Політика

Витольд Фокин: «Думаю, любовь — это готовность умереть за любимого человека»

17:12 — 14 квітня 2011 eye 1717

Наша газета продолжает публикацию анкет известных людей, согласившихся поделиться с читателями своими самыми сокровенными мыслями

— Как вы сами представились бы нашим читателям?

 — Я человек, который ни о чем не жалеет. Ни в прошлом, ни в настоящем. И впредь намерен руководствоваться принципом: делай, что должен — и пусть будет, что будет.

— Ваши любимые цвет, запах, продукт, напиток?

 — Цвет — подсолнуха. Запах — акации. Сало (извините). Виски.

— Чем для вас пахнет детство?

 — Кукурузными лепешками и мелясой (это патока, полуфабрикат сахарного производства).

— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?

 — Счастье — это ощущение человека, который в знойный полдень пьет холодную родниковую воду и еще не знает, сможет ли утолить жажду: слишком мал сосуд. Счастлив ли я? Наверное. Потому что пью холодную родниковую воду и не знаю, что она кончается.

— В чем видится смысл жизни?

 — Быть, а не казаться.

— Что такое любовь?

 — Как человеку не дано познать бесконечность, так и любовь — чувство непостижимое. Думаю, это безотчетная готовность не задумываясь умереть за любимого человека.

— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?

 — Да, конечно, помню — 8 мая, когда по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. И на фоне того всенародного ликования и невероятного счастья, такими жалкими кажутся потуги амбициозных политиков, пытающихся испортить нам праздник Победы…

А самым непростым в своей жизни считаю день, когда я принимал решение уйти с поста премьер-министра Украины. Знал ведь, понимал, что делаю ошибку. И все же…

— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?

 — Политической мимикрии, двуличия, способности «на чужом горбу въехать в рай».

— Что-то может довести вас до слез?

 — Невозможность добиться правды, защитить невиновного, предотвратить катастрофу, убедить дурака. И еще музыка: «Адажио» Альбинони, «Реквием» Верди, баллада Владимира Засухина на слова Юрия Рыбчинского «Кавказский пленник».

— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?

 — Двадцать лет назад я бы легко назвал: интеллект, талант, трудолюбие, честность, порядочность, компетентность. А сейчас не могу. В наше время нередко добиваются успеха люди, не обладающие ни одним из этих качеств.

— Есть у вас личная формула успеха?

 — Формула успеха есть. На языке математики успех можно представить как частное от деления вышеназванных качеств на их антонимы.

— Какую роль в вашей жизни играют деньги?

 — Для меня деньги далеко не самое главное. Когда они есть. Но если их нет — это скверно: бедность недостойна человека, унизительна и опасна для общества. Я категорически против того, чтобы все были одинаково бедны, но в то же время мне никогда не понять людей, которые, имея миллионы, лезут из кожи вон, чтобы стать миллиардерами. Не думаю, что они счастливы.

— Что для вас означает быть свободным?

 — Быть свободным — значит иметь право без нажима извне выбирать свое место в обществе, не быть другим людям в тягость, подчиняться без принуждения, работать в удовольствие, не нуждаться в защите, говорить без опаски, ездить без виз.

— Испытываете ли вы страх перед смертью?

 — Нет.

— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?

 — Предпочел бы не ждать последнего дня: долгие проводы — лишние слезы.

— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?

 — Завидую тем, кто в это верит. Им легче.

— Что вы вкладываете в понятия добра и зла?

 — В идеале добро должно быть анонимным. Творящему добро следует быть бескорыстным, не ждать ответной благодарности, любуясь, глядя на себя со стороны: дескать, ах, какой же я хороший. Хотелось бы, чтобы добро делалось от души, а не за что-то. Чтобы не про вас говорил поэт:

Когда со мной случалось горе,

Подняться не хватило сил, —

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжелее:

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Что помогли когда-то мне.

Ну а зло просто антипод добра.

— Вас часто предавали?

 — Нет. Только однажды, когда осенью 1992 года вопреки договоренностям противозаконно отправили в отставку правительство, которое я возглавлял. Думаю, с этого и начались неудачи в становлении нашего государства: именно тогда появились первые признаки деградации во всех сферах экономики и общественной жизни.

— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?

 — Библейская истина «все проходит». Напомнить легенду? У Соломона было кольцо с такой надписью. Однажды, находясь в состоянии крайнего раздражения и отчаяния, он сорвал кольцо с пальца и хотел швырнуть в угол, но заметил, что и на внутренней стороне кольца есть надпись. Она гласила: «И это пройдет».

— Существует ли Бог?

 — Я не атеист, чту веру своих предков, уважаю их обычаи, стараюсь следовать Божьим заповедям. Но в бога, придуманного попами-бизнесменами от религии, — не верю. Как не верю и тем, кто, забыв свое компартийное прошлое, истово крестится, бьет поклоны, строит церкви.

— Случались в вашей жизни чудеса?

 — Представьте себе, да. Я очень люблю теннис, играю почти 40 лет. В 2007 году доктор Петер Тихи в Мюнхене поставил мне вместо изношенных коленных суставов искусственные титановые — и я продолжаю играть. Причем даже лучше, чем до операции. Разве это не чудо?!

— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?

 — У меня за плечами 18 экспедиций по первозданным местам планеты, в районы абсолютного безлюдья. С уверенностью могу сказать: существовал бы безбедно на необитаемом острове сколь угодно долго. Хотелось бы только иметь полный набор вещей и предметов, которыми Даниэль Дефо наделил своего Крузо.

— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?

 — Мир, в котором я живу, меня устраивает. Но если бы существовала машина времени, хотелось бы ненадолго перенестись в эпоху Возрождения, пообщаться с Леонардо да Винчи, Агриколой и, конечно, с Томмазо Кампанеллой — создателем коммунистической утопии.

— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?

 — Красоту каждый воспринимает по-своему. В принципе, это единоборство хорошего с лучшим. А тем, кто надеется, что красота спасет мир, хочу напомнить: эти слова принадлежат не Федору Михайловичу Достоевскому, их произнес идиот, один из героев его знаменитого романа — князь Мышкин.

На вопросы анкеты «ФАКТОВ» уже ответили Виталий Коротич, Таисия Повалий, Екатерина Серебрянская, Руслана Лыжичко, Иван Марчук, Леонид Черновецкий, Михаил Бродский, Ольга Сумская, Николай Томенко, Елена Витриченко