Політика

Елена Бондаренко: «Я очень благодарна мужу, ведь далеко не каждый мужчина может не то что любить, а даже просто терпеть рядом жену, которая не готовит»

0:00 — 26 травня 2010 eye 3346

Народный депутат, глава подкомитета по вопросам телевидения и радиовещания Комитета Верховной Рады по свободе слова Елена Бондаренко накануне своего дня рождения призналась «ФАКТАМ», что «нужных» людей за праздничным столом никогда не собирает

«День рождения — это мой праздник! Хотя бы раз в году нужно что-то делать для себя, любить себя. Поэтому приглашаю только самых-самых близких друзей. Но это очень узкий круг людей: чтобы в него попасть, нужно дружить со мной не менее 10 лет. Так что мои самые-самые — это, в основном, донетчане, ведь родом я из Донецкой области», — говорит Елена Бондаренко. По ее словам, раньше на свои дни рождения она летала домой, в Донецк. Но что делать в этом году — не знает. Ведь ситуация изменилась: не только депутат, но с недавних пор и ее муж, назначенный заместителем министра по чрезвычайным ситуациям, теперь живет и работает в Киеве…

«Назовите любую качественную музыку — и у меня окажется такой диск!»

- Елена, каким подарком вас можно удивить? Муж хоть раз преподносил что-то такое, что вас потрясло?

- Меня вообще сложно удивить. Не потому, что я слишком избалована, — просто характер такой. Причем это проявилось еще в детстве. Когда мне было семь лет, родители пришли на одно из родительских собраний, и моя первая учительница, Любовь Иванова, сказала им: «Что у вас за ребенок? Ее вообще ничем не удивишь. Наверное, Иисус Христос на землю спустится, а она не удивится… » (Смеется. ) Но, с другой стороны, меня можно удивить самой простой вещью: угадать мои музыкальные предпочтения или любимые цветы… Музыку я обожаю, у меня дома огромная коллекция дисков: от классики до мюзиклов. Назовите любую качественную музыку — и у меня окажется такой диск! Это и Эндрю Ллойд Вебер, и Эрик Клэптон, и Дюк Эллингтон, и Луи Армстронг, и Элла Фитцджеральд. Словом, любая музыка, вызывающая сильнейшие, яркие эмоции, есть в моей коллекции. И слушаю я ее везде: в машине по дороге в парламент, дома, в самолете, перед сном в наушниках и так далее… Правда, признаюсь честно, что тем не менее большим знатоком музыки я не являюсь! Но зато искренне радуюсь, когда узнаю исполнителя какой-то композиции, ранее мне не известной.

Что же касается цветов… Розы, гвоздики — все это, конечно, хорошая классика, но я человек весенний, и мне очень нравятся цветы моей поры: сирень, пионы, ромашки… Да и вообще, лучше ромашек для меня цветов нет!

- Ну, теперь парламентарии вас завалят ромашками…

- (Смеется. ) Не думаю. Я вам честно скажу: за четыре года пребывания в Верховной Раде мой день рождения ни разу не попал на сессионный день, поэтому в парламенте меня никогда с днем рождения не поздравляли.

- Два года назад в интервью нашей газете вы сказали, что ваша самая заветная мечта в жизни — это второй ребенок. Я смотрю, у вас получилось! Наталья Королевская рассказывала, что у нее вторая беременность была случайной, ранее не запланированной. А вот у вас, выходит, все произошло по плану…

- Точнее говоря, не по плану, а по желанию. Искренне считаю, что душа любого ребенка где-то там, на небесах, сама выбирает, когда и в какой семье ей появиться на свет. Да-да, наши дети самостоятельно выбирают себе пап и мам! Поэтому сказать, что «мы упорно трудились над этим вопросом», не могу (смеется). Так или иначе, мы с мужем не удивились, а только очень обрадовались, когда узнали о будущем пополнении в семье. Рожать планирую в Киеве, хотя изначально собиралась в Донецке. Никакие курсы для будущих мам не посещаю, просто повторно читаю книги по беременности и родам, как бы восстанавливая в памяти то, что уже однажды проходила. У меня ведь есть дочь, ей 11 лет, и поэтому ко второй беременности относишься проще, так как многие стереотипы и страхи, которые мучили в первый раз, с опытом, естественно, исчезают.

- В вашей фракции просто какой-то бэби-бум: недавно родили Елена Лукаш, Ирина Бережная…

- Пожалуй, не только в нашей фракции, а вообще в парламенте! И этот всплеск рождаемости объяснить очень просто. Впервые в парламент «зашли» женщины более молодые по возрасту. Традиционно ведь парламентариями у нас становились годам к 50-60. Сейчас ситуация изменилась. И уже абсолютно не зазорно рожать второго, третьего ребенка, когда тебе хорошо за 30 или за 40!

- Что ваша дочь Полина говорит по поводу грядущего пополнения? Не возникнет ли с ее стороны ревности, как это нередко бывает в семьях, где долго был лишь один ребенок?

- Мы учитываем этот фактор и уже сейчас разговариваем с дочерью обо всех грядущих переменах. Честно признаемся Полине, что, конечно же, внимания ей будет уделяться меньше, так как появится маленькое, беспомощное существо, которое полностью зависит от окружающих его людей. И что, естественно, вся семья должна особо заботиться об этом маленьком существе! Также объясняем дочери, что и ей тоже придется участвовать в воспитании младшего ребенка…

«Я все делаю по дому сама, и у меня всегда идеальная чистота»

- Ваш муж, возглавлявший в Донецке местное Управление МЧС, переехал в Киев в связи с новым назначением в министерстве. Сын Анны Герман тоже получил портфель в исполнительной власти. Самое время поговорить о кумовстве в Партии регионов. В свое время этим попрекали команду Ющенко…

- Мой муж — прекрасный специалист в своей отрасли. Он уже 20 лет занимается вопросами аэрологии, климатологии, техногенных катастроф. Причем Андрей не только теоретик, но еще и сильнейший практик! У него есть научные труды, он автор курса лекций по аэрологии, климатологии, по психологической реабилитации людей, переживших катастрофу. Три с половиной года Андрей возглавлял Главное управление МЧС именно в Донецкой области — самой густонаселенной и сложной с точки зрения индустриальной и техногенной нагрузки. И как жена я бесконечно горжусь им. Меня уже не удивляет, когда вопрос назначения специалистов на те или иные посты касается публичных людей и это сразу называют кумовством. А как же, например, семья Бушей или Клинтонов в Америке или потомственный клан сенаторов Кеннеди? Да и не только в США, но и в других странах немало подобных примеров, демонстрирующих, что в политике, как и в любой другой сфере, возможна преемственность, семейственность, деловая близость. Впрочем, наш семейный пример мало чем похож на вышеупомянутые: муж — не в политике, наши сферы деятельности очень разнятся. На момент знакомства нас роднило только одно — работа. Где же знакоми-

ться трудоголикам, как не на работе?! Мы с супругом так и встретились: я приехала в госадминистрацию на съемки очередного сюжета, а он в то время там работал…

- С переездом мужа в Киев как решаете вопросы быта? У вас есть помощница по хозяйству?

- Домработницы у нас нет, хотя в это никто не верит. Как правило, на депутатов смотрят как на небожителей: мол, и в магазины они не ходят, и бытом совершенно не занимаются… Я же все делаю по дому сама, и у меня всегда идеальная чистота. Это при том, что мне сейчас приходится разрываться на два дома, между двумя городами — Киевом и Донецком, где остались мои родители и дочь, которая заканчивает шестой класс. Уже в следующем году мы заберем Полину в Киев, хотя сама она этого не хочет, ведь в Донецке остаются все ее друзья…

Впрочем, вернемся к быту. Один хозяйственный нюанс в моей семье все же имеется: я не готовлю. У меня это делает муж. Да-да, не удивляйтесь, мой супруг первоклассный повар. Сейчас даже трудно вспомнить, кто его научил этому искусству. Наверное, сама жизнь. Раз жена не готовит, значит, надо как-то решать эту проблему самому (смеется). Я Андрею за это очень благодарна, ведь далеко не каждый мужчина может не то что любить, а даже просто терпеть рядом жену, которая не готовит. Меня же и терпят, и любят, да еще и по утрам кормят. Говорят, путь к сердцу мужчины лежит через желудок, но у меня получилось, наверное, как-то по-другому. Кстати, супруг — приверженец здоровой пищи, и по утрам мы едим овсяную кашу, чаще всего с какими-нибудь добавками типа бананов или яблок. Затем чай, бутерброды… Днем, как правило, питаемся обычно на работе. А вечером приходим уже настолько уставшими, что вполне достаточно пощипать какой-то «травки» — помидоров, огурцов… Словом, мы не гурманы. А вот свекровь у меня готовит — закачаешься! Было время, когда она деликатно пыталась и меня приучить к готовке, но потом, видимо, поняла, что человека против его воли нельзя заставить делать то, что ему не свойственно.

- А квартиру вы арендуете или уже обзавелись собственной?

- Мне повезло: в Верховной Раде 5-го созыва я попала в число семнадцати последних счастливцев, которые получили в Киеве квартиру в депутатском доме. После нас никто жилья уже не получал и вряд ли получит, потому что парламент больше никакого строительства не ведет и вести не будет.

- Раиса Богатырева как-то в интервью говорила, что ей достаточно нескольких минут аутотренинга да улыбки себе самой перед зеркалом — и она готова бежать на работу. А как вы достигаете душевного равновесия?

- Ну, Раисе Васильевне я могу только позавидовать: мне аутотренинги не удаются. Но, с другой стороны, мне, наверное, повезло: меня родители наградили таким запасом позитивной энергетики, что аутотренинги не особо-то и нужны. Я вообще по жизни позитивно настроенный человек, и, чтобы меня вывести из себя или обидеть, нужно приложить просто невероятные усилия! Я не обидчива и не злопамятна. Просто понимаю, что любая обида, любая злость разрушают, прежде всего, тебя самого, отнимают твои силы. А зачем себя грызть изнутри? Надо прощать, отпускать и забывать об этом.

- «Пробежавшись» по вашей биографии, понимаешь, что вы очень целеустремленный человек, шаг за шагом идущий к поставленной цели: вырваться из маленького городка, не повторить судьбу родителей. Это действительно так?

- Скорее, наоборот: родители не хотели, чтобы я остановилась на их уровне. Поэтому они очень сильно заботились о моем образовании. Я ведь из очень бедной семьи: папа у меня был шахтером, а мама всю жизнь проработала медсестрой в больнице. Причем папа был не горнорабочим очистного забоя, у которых были неплохие зарплаты в советское время, а обеспечивал бесперебойную работу систем автоматики и связи на шахте. Да, он каждый день спускался под землю, но этой категории шахтеров платили гораздо меньше, чем горнорабочим. Поэтому даже в советское время, когда, например, наши соседи могли себе позволить какую-то лишнюю игрушку для детей, у моих родителей все было расписано до копейки. Но при этом мама и папа никогда не жалели денег на книги и периодику, выписывали огромное количество газет и журналов. И, естественно, они не жалели денег на мое образование. Так, в старших классах мне нанимали репетиторов и по русскому языку, и по английскому, и по истории. Словом, все делали для того, чтобы я могла поступить в университет.

- Исторический факультет почему выбрали?

- Если честно, то, наверное, из-за… неуверенности в себе. Я мечтала стать юристом, хотя это, пожалуй, была глупая мечта, ведь юристов у нас уже выпускали пачками. Но это я сейчас понимаю. А тогда нас просто испугали досужие разговоры, что, мол, на юридический факультет без взятки не поступить! Во-первых, у моих родителей не было возможности носить кому-то конверты. А во-вторых, им была противна сама мысль о взятке: ребенок закончил школу с серебряной медалью, занимался с репетиторами, и вдруг — какие-то взятки… Вот поэтому выбор был сделан в пользу ист-фака. Мама была абсолютно уверена в моем поступлении, потому что именно историю я знала очень хорошо. Так и получилось: получив пятерку по профильному предмету, я поступила с первого экзамена.

- А потом решили еще и на журналистику пойти. Проклюнулась какая-то творческая жилка?

- Все получилось совершенно случайно. На тот момент университет осваивал новые формы обучения: был создан факультет смежных и дополнительных специальностей, куда меня и взяли сразу же после собеседования. И я об этом ни капельки не жалею, работать журналистом мне очень понравилось.

«Мне открытым текстом сказали: «Девушка, мы на кафедру женщин не набираем. До свидания»

- Вы производите впечатление мягкого человека, настоящей женщины. Признайтесь, вам приходилось пользоваться своей женственностью при решении каких-то серьезных вопросов?

- В жизни случаются совершенно различные ситуации. Бывает, что вопрос решается положительно просто благодаря тому, что твой собеседник благосклонно относится к женскому полу. А бывает совершенно наоборот: когда ты сталкиваешься с откровенным женоненавистником, то как раз таки пол мешает решению проблемы или задачи. Лично я, например, не стала защищать кандидатскую диссертацию именно в силу проявленной женоненавистнической позиции одного из научных руководителей. Да-да, мне открытым текстом сказали: «Девушка, мы на кафедру женщин не набираем. До свидания». Вот так!

- Психологи вывели модель счастливой семьи: когда муж достаточно умен, чтобы позволить жене проявлять все свои способности и таланты. Судя по всему, ваша семья идеально вписывается в эту схему… Или муж все-таки возмущается, что вас никогда нет дома?

- (Смеется. ) Думаю, что семья у меня действительно счастливая, тьфу-тьфу… Конечно, у мужа вряд ли вызывает восторг моя бесконечная занятость, но возмущается он разве что в шутку, да и то очень деликатно. Иногда даже жалеет меня, потому что я много работаю и, соответственно, сильно устаю. Мне кажется, что Андрей меня не просто полностью понимает, но еще и гордится моими целеустремленностью и трудолюбием. Впрочем, чужая душа — потемки, даже если это душа твоего собственного мужа. Я не питаю иллюзий, что знаю его на все сто процентов, поэтому не могу сказать, что же он на самом деле думает о моей повышенной занятости. Но когда узнал, что у нас будет пополнение, вроде как шутливо сказал: «Наконец-то ты побудешь дома!»

- Кстати, каковы ваши планы в этой связи? Намерены взять няню и дальше трудиться, что называется, без отрыва от производства?

- Думаю, что все-таки с отрывом (смеется). Другое дело — на какое время? Все зависит от господа Бога, от моего здоровья, от здоровья ребенка, от возможности наших близких помогать нам. И от материального благополучия тоже… Ведь хорошая няня — это большая денежная нагрузка для любой семьи. Кроме того, я вряд ли рискну отдать грудного малыша, как говорится, в чужие руки. Наши с мужем родители решили переехать в Киев, чтобы нам помочь с ребенком, но тут тоже возникают сложности: где их разместить, как решить жилищную проблему? Так что у парламентариев те же проблемы, что и у обычных людей (улыбается)…