На чемпионате Европы, финишировавшем в столице Татарстана, украинская сборная выступала в обновленном составе. Первой среди наших атлетов на помосте казанского спорткомплекса «Баскет-холл» выступала 24-летняя Юлия Паратова. Дебютантка соревнований не подвела своих наставников — Юрия Кучинова, Игоря Разоренова и Дмитрия Старощука. Воспитанница спорткомплекса «Юность» на базе Ильичевского торгового морского порта завоевала две серебряные медали (в сумме двоеборья и рывке) и «бронзу» (в толчке) чемпионата Европы-2011 в весовой категории до 58 килограммов.
Звонок «ФАКТОВ» застал спортсменку в спортзале. Уже на следующее утро после возвращения с чемпионата Юля тренировалась.
- Юлечка, поздравляем с успешным дебютом на чемпионате! Неужели хотя бы на пару часиков дольше тренер поспать не разрешил?
— Какое там спать! Тренировочный режим — это святое. Юрий Павлович мне спуску не дает. Да я и сама понимаю: без сумасшедшей пахоты в тяжелой атлетике ни-че-го не добьешся. После соревнований устала, конечно, страшно. И морально, и физически вымоталась. Столько всего навалилось сразу!.. За три месяца до чемпионата Европы у меня тяжело заболела мама — ее разбил инсульт. Сколько слез я пролила, Бога молила, чтобы мамочка выздоровела! Ей ведь всего 45. Не отходила от нее в больнице ни на шаг. Совсем забросила штангу, приходила в зал от силы два-три раза в неделю, лишь бы отметиться. Тренер ругался, что я срываю план подготовки к первенству. «Да какой там чемпионат Европы, — сквозь слезы говорила Юрию Павловичу. — Может, мне вообще придется бросить спорт».
На лечение мамы уходило по пятьсот гривен в день. Накопленные годами сбережения таяли на глазах. Чтобы хоть как-то продержаться материально и сохранить мамину работу, я торговала вместо нее на одесском оптовом рынке «7-й километр». Нет, не боялась. Для меня эта привычная работа. С шести лет помогала маме на рынке. Торговала вместе с ней и джинсами, и парфюмерией, и кроссовками. Правильно давать сдачу научилась раньше, чем считать в школе. Один только раз меня обманула цыганка — на 50 гривен. Я так плакала из-за недостачи. Мама меня успокаивала…
К счастью, она уже пошла на поправку. «Не смей бросать спорт!» — говорила мне. Мама очень хотела, чтобы я выступила на чемпионате. Я собрала силу воли в кулак и таки показала достойный результат.
- Брала с собой в Казань какой-нибудь талисман?
— Ой, в Казань мы вообще с приключениями добирались. Перелет тяжелым получился, на сутки задержались в московском аэропорту. Мой тренер переживал, что у меня ноги станут слабее — «сядут». Только в Казань приехали, он тут же пошел в монастырь, заказал молитву. Ладанку мне принес. Перед выступлением я эту ладанку приколола булавкой к лифчику, чтобы к сердцу ближе была.
- А что произошло в Москве, почему там пришлось задержаться?
— Руководство невнимательно прочитало билеты. Там было написано «Шереметьево — Д». Вот из-за этой буквы «Д» (терминал в аэропорту) в запарке почему-то решили, что у нас вылет не из «Шереметьево», а из «Домодедово». Нет чтобы нам самим посмотреть билеты. Сказали ехать, вот мы, как слепые котята, и поехали. Полтора часа добирались в Домодедово. Когда разобрались что к чему, то к своему рейсу в «Шереметьево» уже не успевали. Вот и пришлось покупать новые билеты за суточные, полагавшиеся нам на питание. Рейс на Казань был утром. Всю ночь промаялись в аэропорту. Кто на полу спал, кто в кресле. Я глаз так и не сомкнула.
Когда наконец-то прибыли в Казань, оказалось, что время разминки нашей команды в зале уже прошло. А ноги-то ватные после ночного бдения в аэропорту. Пришлось разминаться в гостиничном номере. Скрутила полотенце в тугой жгут и изображала движения с грифом от штанги. А что было делать?..
Переживала, что буду выступать 13-го числа. Успокоилась, когда мне выпал седьмой стартовый номер. Это моя любимая цифра, я родилась 7 ноября.
За «золото» в двоеборье боролась с именитой белоруской Анастасией Новиковой, ставшей в итоге четырехкратной чемпионкой Европы. Но я не обращаю внимания на титулы соперниц, не слежу за тем, какой вес они поднимают. Мой самый главный соперник — это штанга, то есть вес, который я должна взять. Свои медали посвятила маме.
- Основательно ешь в день соревнований или, наоборот, на помост выходишь на голодный желудок?
— Мне лучше выступать на пустой желудок. Максимум, что могу съесть, так это бутерброд с горячим чаем. Отвела душеньку после соревнований на банкете. Очень понравились татарские национальные сладости чак-чак. Это воздушные хрустящие шарики из теста, обжаренные во фритюре и залитые медовой смесью. Мы специально просили женщин-поваров готовить нам побольше чак-чака. А вот купленные в подарок магазинные сладости оказались по вкусу совсем не такие, как домашние.
- Ну а почему ты выбрала именно тяжелую атлетику?
— Так в моем селе и выбора-то никакого нет для занятий спортом (атлетка живет в селе Новая Долина Овидиопольского района Одесской области. — Авт. ). Только тренажерный зал и секция тяжелой атлетики. Пошла за компанию с одноклассниками. На первой же тренировке сделала приседаний со штангой больше, чем все остальные пацаны, которые занимались больше месяца. Меня стали уговаривать ходить в зал, мол, даже в Киев сможешь поехать на соревнования.
Родители долгое время были против моих занятий тяжелой атлетикой. Даже запрещали ходить в зал. Так я говорила, что иду к подружке, а сама бежала на тренировку. Когда мама поняла, что бороться со мной бесполезно, то поставила условие: «Или в табеле одни пятерки, или никакой тяжелой атлетики!». Так что 9-й, 10-й и 11-й классы я закончила на отлично. Потом поступила в юридическую академию. Поначалу было тяжело совмещать занятия в академии и спорт, и я ради учебы на целый год забросила штангу. Но потом возобновила тренировки. В 2009 году в Польше выиграла три серебряные медали чемпионата Европы среди молодежи. Турнир во Владиславово был первым в истории континентальным первенством для атлетов до 23 лет.
Кстати, моя мама часто вспоминает такую историю. В роддоме она лежала в палате с пятью или шестью женщинами. И стали они мечтать, чем будут заниматься их малыши. Одна говорит, что отдаст дочку на танцы, другая — на музыку. «А моя доця пойдет на тяжелую атлетику, — сказала в шутку моя мама. — У нас ведь в селе ничего, кроме тяжелой атлетики, нет». Ну надо же, через пятнадцать лет так и вышло! Как в воду глядела…
Просто не представляю свою жизнь без штанги. Правда, порой неловко себя чувствую на пляже из-за своей накачанной фигуры. У нас ведь люди не совсем адекватно реагируют на девушек с чересчур рельефными мышцами. Особенно молодежь. У иного пацана, попивающего пивко, позвоночник торчит в другую сторону, ножки, как у меня руки, а он хихикает, тычет пальцем в мою сторону. Неприятно. Поэтому одна на пляж не хожу. Только в компании пяти-шести девчонок из моего зала.
- Так ты же вроде не такая уж и накачанная, не в супертяжелом же весе выступаешь.
— Сейчас выступаю в категории до 58 килограммов. Ем все подряд. Но все равно что-то слабенько вес набираю. Когда не тренируюсь, вешу всего 44-46 килограммов. Это при росте метр 58 сантиметров. Меня раньше в зале дюймовочкой называли. Талия? До модельных параметров не дотягиваю — около 62 сантиметров (смеется).
Тренер настаивает, чтобы я перешла в более тяжелую весовую категорию — до 63 килограммов. И чтобы уже в этой категории выступала на Олимпиаде. Именно в этом весе Наталья Скакун выиграла Олимпийские игры 2004 года в Афинах. Наташа, кстати, тоже начинала выступать в весе 58 килограммов. Но для начала мне надо добиться права получить лицензию в Лондон. А сделать это на осеннем чемпионате мира будет ох как нелегко.
- Готовишь себе сама?
— Завтракаю и ужинаю дома. Мама мне готовит. Я ведь тренируюсь в Ильичевске. В девять утра уехала — в девять вечера приехала. А обед уже сама варю — в квартире, которую снимают ребята из нашего спортзала. Себе, а заодно и пацанам. Мои фирменные блюда — борщ и плов. Четверг и воскресенье у меня выходные. Тогда уж помогаю маме на кухне.
Фото из семейного альбома Юлии ПАРАТОВОЙ