Культура та мистецтво

Наследник основателя знаменитого коньячного дома Морис Ришар Хеннесси: «В нашей семье никогда не было людей, страдающих алкогольной зависимостью»

0:00 — 28 травня 2010 eye 1689

Глава коньячного дома «Hennеssy» провел в Киеве закрытую дегустацию для украинских vip-гостей

Сегодня Морис Ришар Хеннесси — глава коньячного дома «Hennessy», производящего треть потребляемого на планете коньяка. Самый большой в мире запас коньячных спиртов хранится на 40 складах хозяйства, которое насчитывает около 250 тысяч бочек.

Компании принадлежат не только роскошные виноградники, но и несколько сотен акров леса, где растет знаменитый лимузинский дуб, из которого делают бочки в собственных бочарных мастерских.

«Несколько уникальных коньяков создаются не для продажи. Ими одариваем дорогих нам людей»

- Господин Хеннесси, ваше детство прошло в знаменитом городе Коньяк в семье всемирно известных производителей коньяка. В каком возрасте вы впервые попробовали этот крепкий напиток?

- О-о-очень рано, — улыбается Морис Ришар Хеннесси.  — Но тогда он мне не понравился. Оценил коньяк, когда мне было лет 26, и я еще не представлял, что его производство станет моей профессией. Не так уж много представителей семьи Хеннесси работают в этом бизнесе. Нам никто не внушал с детства, что мы непременно обязаны продолжить дело предков. Каждый делал выбор по душе: кто-то стал специалистом в области атомной энергетики, кто-то — в туризме.

Я же увлекался сельским хозяйством, пока однажды не познакомился с одним парижским дистрибьютором и не вкусил радость и гордость представлять товар с собственным именем на этикетке. Случайное знакомство повернуло мою жизнь в новое русло.

Вообще, случай — великое дело. История коньячного дома Hennessy началась с того, что в 1745 году мой далекий предок Ричард Хеннесси, который служил в ирландском батальоне армии короля Франции Людовика ХV, получив ранение, был списан и поселился в городке Коньяк. Мог ли он тогда подумать, что коньяк, производством которого он занялся, спустя несколько лет оценит сам король Людовик ХVI, а еще чуть позже в числе заказчиков окажется будущий король Великобритании Георг IV?

- Не было бы счастья, да несчастье помогло…

- Именно (улыбается). Чудес, если вдуматься, в нашей семье немало. Например, вот передо мной бутылки с коньяком из спиртов, которые закладывали мой дед и прадед. Точно так же сегодня мы создаем шедевры для своих внуков и правнуков. Это сравнимо с лесом, которым будут любоваться потомки, когда те, кто сажал деревья, уже отойдут в мир иной.

- Правда, что самые ценные спирты ежегодно пополняют коллекцию, которую начал собирать еще Ричард Хеннесси в 1774 году?

- Да, это так. Причем самые старые коньячные спирты не продаются. Некоторые лозы, которые использовались для их производства, дофиллоксерного периода (до нашествия в Европу филлоксеры — вредителя винограда). Их можно получить только в составе коньяков. Например, в коньяке Hennessy Richard, созданном в 1996 году в честь основателя Дома Ричарда Хеннесси. В напиток входит более ста уникальных спиртов, в том числе произведенных из винограда урожая 1830 и 1860 годов.

- Для кого из знаменитостей вы создавали коньяк?

- Первый такой заказ поступил в 1817 году от будущего короля Англии Георга IV — большого гурмана. Просьба оказалась необычной: коньяк должен быть старый и… светлый. Этот элегантный утонченный напиток «Hennessy VSOP Privilege» сегодня может попробовать каждый, а ведь первые полстолетия он не предлагался в продажу и был предназначен исключительно для королевского дома.

- Существует ли коньяк, который пьют только члены вашей семьи и приближенные к ней люди?

- Таких уникальных коньяков есть несколько. Они создаются не для продажи, а для того, чтобы угощать ими и одаривать дорогих для нашего семейства людей. Эти коньяки не имеют цены! Тот, кто получает напиток в подарок, не сможет пойти в магазин и спросить: «Сколько стоит?» Точнее, спросить может, но ответа не получит, ведь эти коньяки не продаются.

Однако кто знает, быть может, когда-то они станут всеобщим достоянием, как случилось с коньяком «Hennessy ХO», созданном в 1870 году специально для моего прапрадеда Мориса Хеннесси, который первым ввел классификацию коньяков. Сначала он предложил использовать для нее звездочки (от трех до пяти) — в зависимости от минимальной выдержки коньячных спиртов. Позже их заменили литерами (три звездочки — VS, четыре — VSOP, пять — ХO). Коньяк «Hennessy ХO» много лет был домашним коньяком нашей семьи. Когда же его предложили в продажу, более ста лет он оставался единственным с пометкой «ХO» на мировом рынке.

«Очень рекомендую к коньяку черную икру. Но найти ее во Франции все сложнее»

- Какой самый дорогой коньяк в вашей линейке?

- Он называется «Красота столетия» и был создан в подарок на столетний юбилей моего дяди Килиана Хеннесси. Стоимость одной бутылки шедевра — около 250 тысяч евро. Тираж — всего сто бутылок. Еще несколько не выпито.

- Пить коньяк в вашем присутствии не каждый решится — вы-то знаете все правила…

- Знаю. Чтобы оценить напиток, его лучше всего пить соло. Но я вас, наверное, шокирую: я люблю коньяк «ХО»… со льдом. Считаю, нужно быть открытым для новшеств. Все чаще коньяк используют в качестве основы для коктейлей. Его сочетают с соками — апельсиновым, клюквенным… Думаю, если кому-то так нравится, то это имеет право на существование. Коньяк хорош под сигару, но тут я вам не советчик — не курю. Могу дать лишь одну рекомендацию: ни в коем случае не нагревайте бокал и коньяк, иначе вам придется «наслаждаться» спиртом.

- С какими блюдами вы предпочитаете сочетать коньяк?

- Отлично подойдут кофе и шоколад. Великолепна комбинация с блюдами азиатской кухни — вьетнамской, японской. Хороши под коньяк фуа-гра и голубые сыры. Очень рекомендую черную икру, но найти ее во Франции с каждым годом все сложнее и сложнее.

- Существуют специальные коньяки для женщин?

- Таких нет. Дамы пьют те же коньяки, что и мужчины. Современные женщины управляют грузовиками, руководят государствами. Думаете, им нужен какой-то особый мягкий коньяк? (Смеется. ) А если серьезно, то более легкая и элегантная версия — коньяки «VSOP». Особенно «Hennessy Paradis», называемый в Китае «жидким шелком». В нем тональность розы, сухофруктов, шоколада и кофе. Думаю, для женщин — то, что надо. Коньяки «ХО» — мужественнее, мощнее.

- В вашем роду были люди, страдающие алкогольной зависимостью?

- К счастью, не было (улыбается). Человек, у которого проблемы с алкоголем, не мог бы работать в нашем бизнесе.

- Марка Hennessy входит в десятку самых роскошных брендов мира. Правда, что существует некое мировое сообщество люксовых брендов?

- В 1987 году наш Дом вошел в состав холдинга Louis Vuitton-Moet-Hennessy, специализирующегося на производстве предметов роскоши и элитных напитков. Партнерская поддержка в современном мире значит очень много. На мероприятиях «Louis Vuitton» всегда подают наши коньяки. Это самый элементарный пример взаимоподдержки.

- Вы азартный человек?

- Нет-нет, это не для меня. Мой отец говорил, что есть три способа обанкротиться: первый — с помощью женщины. Он самый приятный. Второй самый надежный — это азартные игры. Третий, самый длительный и сложный — сельское хозяйство, которым я, кстати, увлекаюсь (смеется). Мои хобби более «мирные» — классическая музыка, чтение, гребля и кухня. Очень люблю готовить. Время, посвященное семье, для меня самое лучшее. К слову, у меня три дочери.

- Видите кого-то из них в качестве преемницы своего дела?

- Может быть, какая-то из дочерей захочет этим заниматься, но заставлять не буду. Это не очень женская профессия. За всю историю Дома лишь одна представительница династии Хеннесси изъявила желание работать в коньячной индустрии. Она была членом дегустационной комиссии. Но незадолго до родов ей пришлось отказаться от этой деятельности, а после она занялась в Доме другими делами.

- Вам понравился Киев?

- О-о-очень! Красивый зеленый город с потрясающей архитектурой. В нем живут невероятно милые люди.