Інтерв'ю

Юрий Рыбчинский: «Когда французский дипломат увидел, как я рисую по памяти карту Парижа, он подумал, что перед ним советский шпион»

0:00 — 21 травня 2010 eye 1113

Завтра известный поэт отпразднует 65-летний юбилей

Песни на слова Юрия Рыбчинского поют многие известные исполнители — Александр Малинин, Тамара Гвердцители, Наталья Бучинская, Лолита. Писал он и для Натальи Могилевской, и Кати Бужинской. Композиции сразу же становились хитами. И сейчас народный артист Украины не устает трудиться, выдавая каждые три дня по новой песне! Юрий Евгеньевич говорит, что не ждет вдохновения, а просто ежедневно работает. И так уже более 30 лет. Он стал известным еще в 19 лет, когда его стихи на концертах стал читать Вячеслав Сомов. Рыбчинский сотрудничал с композиторами Владимиром Ивасюком, Игорем Шамо, Игорем Покладом… Кроме того, поэт является автором десяти мюзиклов, пьес и сценариев. Несмотря на напряженный график, Юрий Евгеньевич нашел время для интервью, пригласив «ФАКТЫ» к себе домой. Его квартира находится в центре Киева. В просторной студии среди множества дисков, наград и дипломов есть два инструмента: гитара и современное пианино. Сам Рыбчинский не играет, а вот когда к нему приходят друзья-композиторы, вместе сочиняют новые песни.

«Первый большой гонорар — 600 рублей — получил, будучи еще студентом»

- С наступающим вас, Юрий Евгеньевич! Готовите премьеру ко дню рождения?

- В этом году неохота. Нет ни сил, ни желания устраивать что-то грандиозное. У меня была традиция — каждый год показывать что-то новое. В прошлом году состоялась презентация мюзикла «Эдит Пиаф». В позапрошлом — «Парфюмер» с Игорем Димариным. В этом году решил просто отпраздновать день рождения в кругу друзей и близких. Поедем за город, посидим за столом…

- Сами сотворите какое-то блюдо?

- Я не имею к кухне никакого отношения. Могу разве что яичницу поджарить. И есть не очень люблю. Предпочитаю блюда из картофеля: пюре, жаркое, фри… Мяса почти не ем. Нравится японская и китайская кухня. Впервые попробовал эту экзотику в ресторане «Пекин» в Москве. При этом ни разу не был на Востоке, только на Запад ездил. Попал за границу еще в юношеские годы. Как спортсмен по прыжкам в высоту с шестом принимал участие в соревнованиях в Финляндии.

- Страна потеряла чемпиона?

- Признаюсь, я средним спортсменом был, представлял сборную Киева и Украины среди школьников. На этих соревнованиях познакомился с композитором Сашей Морозовым. Он занимался прыжками в длину, закончил Институт физкультуры. Саша выступал за сборную Ленинграда. Мы с ним друзья. Но теперь оба далеки от спорта.

- А как же ваше увлечение большим теннисом?

- После травмы ноги практически не выхожу на корт. А раньше очень даже увлекался и Максима Дунаевского пристрастил. Мы с ним вместе работали над фильмом на Киностудии имени Довженко. Тогда я был его учителем, а теперь он бы меня с легкостью обыграл. Серьезно увлекся спортом, бросил курить, соблюдает режим. Он, как и Коля Караченцов до аварии, стал фанатом тенниса. Тогда мы с Максимом были неразлучны, приезжая в Киев, он останавливался у меня. В моей старой квартире на Куреневке жил, писал музыку к фильму «Карнавал». Песня «Позвони мне, позвони… » была написана в моем доме. Там же праздновала свое 50-летие режиссер Татьяна Лиознова. Часть съемочного процесса проходила в Киеве. Помню, жара стояла жуткая. Мы с Дунаевским решили устроить роскошное застолье. Заказали деликатесы из ресторана гостиницы «Интурист», пригласили официантов. Татьяна Ивановна была польщена.

- Вопреки бытующему мнению о тяжких буднях вы были крутым поэтом!

- Был и остаюсь! (Смеется. ) Мне повезло, я был одним из самых высокооплачиваемых в Советском Союзе. Мои первые стихи напечатала газета «Киевский комсомолец». Тогда я учился в девятом классе и написал: «Нам грубо говорят, что мы зеленые». Кредо поколения! За стихотворение заплатили немного, я уже и не помню сколько. А вот первый большой гонорар получил, будучи студентом университета. В Москве, в журнале «Молодая гвардия», вышла подборка стихов, за которые мне начислили 600 рублей! На радостях накупил подарков родителям, себе — книг.

«За 30 лет я написал три тысячи песен»

- Звездная болезнь вас тогда не поразила?

- Если бы у меня была звездная болезнь, не имел бы столько друзей. Понимал, раз Бог дал мне талант, значит, нужно беречь его и ежедневно работать. Очень боялся, что если не буду этого делать, Господь меня накажет и лишит дара. Поэтому всегда много писал. Каждые три дня выдаю новую песню. В итоге за 30 лет получилось три тысячи песен! Не считая поэзии, сценариев и пьес. Я сочинял не потому, что хотелось много заработать, так получалось само собой. После первых работ с Игорем Покладом, Борей Монастырским, Владимиром Мулявиным появились большие заказы. Исполнители просили не одну песню, а сразу целые программы. Каждому артисту требовалось что-то свое. Песни «Девятый класс», «Глаза на песке», «Дикi гуси», «Берега», «Дiвчина-весна» будто написаны разными людьми.

- Вы сочиняете и от имени женщин. Трудно перевоплощаться?

- В такие моменты стараюсь представить себе, что я женщина, и выразить не свои ощущения, а ее! Мне нравится перевоплощаться, например, играть в другую эпоху. Когда писал «Белую ворону», сам будто жил в Средневековье. Я знал все улицы Орлеана, хотя ни разу не был во Франции! Попал туда только после премьеры рок-оперы. Когда подарил диск со своими песнями атташе по культуре французского посольства, он очень удивился: «Вы так любите Париж?» — «А что в этом удивительного?» — «Я парижанин, но этот ад не люблю!» Я нарисовал ему карту Парижа по памяти, по воспоминаниям из книг, указав размещение всех вокзалов, Триумфальной арки, Эйфелевой башни. Сначала атташе подумал, что я советский шпион. Во время первой поездки в Париж мне показалось, что бывал здесь и раньше.

А любимый город у меня Барселона. Эта неповторимая архитектура Гауди, особый дух коренных жителей, которые вечерами выходят на улицы, чтобы пообщаться друг с другом. На такой прогулке в парке можно встретить знаменитого футболиста, актера, певца. Подобная атмосфера когда-то была и в Киеве, до того, как его заполонили приезжие. Раньше я много путешествовал, а сейчас уже силы не те, даже спорт забросил. Да и времени нет. Пишу я в основном по ночам. Иногда бывает, что трое суток подряд не отрываюсь от процесса, не сплю. Так сочинял пьесу «Эдит Пиаф». Отрывался только, чтобы выпить кофе и покурить.

- Много курите? Не бережете здоровье…

- (Смеется. ) Стараюсь меньше. Хочу совсем бросить. Это был бы для меня самый большой подарок ко дню рождения.

- Знаю, что вы были ярым поклонником киевского «Динамо» и не пропускали ни одного матча команды.

- И остаюсь преданным болельщиком. Это же моя семья! На протяжении 15 лет ездил на все соревнования. Считаю, что это исключительное качество киевлянина — любить «Динамо». Я и сам тренировался. У меня заканчивались тренировки в Суворовском училище, а потом туда приезжали динамовцы. Тогда в команду пришел замечательный тренер Вячеслав Соловьев из Москвы, он-то и набрал всю молодежь: Сабо, Базилевича, Лобановского… Мы с ребятами пользовались одной душевой, позже подружились. Признаюсь, современную команду я не воспринимаю так, как ту, прежнюю.

- Песни любимому клубу посвящали?

- Для Валерия Лобановского написал «Рыжий подсолнух» и «Возвращайся» (когда знаменитого тренера уже не стало). Эту песню исполнила Тамара Гвердцители. А для Блохина — «Виват, король!». Потом была песня «13-й игрок» — для болельщиков.

«Всю жизнь мечтал познакомиться с Джиной Лоллобриджидой, и эта встреча состоялась»

- Говорят, Тамара Гвердцители ваша любимица. Лучшие песни отдаете именно ей?

- Не могу выделить кого-то одного. Очень благодарен первым исполнителям моих песен Тамаре Миансаровой и Иосифу Кобзону, исполнившим «Глаза на песке». Для Иосифа Давыдовича написал потом целый цикл: «Девятый класс», «Десятый класс», «Последний звонок». Позже появилось «Танго победы». Спасибо Нине Матвиенко, благодаря которой стали популярными «Чарiвна скрипка» и «Дикi гуси».

- Многие называют их народными, забыв об авторе…

- А я счастлив. Горжусь сотрудничеством с великой певицей Софией Ротару, для которой написал «У долi своя весна», «Вогонь». Жаль, что нет уже Володи Мулявина. Для него я сочинил «Крик птицы». Когда эта песня впервые прозвучала во Дворце спорта, две минуты стояла полная тишина, а потом зал взорвался аплодисментами. Печально, что сейчас больше песен дискотечных, развлекательных, без смысловой нагрузки.

- Критикуете молодое поколение?

- Наблюдаю за его развитием. Есть интересные ребята. Например, Земфира в начале своей карьеры. Но некоторые вещи нельзя допускать! Об этом я открыто говорил во время телевизионного шоу на одном из каналов. Песню «Водограй» не следует петь шутливо, находясь на сеновале с девушкой. Хотя в ней и нет слова «родина», поется именно об этом. Точно так же, как в «Червонiй рутi» или «Дивлюсь я на небо… »

- Из-за вашей прямолинейности с Барбарой Брыльской, которая тоже была членом жюри, возникали словесные перепалки.

- У нас сложились хорошие отношения. Так же, как и с Настей Заворотнюк, но их оценки меня иногда удивляли. Приходилось корректировать их. В следующий сезон проекта я уже не пошел, решил потратить это время на творчество.

- Следите за конкурсом «Евровидение»?

- Я был на украинском отборочном туре и уверен, что Алеша хорошая девочка. Но не победитель. Да и не нужна сейчас эта победа, она бы стала катастрофой для нас. Хоть бы «Евро-2012» провести. Ведь для таких конкурсов нужны деньги, а их нет.

- Кто же тогда может победить?

- Верка Сердючка и Ани Лорак! Поехали бы они еще по разу, получили бы железное первое место. Их знает и любит «Европа», за них хорошо голосовали, они уже раскручены. Этим приемом воспользовался Дима Билан и не просчитался, привез конкурс в Москву. А если мы хотим просто достойно выступить, то Алеша вполне подходит, можно было бы еще рекомендовать Джамалу. Таких исполнителей нет в других странах.

- Юрий Евгеньевич, вы и сами выступали в роли продюсера, помогали певицам пробиться. Но говорили не столько о вашем творчестве, сколько о романах…

- Бесполезно с этим спорить. Работать с красивыми и талантливыми девушками очень приятно, но есть и другая сторона медали. Было много неправды в прессе. А я никак не реагировал, все смеялся. Вот если бы мне сейчас приписали роман с Анджелиной Джоли, был бы только счастлив.

- Она же замуж вроде бы собирается…

- «И опять не за меня». А вообще, таких актрис, которые мне нравились в юности (Джина Лоллобриджида, Роми Шнайдер, Вивьен Ли, Элизабет Тейлор, Сара Монтьель), сейчас нет. Вырезал их фото из журналов и хранил. Большой снимок Джины в купальнике повесил у себя в комнате над кроватью. Всю жизнь мечтал с ней познакомиться, и эта встреча таки состоялась. Оказалось, Лоллобриджида никогда не была замужем. Из современных актрис нравятся дочка Боярского Лиза, Чулпан Хаматова, Алиса Гребенщикова. Она такая обаятельная, так и хочется ее обнять и приласкать. Есть интересные типажи и в киевском метро.

- Так и не пересели на автомобиль?

- Предпочитаю ходить пешком или пользоваться подземкой. Автомобиль мне не нужен. Комфортно передвигаться в пробках все равно не получится, только время зря потеряешь. Да и полезно быть ближе к народу, видеть, как он живет, о чем говорит в транспорте. Как-то в метро ко мне подошла женщина: «Я уже три раза смотрела «Эдит Пиаф»! А ехал бы я в авто с затемненными стеклами, не услышал бы этих слов.

- Что бы хотели себе пожелать на день рождения?

- Долго жить, чтобы много писать! Сейчас новый приток вдохновения, как в юности. За зиму написал пять новых пьес. Ни разу телевизор не включил, чтобы не отвлекаться.