефону 0(44) 236-90-69.
Материал о прямой линии читайте в субботу, 16 апреля.