Інтерв'ю

Людмила Касаткина: «После фильма «Укротительница тигров» мне предлагали стать дрессировщицей»

0:00 — 15 травня 2010 eye 2883

Сегодня легендарная актриса отмечает 85-летие

С детства Людмила Касаткина мечтала о карьере балерины и даже училась в Московской оперной студии. С танцами пришлось распрощаться, когда врачи поставили девочке неутешительный диагноз — малокровие. Тогда Людмила решила попробовать стать актрисой, хотя особых надежд на успех не питала. Она слишком комплексовала из-за своего маленького роста — 1 метр 59 сантиметров. Но педагог успокоила ее перед экзаменами: «Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Всего 1 метр 55 сантиметров! А Аполлон Бельведерский — 1 метр 65 сантиметров! Так что выбрось дурь из головы и смело поступай!» В театральный Людмила прошла без проблем.

Сегодня народная артистка Советского Союза, снявшаяся в картинах «Укрощение строптивой», «Помни имя свое», «Большая перемена», отмечает 85-й день рождения. Кстати, поводов для праздника у Людмилы Ивановны несколько. Ровно 55 лет назад на экраны вышла комедия «Укротительница тигров», в которой она дебютировала сразу в главной роли. А еще в день своего рождения актриса познакомилась с будущим мужем — режиссером Сергеем Колосовым.

«В одном театре работаю уже 63 года»

- Людмила Ивановна, глядя на вас, понимаешь, что вы наверняка знаете рецепт эликсира молодости?

- Знаю! Назвать его составляющие? Увлечение работой, оптимизм и замечательный муж Сергей Николаевич Колосов.

- У вас ведь сегодня двойной юбилей. Помимо дня рождения, вы в этот день познакомились с будущим супругом.

- В этом году у нас золотая свадьба! А познакомились мы действительно в мой день рождения. Я тогда училась на IV курсе актерского факультета ГИТИСа, а Сережа только восстановился на режиссерском, вернувшись в 1946 году с войны.

Впервые мы с Колосовым увиделись в институтском дворике. Я была недотрогой, несмотря на то, что у меня было много поклонников. Сергея подвели ко мне со словами: «Вот познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения». «Можно зайти вас поздравить?» — робко спросил Колосов. «Отчего же, приходите. Конюшковский переулок, 22, квартира 50», — сообщила я вымышленный адрес. Только когда мой новоиспеченный кавалер при полном параде с букетом пионов появился по указанному адресу и не нашел там меня, понял, что над ним подшутили. Прежде чем пожениться, мы четыре года встречались — испытывали наши чувства. Сережа очень красиво ухаживал.

- Прожить с одним человеком полвека — это настоящий подвиг! У вас, наверное, ангельский характер?

- Что вы. Это надо отдать должное выдержке и терпению Сергея Николаевича. Я, конечно, дома не кричу, но иногда взрываюсь, потому что у меня очень вспыльчивый характер. Если вижу, что муж повернулся и пошел, понимаю, что чем-то его обидела. Тут же бегу за ним и говорю: «Прости, родной, я не то сказала. Прости, пожалуйста». И он прощает. Муж разумный и спокойный. Сначала думает, потом делает. Я же поступаю наоборот.

- Вы отличаетесь постоянством не только в личной жизни, но и в работе — столько лет прослужили в одном театре.

- К сожалению (или к счастью), я оказалась однолюбкой и работаю в Театре Российской армии вот уже

63 года! Сейчас полным ходом идут репетиции моего юбилейного вечера, который состоится в большом зале на полторы тысячи зрителей. Я сама буду ведущей.

- Подарки друзьям и близким уже заказали?

- Нет, конечно, это должно быть сюрпризом. Близкие знают, что я люблю, поэтому обычно угадывают с подарками. Сыночек Лешенька часто балует меня, умеет угодить маме.

- Не жалеете, что сын не пошел по родительским стопам?

- Что вы, у него своя дорога. Алексей закончил факультет журналистики МГУ, кроме того, стал профессиональным гитаристом. Сын организовал собственный ансамбль «Аура», написал музыку к двум фильмам своего отца. Много лет Леша работал на радио и до сих пор остается единственным занимающимся джазом журналистом, который имеет степень кандидата искусствоведения. Сейчас у него собственное музыкальное агентство.

- К тому же он хороший отец.

- У меня две внучки: Люда и Анечка. Очень приятно, что старшую дочь Леша назвал в мою честь. Младшая, возможно, и пойдет по актерским стопам. По крайней мере, ходит в театральную студию, увлекается театром.

«Увидев себя на экране, зарыдала от того, что такая толстая, с совершенно круглым лицом»

- Ровно 55 лет назад на экраны вышел фильм «Укротительница тигров», после дебюта в котором на вас свалился просто-таки ошеломляющий успех.

- Очень повезло, что в кино моим партнером стал выдающийся Павел Кадочников. Это совершенно удивительная, чистая личность. Он был отличным профессионалом и идеальным партнером. Меня и Ленечку Быкова он учил осваивать этот великий кинематограф.

- На роль циркачки Леночки Воронцовой сразу согласились?

- Меня даже не предупредили, что будут тигры. Режиссеры не нашли актрису в Ленинграде и приехали в Москву. Посмотрев некоторые наши спектакли, после одного из них пришли ко мне за кулисы и дали почитать сценарий. Я сказала, что к тиграм никакого отношения не имею да и вряд ли смогу что-то сделать в кино. Ведь я невысокого роста, толстенькая — не киношная, одним словом. Но они все-таки оставили сценарий. Когда я его ночью прочла, просто ошалела. Это была моя роль! Согласилась попробоваться, но при условии, что мне покажут пробы. Хотелось увидеть себя со стороны.

- И как? Понравились себе?

- Увидев себя, я зарыдала от ужаса. Даже не думала, что такая толстая, с совершенно круглым лицом! Вернувшись домой, бросилась к маме: «Мамочка, милая, что ж ты сделала! Зачем ты меня с таким круглым лицом родила!?» Мама опустила голову, у нее полились слезки, а потом она сказала: «Прости, детка! Так получилось, но что делать?! Надо донашивать!» Кстати, после «Укротительницы… » мне предлагали стать дрессировщицей тигров, но я отказалась, потому что очень люблю театр. После своего кинодебюта почему-то была уверена, что меня больше никогда не станут снимать.

- В клетке с тиграми вместо вас снималась дублерша?

- Да, замечательная актриса и дрессировщица Риточка Назарова (сыгравшая Марианну в фильме «Полосатый рейс».  — Авт. ). Она была очень красивая и одаренная. Мы с ней почти одного роста, одинаково полные, ей сделали такую же прическу, как у меня. Но самым страшным во время съемок оказались не тигры. Мне сказали, что придется самой ездить на мотоцикле по наклонной поверхности. И надо было учиться. Я вышла во двор к тренеру. Он показал, как включать мотор, где газ, поворот. Толкнул, и я выехала за ворота на набережную Невы. Где-то в середине пути, подъезжая к трамвайным путям, я поняла, что не знаю, как тормозить. Услышала крики, скрежет! Трамвай остановился, а я лечу через рельсы, вот-вот уже должна нырнуть в Неву, но каким-то чудом перевернулась, лицом и телом проехав по асфальту… Было страшно и больно, но когда я увидела лицо подбежавшего тренера, вдруг стала его утешать: «Ничего, все заживет, видно, не судьба мне сниматься… »

- И все-таки судьба! Снялись!

- Более того, потом я снималась на наклонном треке и даже полюбила ездить на мотоцикле. За съемки мне заплатили очень мало денег, но зато отдали старенький мотоцикл, на котором я гоняла по Москве с наслаждением.

- Пока снимали фильм, вы разрывались между Питером и Москвой?

- Жила на два города, потому что мне разрешено было сниматься только в свободное от работы время. Садишься в поезд, в купе, как правило, всегда мужчины, многие почему-то сразу напиваются. От них ужасно пахнет, в результате я не высыпалась, уставала. Но в этом был и положительный момент: я начала худеть. Даже пришлось для следующего фильма поправляться.

«Я лежала с трещиной в позвоночнике, а режиссер приехал в больницу и сказал, что нужно сниматься — уходит натура»

- На какие еще жертвы пошли ради кино?

- Для картины, где играла отрицательную роль анархистки, пришлось учиться верховой езде. А я была к этому совершенно не готова, хотя любила лошадей с детства. Когда гостила в деревне у бабушки, лошадь и собака были любимыми моими животными. Перед съемками мне выделили тренера и арабскую лошадку. Я серьезно работала, даже получила разряд. Прыгали через препятствия, и во время одного занятия лошадь понесла. Она перепрыгнула через барьер и выскочила на асфальт, а навстречу машина. Водитель резко затормозил, я упала, потеряв сознание. У меня оказалась трещина в позвоночнике. Когда уезжала на «скорой», лошадь подошла, нюхая мои сапоги, будто извиняясь.

В больнице предстояло лежать долго. Двигаться нельзя было, да и больно. Но пришел режиссер и стал говорить, что нужно скорее выздороветь, потому что уходит натура, да и деньги заканчиваются. Мы договорились, что в 6 утра меня вывезут из больницы, а к 9-ти вернут. Подъехал автобус, мне натянули брюки, сапоги, подсадили на лошадь. Я молила только об одном, чтобы сняли с первого дубля. Больно было ужасно. Я каталась по земле и выла от боли.

Но как только почувствовала себя лучше, пришлось учиться стрелять. Мне дали револьвер и привели в темную комнату, где горела одна-единственная лампочка. На двух бумажках был нарисованы круги, и в них следовало попасть. Я была очень слаба, еле держала руку, поэтому, выстрелив, упала в обморок.

- Дома у вас есть четвероногий питомец?

- У меня малыш Черчилль. Уинстон Черчилль, подаренный клубом собаководов. Они меня просили устроить творческий вечер. Я не знала, сколько с них взять денег, поэтому сказала, что это просто подарок. Через какое-то время позвонила председатель и предложила йоркширского терьера. Это благородная собака. Малыш, бывает, приносит мне летом мышку, показывая, что он тоже из охотничьей породы. Никогда не убивает мышей, только демонстрирует, на что способен. Черчилль спасает меня от стресса. Бывает, сижу, читаю и сама не замечаю, как начинают литься слезы. Черчилль слизывает их… Очень трогательно.

- Если бы я сравнивал вас с каким-то животным, то выбрал бы кошку…

- Наверное, не зря я озвучивала Багиру в мультфильме «Маугли».

- У вас и голос с тех пор совсем не изменился.

- Он бывает разный (смеется). Вообще, я его не тренирую специально. Могу есть что угодно, пить холодную воду. Это Господь и родители подарили мне и голос этот, и неповторимую манеру говорить. Невероятно приятно, когда по голосу меня узнают.