Культура та мистецтво

Герой-любовник Николай Еременко в институте играл… Плюшкина

15:21 — 30 травня 2011 eye 2641

Десять лет назад ушел из жизни один из самых красивых актеров советского кино

Появление на экране Николая Еременко заставляло учащенно биться не одно женское сердце. Исполнитель главных ролей в фильмах «Красное и черное», «31 июня», «Трактир на Пятницкой», «Пираты ХХ века», «Подари мне лунный свет» ушел из жизни в 52 года. Невозможно было поверить, что этот стройный, подтянутый, спортивный мужчина может умереть от инсульта. С того трагического майского дня прошло уже десять лет. О том, каким был Николай Еременко, рассказывает его однокурсница по ВГИКу Наталья Гвоздикова.

«Еременко был первый модник не только на курсе, но и во всем институте»

*Настоящий герой Сергей Сергеевич (Николай Еременко) и злодей Салех (Талгат Нигматулин). Кадр из фильма «Пираты XX века», 1979 год

— Наталья Федоровна, говорят, все четыре красавицы Наташи с вашего курса — Аринбасарова, Белохвостикова, Бондарчук и вы — в студенческие годы были влюблены в Николая Еременко.

 — Об этом я слышала от мамы Коли, известной белорусской актрисы Галины Орловой. Не хотелось ее разочаровывать, но я в Колю не была влюблена никогда. Как остальные, не знаю. А вот он действительно испытывал ко мне какие-то чувства. Только недавно Наташа Бондарчук рассказала (сама я этого не помню), как Коля писал и бросал мне записки. Наташа думала, что они адресованы ей, поэтому открывала и читала. Только прочитав, понимала, что послания предназначались другой.

Но настоящие страсти разыгрались, когда нас на первом курсе послали в колхоз на картошку. Лишь там мы по-настоящему познакомились, хорошо узнали друг друга. Я вообще мало кого на курсе знала, поскольку поступала отдельно от остальных. Видела, что нравлюсь Коле, но ответить ему взаимностью не могла. А он сердился, что не уделяю ему должного внимания. Однажды даже сказал: «Я заколю тебя вилкой!»

— Надеюсь, это была шутка?

 — Я тоже так подумала, но потом он с этой алюминиевой (о нормальных приборах в том колхозе и не слыхали) вилкой из местной столовой гнался за мной по дороге и что-то кричал вслед. Поскольку бегала я тогда неплохо, мне удалось скрыться.

— Почему же он вам не нравился? Парень-то симпатичный.

 — И симпатичный, и одевался очень хорошо. Первый модник был не только на нашем курсе, но и во всем институте. У них с Талгатом Нигматулиным, с которым они дружили с первого курса, всегда были самые лучшие рубашки, куртки, джинсы. В общем, завидные женихи. Но мне в то время нравился совсем другой мальчик — Сережа Малишевский (его, к сожалению, тоже уже нет в живых). Мы с ним очень подружились. Коля из-за этого переживал, но, к счастью, недолго. Быстро переключился на учебу, актерская профессия заслонила ему многое, если не все.

«На занятиях по изобразительному искусству Коля уснул и захрапел»

— Правда, что руководитель вашего курса Сергей Герасимов поначалу был очень недоволен Еременко и даже собирался его отчислить?

 — Наоборот, Коля был любимчиком Герасимова. Правда, к чести Сергея Аполлинарьевича надо сказать, что этот статус не давал никаких привилегий. Герасимов со всех спрашивал по полной программе, да и четкого разделения на любимчиков и нелюбимчиков не было. На наш курс поступили восемь девочек и семь мальчиков и все закончили ВГИК. Не отчислили ни одного человека. У Герасимова было удивительно трепетное отношение к ученикам, они с Тамарой Макаровой не только воспитывали и учили профессии, но были для нас вторыми родителями. Сейчас, когда мы оказываемся в творческой поездке с Наташей Бондарчук, ее мама актриса Инна Макарова (кстати, тоже «герасимовка») смотрит на нас и говорит: «Девчонки, вы не просто родственницы, вы гораздо ближе».

Герасимов и Макарова сплотили нас на всю жизнь. О каких любимчиках тут может идти речь! Другое дело, что Коля очень хотел доказать всем, что он не папенькин сынок (его отец Николай Еременко-старший был народным артистом СССР), но и сам что-то значит. Коля работал как каторжный, за двоих, а то и за троих. Впрочем, как и все мы. Ребята иногда даже ночевать оставались в институте. И не ради какой-нибудь шалости, как это иногда делают студенты, а для того, чтобы подольше порепетировать. Уставали, конечно, ужасно. Однажды на занятиях по изобразительному искусству, во время которых гасили свет, поскольку показывали картины по диапроектору, Коля уснул и захрапел. Мы так хохотали! Потом долго этот случай вспоминали и подшучивали над Еременко. Что и говорить, в той нашей жизни было много смешного.

Еще одна забавная история связана с нашей преподавательницей по сценической речи Марией Хановой, женой актера Александра Ханова. Чтобы продемонстрировать, как звучит голос, она брала Колькину руку и прикладывала к своему животу, а потом к груди. Можете себе представить, какая гамма чувств отражалась в этот момент на его лице! Мы просто умирали от хохота, а ведь делать это надо было так, чтобы не выгнали из аудитории. Но мы все равно шутили и смеялись, а Ханова кричала, что это самодеятельность, а не артисты. Она в жизни не видела таких ужасных студентов. Хотя ребята со старших курсов — Коля Губенко, Сережа Никоненко — рассказывали, что им Ханова говорила то же самое. Все проходили через щупанье ее необъятного тела и отрывались при этом по полной.

Еще ребята от нас, четырех Наташ, на экзаменах по общеобразовательным предметам ждали помощи в виде… шпаргалок. Мы их писали в большом количестве. Сначала шли сдавать сами, а потом передавали писульки мальчишкам, которые заходили в аудиторию после нас. А у Тамары Федоровны ребята часто занимали деньги, вот только не знаю, возвращали ли.

— А мне казалось, они должны были ею восхищаться.

 — Одно другому совершенно не мешало. Не только ребята, но и мы, девочки, были в восторге от Макаровой — ее колечек, сережек, ресничек, платьиц, туфелек. Она была очень мудрой женщиной, многому нас научила. К сожалению, мы были молодые, дурные, не все могли оценить. Но чем старше я становлюсь, тем чаще вспоминаю ее уроки. Помню, как Макарова говорила: «Девочки, у молодости есть один недостаток — она очень быстро проходит». Всю горечь и мудрость этой ее фразы я по-настоящему могу оценить только сейчас.

— Какие роли тогда играл Николай Еременко?

 — В отличие от кинематографа, который использовал преимущественно его внешность в ролях героев-любовников, в институте он играл самые разные, в том числе и характерные, роли. Например, в «Мертвых душах» Коля был… Плюшкиным. Вообще, мы очень интересно репетировали. Сергей Аполлинарьевич, например, мог сказать: «К следующему занятию подготовьте любой отрывок из «Грозы», но с одним условием — все Катерины и все Тихоны». Помню, я взмолилась: «Можно, я буду Варварой?!» На что Герасимов строго ответил: «А чем ты лучше других?»

Репетировали мы с Колей и «Маскарад». Я играла Нину, а он — Звездича. А ведь Тамара Федоровна когда-то играла Нину в фильме, режиссером которого был Герасимов. Представляете нашу смелость, точнее, наглость — репетировать этот материал в их присутствии. Тамара Федоровна, чтобы мне легче было вжиться в образ, принесла красивую шляпку с перьями и муфту, но отрывок все равно не получался. И тогда Сергей Аполлинарьевич взял у меня эту шляпу, надел на свою лысую голову (можете себе представить, какой у него был вид) и сказал: «Давай, Коля, объясняйся мне в любви!» Колька просто давился от смеха. Потом снял шляпу, усадил Еременко на диван и сказал: «А теперь смотри, как я буду играть роль Звездича». Видимо, урок пошел впрок, потому что мы вчетвером — Вадик Спиридонов, который играл Арбенина, Нина Репина в роли баронессы Штраль, я и Коля — на телевидении в прямом эфире играли отрывки из «Маскарада». К сожалению, эти записи не сохранились.

«Встречаясь на «Кинотавре», мы уходили от всех, часами бродили и разговаривали, разговаривали»

— Вне института вы много общались?

 — Можно сказать, что мы практически не расставались. Почти все наши ребята жили в общежитии, а девочки — дома. Исключением были Нина Маслова, снимавшая квартиру, и Оля Прохорова, которая жила у тетки. Поэтому нам все время хотелось мальчишек подкормить. Чаще всего собирались у Наташи Аринбасаровой. Она к тому времени уже была мамой, у нее родился Егор, и жила Наташа не с родителями, а в собственной квартире. Устраивали посиделки, лепили пельмени (нас к этому Герасимов приучил), шутили, смеялись, пели. И я на праздники всех наших к себе приглашала — старалась приготовить побольше вкусненького. У нас был очень дружный курс, весь институт завидовал.

— После института часто виделись?

 — К сожалению, редко, у каждого ведь своя жизнь. Помню, когда Коля приехал в Крым снимать «Пиратов ХХ века», мы всей семьей как раз там отдыхали, сын у нас тогда был еще совсем маленький. И надо же было такому случиться, что в день, когда снимали в том месте, где мы жили, я с семьей уехала куда-то на экскурсию. На следующий день отдыхающие рассказывали, что меня искали двое красивых мужчин (это были Коля и Талгат) и даже несколько раз объявляли на весь пляж: «Наталья Гвоздикова, подойдите, пожалуйста, к пирсу, вас ждут друзья». Мне до сих пор больно и обидно, что мы тогда не встретились.

Позже, когда сын уже учился в институте иностранных языков, мы как-то поехали к нему. Стоим на светофоре, смотрю, Коля в машине сидит. Я стала вопить на всю улицу: «Коля! Коля!» Он открыл дверцу и спрашивает: «А ты что тут делаешь?» — «Да у меня сын в этом институте учится». — «Надо же, как тесен мир, а у меня здесь дочь». Так мы узнали, что наши дети уже не первый год учатся в одном вузе, только на разных факультетах. Конечно, мы каждый год встречались с ним на «Кинотавре». Уходили от всех, часами бродили и разговаривали, разговаривали. Он мне всю свою жизнь рассказывал, я — ему. Но это только наше с ним, я никому о тех беседах не скажу — просто не имею права.

— Как вы узнали о том, что Николая Николаевича не стало?

 — Я приехала из какой-то командировки, только порог переступила, как меня зовут к телефону. Говорят, Лембит Ульфсак. А поскольку я неоднократно озвучивала на русский язык эстонских актрис, подумала, что это чей-то розыгрыш. Вот и попросила подойти к телефону мужа. Но это был действительно Ульфсак, он сообщил, что умер Коля Еременко… Просто гром среди ясного неба. Колина мама приехала на прощание с сыном в Москву и забрала гроб с телом домой, в Минск, где похоронила рядом с отцом. Коля пережил его всего на одиннадцать месяцев. Я потом была в Минске в командировке, очень хотела заехать на кладбище, но времени было в обрез, не успела. Зная, как он любил жизнь, как следил за своим здоровьем, до сих пор не могу поверить, что его больше нет.

К сожалению, почти все мальчики с нашего курса уже ушли из жизни — по самым разным причинам. Но когда на встречах со зрителями меня спрашивают, с кем я училась, всегда отвечаю: «С «пиратами ХХ века» Николаем Еременко и Талгатом Нигматулиным».