Здоров'я та медицина

«Перед операцией по ушиванию грыжи размером с грейпфрут боялась испортить коллегам статистику смертности»

17:08 — 5 травня 2011 eye 1711

Киевские врачи прооперировали перенесшую инфаркт 82-летнюю пациентку, участницу Великой Отечественной войны, применив щадящую анестезию и укрепив брюшную стенку сетчатой «латкой»

С 82-летней Кларой Ивановной мы встретились в больничной палате, когда она собиралась домой. Ее прооперировали по поводу грыжи живота, которая была размером с большой грейпфрут.

 — Настроение у меня бодрое, — улыбается Клара Ивановна (фото). — Помню, что раньше после такой операции рекомендовали строгий постельный режим. Это я как бывший акушер-гинеколог вам говорю. Лишь на восьмые сутки врачи разрешали вставать. Меня же после операции вечером заставили подняться, а через шесть дней домой выписывают. Грыжа на животе мне очень мешала. Но я боялась, что после тяжелейшего инфаркта не выдержу наркоза. Хирурги сделали чудо!

Клара Ивановна перенесла инфаркт в 68 лет. После этого еще работала в роддоме, в поликлинике. Лишь в 75 лет она ушла на пенсию. Беспокоило сердце, давление иногда подскакивало до 180 миллиметров ртутного столба. Женщина решила: «Ну, сколько мне осталось… проживу как-нибудь с грыжей». Она старалась меньше есть, чтобы не переполнять кишечник. Но грыжа росла. Петля кишки, попавшая в щель брюшной стенки, сильно выпятилась, и ее удерживала лишь тонкая кожа.

 — Однажды грыжу немного защемило, разболелся живот, меня начало тошнить, — вспоминает Клара Ивановна. — Тогда я поняла, что все может закончиться очень плохо: вот привезут меня ночью по «скорой» в первую попавшуюся больницу, окажусь, не дай Бог, в неумелых руках… Узнав о том, что в киевской городской больнице № 15 действует Центр хирургии грыж живота, я пришла на консультацию. Руководитель центра Сергей Пиотрович все доходчиво объяснил, и я согласилась на операцию. Когда пришла в себя, сразу спросила хирурга: «Я вас не подвела?» Знаете, больше всего боялась, что умру во время операции и статистику коллегам испорчу…

Сейчас я хорошо себя чувствую. «Грейпфрут» с живота убрали, брюшную стенку укрепили сетчатой «латкой». Теперь я всем советую: если появилась грыжа живота — обращайтесь к хирургам, они все исправят. Даже пожилым людям, имеющим букет заболеваний, оказывается, можно помочь. Благодаря хирургам я еще поживу на свете, помогу дочке, внукам и правнукам.

«Может, я надорвалась во время войны, когда таскала землю из противотанковых рвов под Сталинградом»

 — Сегодня трудно определить, из-за чего у меня возникла грыжа, — говорит Клара Ивановна. — Может, надорвалась во время войны, когда я, семиклассница, с другими школьниками таскала на носилках землю из противотанковых рвов под Сталинградом. Женщины рыли, дети носили. Была война, фашисты подступали к нашему городу, бомбили его. Это страшно вспоминать… Возможно, грыжа образовалась и в 1980-е годы, когда, похоронив родителей в Волгограде (бывший Сталинград), я, возвращаясь в Киев, пересаживалась с поезда на поезд с тяжеленным чемоданом. Тогда даже показалось, будто в животе что-то лопнуло. А инфаркт… Я всегда все принимала близко к сердцу — была слишком ответственной.

Если раньше операцию по поводу грыжи я откладывала из-за своей занятости — помимо работы, ухаживала за больным мужем, — то после того, как пережила обширный инфаркт, решила, что о хирургическом вмешательстве даже думать не стоит. Ведь как врач понимала: при моих болезнях и возрасте проводить его опасно. Но, с другой стороны, каково мне, женщине, носить на животе такое большое образование? Вот мой внук Ваня, программист, сейчас работает в Калифорнии (США). С женой, двухлетней дочкой Ашли и семилетним Данилкой он поселился в городке Санта-Клара — будто бы в мою честь назван. Я уже дважды у них гостила. Внук возил меня в Голливуд, Сан-Франциско — это один из туристических центров США, потом в Сан-Хосе — городок нашей творческой эмиграции, другие места… И каждый раз я с большой опаской отправлялась в дорогу: не дай Бог, в пути станет плохо… Поэтому и решила довериться хирургам.

— Во время операции мы вправили выпятившийся участок кишки, ушили грыжевую щель и провели герниопластику — изнутри укрепили брюшную стенку сеткой из инертного материала размером шесть на одиннадцать сантиметров, — рассказывает руководитель Киевского городского центра хирургии грыж живота, хирург высшей категории, доцент кафедры хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца кандидат медицинских наук Сергей Пиотрович (фото). — Вообще грыжу живота имеют пять-восемь человек из каждых ста жителей страны. Довольно часто эта патология поначалу мало беспокоит. Как правило, пациент начинает задумываться о ней, когда возраст перевалит за 60 лет. А ведь с годами проблемы нарастают, как снежный ком: развиваются сердечно-сосудистые нарушения, случаются инсульты, инфаркты, ухудшается работа печени, почек, других органов. Мышцы брюшной стенки ослабевают, грыжа выпячивается все больше. Со временем содержимое грыжевого мешка даже прирастает к брюшной стенке. Все это намного увеличивает риск операции. И когда человек, наконец, направляется к хирургу, не каждый специалист возьмется выполнить вмешательство такому пациенту.

Людям мы всегда объясняем, чтобы они обращались к медикам как можно раньше — тогда и больной легче перенесет операцию, и хирургам меньше проблем. Нужно помнить, что когда произойдет ущемление грыжи, требуется немедленная операция, потому что из-за нарушения кровообращения зажатая часть кишки может омертветь, развивается перитонит… Такое осложнение даже здоровый человек плохо переносит.

«Дооперационное обследование и лечение лучше проводить дома, в спокойной для пациента обстановке»

 — Мы стараемся найти выход и в запущенных случаях, — продолжает Сергей Пиотрович. — Современные методы исследования позволяют выявить сопутствующие заболевания, которые мешают проведению операции — атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, проблемы с легкими. Хирург оценивает состояние здоровья пациента и его «запас прочности». Стабилизировав давление, деятельность сердца и применив, например, местное обезболивание, можно значительно увеличить шансы благополучного проведения хирургического вмешательства.

Надо сказать, что некоторые люди паникуют уже при виде белого халата, а нервозность для операции — помеха. Поэтому мы советуем основное дооперационное обследование и лечение проводить дома, в спокойной для пациента обстановке. Терапевт назначит электрокардиограмму, анализы, другие способы проверки здоровья. Затем порекомендует прием лекарств, которые нужны для стабилизации давления, лечения ишемической болезни сердца, поддержки печени, а при необходимости и успокоительные средства.

Наша пациентка Клара Ивановна успешно лечила гипертонию с помощью таблеток, поэтому подготовка к операции не заняла много времени. Вот только слишком нервничала. Как она потом призналась, больше беспокоилась не за себя, а за хирургов — боялась нас подвести…

Кстати, Клара Ивановна — не самая пожилая пациентка нашего центра. Несколько лет назад оперировали 90-летнюю киевлянку, которая 20 лет носила огромную паховую грыжу! Мы сначала посоветовали пользоваться специальным бандажом. Ей стало легче. Однако через месяц женщина снова приехала: «Грыжа мешает мне жить!» Пообещали принять ее, если не будет противопоказаний, и выдали список необходимых исследований. В общем, ушили грыжу. Когда эта пациентка спустя месяц пришла на контрольное обследование, я узнал, что она еще работает: ездит в институт, расположенный за городом.

 — Меня так хорошо подготовили к операции, что после нее ни разу не подскочило давление, — радуется Клара Ивановна. — Теперь я буду стараться держать его в норме. В наше время нужно быть здоровым, чтобы помогать детям и внукам. Чувствую себя хорошо и, возможно, еще раз слетаю в Америку к внуку и правнукам.

 — Вы выглядите намного младше своего возраста, — говорю пациентке. — И теперь, когда убрали с живота «грейпфрут», совсем красавица!

 — Знаю, что обманываете, но это так приятно, — улыбается на прощание Клара Ивановна…

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»