При поступлении в учебное заведение педагоги не имеют права требовать от ребенка, чтобы он читал, писал, считал до ста или декламировал отрывки из Шекспира в оригинале
С апреля столичные школы начали набирать детей в первый класс. Чтобы попасть в гимназию, лицей или специализированную школу не по месту жительства, ребенок должен пройти собеседование. По этому поводу среди мам и пап будущих первоклашек появились слухи о том, что малышей, мол, «заваливают» на таких собеседованиях вопросами не по возрасту. В надежде устроить свое драгоценное чадо в школу попрестижней многие родители нанимают репетиторов.
Стоит ли это делать, «ФАКТЫ» поинтересовались у директоров школ, учителей, психологов и у родителей, чьи детки успешно прошли собеседование в прошлом году.
Татьяна Семенова — мама нынешней первоклашки Вики, вспомнила, как год назад водила свою дочку на собеседование в четыре киевские школы, поэтому ей есть с чем сравнивать.
— Моя дочка не ходила в садик, я водила ее на двухгодичные курсы развития, — рассказала Татьяна. — Я не стала отдавать Вику в школу в шесть лет, а к моменту собеседования ей было уже семь. На всех собеседованиях дочка чувствовала себя довольно уверенно. Но могу сказать, что подход учителей в разных школах отличается. Так, в одной из школ у Вики спросили, как она понимает смысл слова «отрываться». Дочка, недолго думая, сказала: отрываться от занятий. Из-за этого Вику сразу же внесли в «черный» список. Хотя, когда я расспросила ее, что она имела в виду, дочь пояснила: «Ну ты же сама мне часто говоришь, чтобы я оторвалась на минутку от занятий и передохнула». То есть девочку неправильно поняли.
В одном престижном лицее Вике задали вопрос: что общего между ежиком и молоком? Я и сама не знала, как ответить, — спросила у учителей. Оказывается, общее то, что и ежик, и молоко… сворачиваются! То есть мне непрозрачно намекнули: этот лицей — не для простых смертных. Конечно же, собеседование мы «завалили». Но я не жалею, потому что сейчас дочка заканчивает первый класс спецшколы с углубленным изучением физики, биологии и математики, учится с удовольствием, еще и шестилеткам помогает переодеваться на физкультуру или задание разъясняет.
Если малышу во время собеседования задали каверзный вопрос из серии «про ежика и молоко», лучше отдать его в другую школу, убеждена заслуженный учитель Украины Елена Онаць, директор Киевской специализированной школы имени З. К. Слюсаренко с углубленным изучением иностранного языка, президент Ассоциации руководителей школ Украины.
— Отказать в собеседовании школа не может, — говорит Елена Онаць. — Именитые учебные заведения, где огромный конкурс, сначала принимают заявления от родителей, а потом назначают время собеседования. Неофициально мы приблизительно знаем, сколько детей ожидается. В некоторые школы родители начинают приходить на запись еще с осени. Я знаю, что в Черкассах были полностью заполнены три подготовительные группы, где с пяти лет деток готовят на базе школ.
Во время собеседования учителя не имеют права требовать от ребенка, чтобы он читал, писал, считал до ста либо же декламировал отрывки из Шекспира в оригинале. Но, чтобы выявить общий уровень развития, задают наводящие вопросы, и, чем выше уровень ребенка, тем вопросы сложнее. Если же в спецшколу большой конкурс, то предпочтение отдадут детям с ярко выраженными способностями. Если с ребенком не занимались, он не может назвать различных птиц, цвета, отличить домашних животных от диких, путает времена года, дни недели, не знает своего домашнего адреса, тогда во время собеседования он теряется, не может ответить на элементарные вопросы.
— Кто проводит собеседование?
— Комиссия состоит из трех человек, — продолжает Елена Онаць. — Это обязательно учительница в будущем классе или ее коллега, школьный психолог, директор школы или его заместитель по вопросам начальной школы. Медсестра учебного заведения проверяет поданные родителями документы. Если у ребенка проблемы со здоровьем — с глазами, почками, органами дыхания или другие, это не основание отказывать ему в приеме в школу. За исключением случаев, когда ребенку необходимо обучение в специализированном учебном заведении, например, по показаниям невропатолога. Хотя сейчас уже сдвинулась с мертвой точки проблема инклюзивного образования, когда, например, дети с синдромом Дауна обучаются в общеобразовательной школе. Но если речь идет о гимназии, лицее или спецшколе с углубленным изучением какого-то предмета, где нагрузки больше, то ребенок должен быть к ним готов.
Одни папы и мамы готовят к школе своих ребятишек на специальных платных занятиях, другие довольствуются подготовкой в детском садике. Как бы там ни было, но некоторые малыши совсем не готовы к школе, особенно если речь идет о шестилетке. В семь лет ученик спокойно высиживает 35 минут урока, а шестилетка до таких нагрузок еще не дорос. Такие детки встают, ходят по классу, некоторые залазят под парту или начинают кушать среди урока. Психологи и многие учителя начальной школы давно заявляют, что шестилетки физиологически не готовы к учебе в школе. А медики почему-то отмалчиваются.
— И все-таки есть ли какой-то утвержденный перечень заданий для будущих школьников?
— Есть общие правила, которые можно прочитать в школе или найти в интернете. В правилах, в частности, отмечено: в собеседовании могут принимать участие все дети независимо от места жительства: «Собеседование проводится бесплатно, в присутствии родителей ребенка или лица, которое его заменяет. Ребенку предлагают выполнить специальное диагностическое задание — для проверки уровня его ОБЩЕГО развития и функциональной готовности к систематическому обучению и способности к изучению дисциплины, в соответствии со специализацией заведения. Не допускается проверка знаний и умения ребенка сверх объема государственных требований просветительских программ дошкольного обучения».
— Родители боятся именно таких вопросов.
— Пугаться совсем не следует! Надо понимать: не обязательно во что бы то ни стало пытаться «устроить» свое дорогое чадо в известную школу. Необходим хороший первый учитель, который заложит основы успешного обучения. А дальше ребенок сам справится. И не стоит перегружать ребятишек. Родители одновременно отдают сына или дочку и в музыкальную школу, и в спортивную секцию, и на танцы! Сами бы попробовали выдержать такую нагрузку! Ведь ребенку надо еще и поиграть, и просто побегать на улице с друзьями.
— Многие родители опасаются собеседования, потому что ребенок говорит на русском языке, понимает украинский, но не всегда ему хватает словарного запаса, чтобы полностью раскрыться на собеседовании.
— Мы разрешаем детям отвечать на том языке, на котором они говорят. Главное — определить уровень развития. Если учитель видит, что малыш хорошо подготовлен, усложняет вопросы, чтобы выяснить максимальную степень его знаний. Нас интересует, в какой области ребенок силен, а что стоит подтянуть. После собеседования мы обязательно даем родителям рекомендации. Кому-то стоит обратиться к логопеду или другому специалисту.
А до 1 сентября, если не лениться, ребенка вполне можно подтянуть к школе, особенно приучить детскую ручку к письму. Для этого хорошо лепить из пластилина, вырезать детскими ножницами, складывать мелкий конструктор, пазлы. Достаточно ежедневно по 15-20 минут поиграть с малышом, главное, чтобы занятия были регулярными. На собеседовании дети сами рвутся показать, что они уже умеют! Часто родители с удивлением обнаруживают, что их чадо умеет гораздо больше, чем они думали. Бывает и наоборот.
— Стоит ли ребенка вести на несколько собеседований?
— Все-таки для него это лишний стресс, — подключается к разговору психолог киевской школы № 41 Наталья Четверикова. — У нас была на собеседовании девочка, которая перед этим уже прошла два собеседования в других школах. Войдя в класс, она сразу же разрыдалась. При этом папа сильно переживал, что дочка третий раз не может пройти собеседование. Я увела девочку в свой кабинет и полтора часа занималась с ней. Сейчас она учится у нас во втором классе, отличная успеваемость, никаких проблем в общении.
— Главное, что должны сделать родители перед собеседованием, это настроить малыша на то, что у него все получится, сформировать позитивный образ школы, рассказать, что у него появятся новые друзья, учителя, интересные уроки, — убеждена психолог киевской специализированной школы № 173 Татьяна Василенко.
— Ни в коем случае не пугать ребенка тем, что в школе его по головке не погладят, будут ставить двойки.
— Помимо этого надо еще умело повести себя после собеседования, — добавляет директор школы № 173 Валентина Ермоленко. — Я часто наблюдаю, как родители, выйдя в коридор школы после собеседования, сразу хватаются за свои мобильные телефоны и тусклым голосом сообщают: все прошло нормально. И этим сводят на нет удачу своего малыша, который так старался, волновался. Ведь в первую очередь следует похвалить свое дитя за старания, подчеркнуть, что ему удалось, и свести к минимуму то, что не получилось.
А что-то обязательно не получится. Вся система нашего образования, к сожалению, построена на работе над ошибками, а не на закреплении побед и успехов. Прежде всего, ребенок должен чувствовать поддержку родных и чувствовать, что он все может и хочет учиться.
— Есть ли какие-то физиологические признаки, указывающие на то, что малыш уже готов идти в школу?
— Самый известный — это попросить ребенка левой ручкой дотянуться до правого ушка через темечко. Если ладошка достает до уха, значит, малыш дорос до учебы. А если у него уже выпало два молочных зуба — уж точно готов «к бою»! Но, помимо физической готовности, ребенка надо развивать — брать с собой на почту, в банк, в магазин, цирк, зоопарк, музей, на работу и в гости, в поездки. При этом важно объяснять последовательность действий: «Пошли на почту, купим конверт и отправим письмо дедушке и бабушке в Америку». А потом попросить его пересказать сделанное или описать увиденное.
Детям надо объяснять, что куст меньше, чем дерево, потому что у дерева ствол, оно растет выше, цветочек красный и овальный, а бывает другой формы, у коровы четыре ноги, а у утки — две. Для собеседования этого достаточно.
И еще я всегда очень прошу: читайте детям хотя бы по 15-20 минут в день. Не надо маленького ребенка заставлять учить буквы — если вы будете с ним читать, он потом сам захочет это делать.
Даже если ребенок блестяще пройдет собеседование, все равно до школы надо продолжать развивать мелкую моторику. Кстати, ни в коем случае нельзя бить ребенка по рукам и по затылку.
— А по попе?..
— (Смеется.) Только если «заслужил»! Но обязательно надо объяснять, за что малыш наказан. А результат родители увидят лет через 15-20.
Советы родителям будущего первоклассника
До начала учебного года еще есть время. И если начать ежедневно хотя бы по 15 минут заниматься с ребенком, можно вполне подтянуть слабые места, которые есть у каждого малыша. Главное, проводить занятия надо регулярно и в игровой форме.
Дорога от дома до школы не должна занимать более 40 минут (в идеале — 15 минут). Важно, чтобы в учебном заведении была «продленка», работали разные кружки и проводились дополнительные занятия.
Не стесняйтесь спрашивать о сумме вступительного и ежемесячного взносов. Такой взнос может достичь по слухам пять тысяч гривен, а реальная сумма окажется в раз десять меньше.
Приучите ребенка завтракать дома, чтобы у него хватало сил досидеть до перемены.
К первому сентября первоклассник должен знать элементарные правила гигиены и поведения, мог сам переодеваться на физкультуру. Тогда он избежит насмешек более шустрых одноклассников.
Если у будущего школьника проблемы со здоровьем, лучше повременить с нагрузками. Некоторые дети не могут выполнять тех требований, которые выдвигают перед учениками спецшколы.