Інтерв'ю

Владимир и Юрий Торсуевы (Электроник и Сыроежкин): «Во время съемок нас так часто красили в блондинов, что через несколько лет мы начали лысеть»

0:00 — 18 травня 2010 eye 5570

Спустя 30 лет после премьеры «Приключений Электроника» исполнители главных ролей собираются снять продолжение популярного фильма

Песни «Крылатые качели» и «Бьют часы на старой башне, провожая день вчерашний… » из фильма «Приключения Электроника» поют до сих пор, а ведь этой ленте исполняется ровно 30 лет! «Приключения Электроника» стал единственным советским детским фильмом, удостоенным государственной премии. Картину приобрели 80 стран мира! Исследуя феномен популярности фильма, 12 ученых защитили кандидатские диссертации, а исполнители главных ролей стали самыми популярными мальчиками Советского Союза. Они зарабатывали на уровне взрослых, их заваливали письмами, а их родителям приходилось несколько раз менять номер домашнего телефона. Премьера картины «Приключения Электроника», снятой на Одесской киностудии, состоялась в начале мая 1980 года. Киношные шестиклассники давно стали взрослыми. Разбросанные жизнью по всему миру, они видятся крайне редко и, будучи людьми не публичными, почти забыты современниками.

«Наш отец был близким другом Юрия Гагарина»

Братья-близнецы Владимир и Юрий Торсуевы, сыгравшие в фильме Электроника и Сыроежкина, родились 22 апреля 1966 года. Володю назвали в честь дедушки, а Юру — в честь космонавта Гагарина. Мальчики прославились уже в первый день своей жизни.

- Наш папа был секретарем ЦК ВЛКСМ, — вспоминает Юрий Торсуев.  — 22 апреля проходил пленум. Как положено, говорили какие-то речи, аплодировали, и вдруг из зала начали приходить записки в президиум: «Почему у Торсуева нет комсомольского значка?» Тогда-то и объявили: «Сегодня у Юрия Владимировича родились сыновья-близнецы. Он всю ночь провел в роддоме и не успел заехать домой за значком».

- Отец был достаточно известен, знаком со многими космонавтами, — дополняет Владимир.  — А с Гагариным дружил. Лицо Юрия Алексеевича я не помню (он погиб, когда нам было по два года), но никогда не забуду запах его кожаной куртки… Юрий Алексеевич держал нас на руках, и то ли я, то ли Юра подмочили ее в прямом смысле слова.

- Как же вы попали в кино?

- В 1979 году киношники искали близнецов для фильма. Требования к Электронику и Сыроежкину были весьма суровы: братья должны уметь и петь, и плясать, и на гитаре играть, и на мопеде ездить. Нам с Юрой тогда исполнилось по тринадцать лет. С детства мы занимались музыкой, спортом, участвовали в художественной самодеятельности, однако о театральной карьере для нас папа и мама даже не помышляли.

- И опыт вождения у нас был, — дополняет Юрий.  — Но не благодаря родителям, а вопреки. Рядом с нашим домом (мы жили в Лужниках) в те времена собирались мотоциклисты. Мы с Вовкой туда приходили и наблюдали за ними. Сначала нас просто катали, потом за руль посадили.

- В фильме Сыроежкин был хулиганом, а Электроник положительным. В жизни у вас такое же разделение было?

- Да нет. До съемок в кино мы хулиганами оба были, — признается Владимир.  — Юра даже состоял на учете в милиции. Однажды на урок зашла завуч, заявив, что прибыла повестка, и строго приказала нам с братом зайти к ней в кабинет. Мы подумали, что опять вызывают на ковер из-за наших проделок. Но завуч сказала: «Наводили справки с киностудии, приглашают вас на пробы». Когда надо было ехать на кинопробы, на улице стоял лютый мороз — минус сорок, а у меня почему-то не оказалось теплой шапки. Тогда мама поднялась этажом выше к нашему другу Николаю Добронравову и одолжила у него.

- Во время отбора переживали?

- Нисколько, хотя и шли аж 386-ми, — говорит Юрий.  — Отснявшись на пробах, на сто процентов были уверены, что нас возьмут. Действительно все здорово получилось. Позже нам позвонили: «Ребята, вы подходите, понравились». Мы обрадовались! Но недели через две вновь звонок: «Художественный совет принял другое решение: сниматься будет один мальчик… » Мы, конечно, расстроились. К нашей радости спустя месяц ситуация изменилась, и нас стали снимать двоих.

«Чистыми получали 107 рублей в месяц каждый»

- Как определялось, кто будет Электроником, а кто Сыроежкиным?

- Режиссер сказал, что будет иногда менять нас местами, — вспоминает Владимир.  — Чтобы зрителя запутать. В трех сериях есть кадры, где сделана рокировка. Но без слов. Естественно, те, кто нас хорошо знает, замечает подмену, а остальные — нет. В жизни иногда выручали друг друга. Мы были активными туристами, ходили в походы. Перед одним из таких слетов Юра не мог прийти на медосмотр. Пришлось мне отдуваться за двоих. После армии брат стал несколько крупнее меня, но сильное сходство сохраняется до сих пор. Голоса у нас совершенно одинаковые. Меня на работе подкалывают, когда Юра звонит: «Вова, возьми трубку, поговори сам с собой».

И кудрей своих мы лишились одновременно: «Нам их сожгли на съемках — каждые десять дней красили в блондинов по моде тех лет… Поскольку слишком интенсивно использовалась перекись водорода, через несколько лет мы начали быстро лысеть. Цветопередача пленки была такова, что нам приходилось накладывать грим, ярко красить губы.

- Сложно было сниматься?

- Это было в радость. Мы каждый день ездили на киностудию, общались с замечательными актерами — звездами кино. Могли запросто сказать Константину Бромбергу: «Откуда вы можете знать, как общаются дети в тринадцать лет?! Вам же пятьдесят!» И маститый режиссер отступал.

Вот Николай Караченцов общался с нами так, словно ему самому было тринадцать лет! Как-то у Юры и Караченцова одновременно на правом глазу вскочил ячмень. Оба пришли в темных очках. «Вы что, подрались?!» — накинулся на них Бромберг, но узнав, в чем дело, решил снимать Юру и Караченцова по отдельности и только с определенного ракурса. Не понятно, как режиссер мог представить себе дерущихся известного актера и тринадцатилетнего мальчишку. А когда на голову Урри (Караченцову) упала штанга (бутафорская), актер рухнул наземь, напоровшись на сук. Режиссеру он ничего не сказал и только после съемок поехал в больницу накладывать швы.

- Во время съемок школу прогуливали?

- Съемочный период пришелся на последнюю четверть, потом летние каникулы. Мы ходили в школу, подшефную Одесской киностудии.

- Когда кто-то из нас в съемках не был задействован, школу посещать приходилось, — говорит Юрий.  — Хотя, конечно, у нас были льготы — свободный график посещения занятий. В школу мы ездили на такси. Тогда это стоило рубль, а наша ставка была 120 рублей в месяц, на руки чистыми каждый получал 107 рублей. Инженеры зарабатывали столько же.

Съемки продолжались восемь месяцев, в основном в Одессе, и какое-то время в Вильнюсе. Первые два месяца деньги отправляли домой, но потом родители сказали, что можем оставлять заработанное себе. Естественно, мы тратили все до копейки. Покупали лимонад, мороженое, сладости, посещали всевозможные аттракционы, даже в ресторане побывали… Там, помнится, к нам подошел страж порядка. Мол, где родители? Мы показали милиционеру пропуска гостиницы обкома партии — и его как ветром сдуло.

«Николай Караченцов, возможно, сыграет в продолжении «Электроника»

- Взрослые актеры давали советы во время съемок?

- С ними было достаточно просто работать, — вспоминает Юрий.  — Мне режиссер сказал: «Юра, тебе вообще ничего не надо играть, будь собой. Ты простой хулиганистый парень, фантазер». Володе, конечно, пришлось сложнее. Сюжет с кражей художественных шедевров снимали в настоящем замке ХIХ века в Вильнюсе. Все страшно боялись приведений. И вот однажды ночью замок оглушил жуткий крик. Все ребята (и взрослые, и дети) бросились, как сумасшедшие, по крутой лестнице. И вдруг из темной арки появляется… огромное белое приведение! От ужаса все похолодели, а потом выяснилось, что это один паренек-шутник надел белую простыню.

- У Юры тогда то ли ломался голос, то ли его говор не устроил режиссера, но Сыроежкина вместо брата озвучивала актриса Ирина Гришина, — рассказывает Владимир.  — Песни в фильме исполнили Елена Камбурова, Елена Шуенкова и хористы. Актерам, кроме Караченцова и Басова, не разрешили петь. Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов. Режиссер заставлял его по нескольку раз переделывать композиции. Однажды композитор, споря с ним, дошел в тапочках на босу ногу и без пальто до Белорусского вокзала. А на улице стояла холодная осень…

- Со своими партнерами по фильму встречаетесь?

- Из детей, задействованных в картине, актерскую карьеру, выбрала только Оксана Фандера, — говорит Юрий.  — Вася Скромный, который исполнял роль Гусева, после «Электроника» снялся еще в четырех картинах и даже учился в какой-то театральной школе. Но, видимо, море позвало его, он боцман. Еще Женя Лившиц, игравший Рыжикова-Чижикова, стал музыкантом. Долгое время работал в Латинской Америке. А сейчас живет в Германии, играет в симфоническом оркестре. Мы после «Электроника» снялись еще в трех фильмах: «Незнайка с нашего двора», «Венецианское зеркало», «Русские братья». Поступили в полиграфический институт, но после первого курса бросили его. Развозили по магазинам горячие булочки, потом была армия. Позже Володя поступил в Московский университет на философский факультет, а я в Институт стран Азии и Африки.

- Вам, наверное, девчонки после выхода фильма проходу не давали?

- Получали просто чудовищное количество писем, — вспоминает Владимир.  — У режиссера были скандалы с отделом писем Центрального телевидения, где требовали забрать горы мешков с корреспонденцией «Электронику». Заваливали письмами и газету «Пионерская правда».

- После съемок «Электроника» минуло три десятилетия, но вас ассоциируют исключительно с этим фильмом…

- Конечно, картина в корне изменила нашу жизнь, — признает Юрий.  — Когда окунаешься в кино, заражаешься этой болезнью. Вот я сейчас студент Института телевидения и радиовещания. Факультет менеджмента и продюсерского мастерства. Закончу учебу, и сами будем снимать.

- Продолжение «Электроника»?

- Существует нечто вроде анекдота на эту тему: «Начинаются съемки продолжения известного детского фильма «Приключения Электроника» под названием «Отключение Электроника за неуплату»… А если серьезно, то очень хочется стать продюсерами собственной картины. Пока говорить об этом рано, но проект продолжения съемок уже есть. Да и опыт определенный — тоже. Володя же работал администратором у Никиты Михалкова, который им был очень доволен. Есть сценарий, идея принадлежит режиссеру Константину Бромбергу. Недавно мы провели достаточно интересные переговоры, думаю, перспектива съемок есть. Сейчас решается вопрос о финансировании. Восстанавливающийся после тяжелой аварии Николай Караченцов, возможно, сыграет раскаявшегося бандита Урри.