Миша Комадовский, ставший генеральным директором телекомпании, успешно справляется со своими обязанностями
Можно ли в 12-летнем возрасте быть генеральным директором? Более того, руководить творческим коллективом, который создает современный медиа-продукт? Одесский пятиклассник Миша Комадовский доказал, что да. Вот уже полтора года он возглавляет детскую телекомпанию, где все программы и передачи создают и ведут ребята в возрасте от семи до тринадцати лет.
— Все началось с «Евровидения», — рассказывает Миша Комадовский. — Во дворе мы с друзьями провели собственный конкурс. Украсили все кругом ленточками, шариками, украинский флаг вывесили. На асфальте сделали огромную надпись — «Евровидение». Песни, танцы, шоу — все было, как в лучших домах.
— Домах Европы или Одессы?
— Скорее, Европы. Хотя Одесса — тоже европейский центр. Захотелось показать наше «Евровидение» как можно большему количеству людей. Меня поддержали друзья и школьные товарищи. Начали трудиться — выкладывать заметки в популярных социальных сетях интернета: FACEBOOK, «ВКонтакте», «Одноклассники», TWITTER. И нас заметили!
Следующим этапом стало появление в блогах, рядом с текстовыми материалами, и видеоряда. Героями таких сюжетов становились, как правило, знакомые и друзья. Дальше — больше: через интернет начинающие журналисты выискивали анонсы различных общегородских мероприятий, приезжали и освещали эти события.
— У нас на ЛТВ все по-взрослому, — объясняет Миша. — Есть генеральный продюсер — Катя Марчук, моя одноклассница и единомышленница. Она же автор и ведущая программ «Особое мнение», «Наши таланты». Совместно проводим кастинги — отбираем потенциальных сотрудников из числа тех ребят, которые уже пробовали что-то делать самостоятельно. Смотрим их сюжеты, оцениваем. Спрашиваем, какие вопросы они поставили бы своему собеседнику, идя на интервью. Лучших претендентов принимаем. Еще учимся правильно монтировать сюжеты и снимать, отрабатываем дикцию.
— Миша, а что означает аббревиатура ЛТВ?
— Лучшее (или любимое) телевидение. Но не любительское! А полное название Международная детская компания ЛТВ. Материалы мы выкладываем на своем сайте на трех языках: русском, украинском и английском.
— Действительно, международный уровень.
— Шутки шутками, но некоторым нашим материалам могут позавидовать взрослые издания. Например, во время землетрясения в Японии наш корреспондент, 12-летняя Ху Ян Соо, выбегая из своего «трясущегося» дома, прихватила с собой камеру и микрофон. При подземных толчках и обрушениях она все фиксировала, комментируя происходящее. Настоящий репортер! После этого ее очень ругала мама — надо спасаться, а не снимать. Но зато на ЛТВ вышла целая программа о японской катастрофе. В Ливане у нас тоже есть собкор — 12-летняя Лиза. Когда в Бейруте начались военные действия и неподалеку от ее школы взорвалась бомба, Лиза отсняла это. Еще написала инструкцию, как следует вести себя в такой ситуации. Лиза регулярно передает репортажи о военных действиях. Если в километре разорвалась бомба, она берет с собой камеру и фиксирует… Лиза — урожденная одесситка, жила здесь со своей семьей. Ее отец араб, и они уехали на его родину. Так вот, Лиза «нагружает» и своего папу — вручает ему «мыльницу» и просит отснять картинки в горах, где проходят военные действия. Затем высылает это нам.
— Не боится?
— Да чего бояться, если наша Юля Люндеби, собкор в Норвегии, брала интервью у премьер-министра Йенса Столтенберга! Самое интересное, что у высокопоставленных чиновников — мэра, его замов, губернатора, вице-премьера и даже президента — брать интервью легче, чем у простых людей.
— Испытано на себе?
— Да. Одной из первых наших телевизионных вылазок стала встреча в Одесском аэропорту моряков судна «Ариана», которых долго удерживали в плену сомалийские пираты. Мы с оператором Глебом Фоминым проникли в толпу встречавших и решили сделать репортаж. Нам повезло — пробрались к Сергею Тигипко, охрана решила, что не стоит обращать внимание на каких-то пацанов. Побеседовали. Еще общались с Виктором Януковичем, который искренне удивился наличию детского телевидения.
— О чем спрашивали?
— Всего один вопрос задавали: доволен ли он организацией встречи. Больше спросить не дали — президента окружало множество охранников. У нас руки-ноги тряслись, еле-еле протиснулись с видеокамерой. Охрана нам: «Вы куда?» Мы: «Брать интервью для детского телевидения». Пропустили. От неожиданности, наверное, Янукович абсолютно спокойно нам ответил. Этот материал пользовался популярностью у посетителей сайта — порядка трех тысяч заходов было. Более востребованными оказались разве что репортажи из Японии и Ливана.
— Значит, на высокопоставленных лиц вам везет.
— Пока да. Хотя… Тяжело было на церемонии встречи в Одессе Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Мы ему кричали: «Ваше святейшество, дайте, пожалуйста, интервью…» Безрезультатно. В аэропорту он уделил внимание лишь телеканалу «Россия».
— Какие еще интервью запомнились?
— На Дне города поговорили с Иосифом Кобзоном, Эммануилом Виторганом. 1 апреля удалось пообщаться с Колей Серьгой, финалистом «Фабрики звезд», с Ани Лорак и ее мужем. Очень хорошее впечатление от беседы с Александром Рыбаком, победителем «Евровидения-2009». Такой добродушный парень, подробно отвечал на все вопросы.
— Миша, где вы с ребятами работаете над отснятыми и записанными материалами? Есть своя студия?
— Нет, ее заменяет моя квартира. Прямо в гостиной и работаем. Родителей поставил перед фактом: здесь у нас будет студия. Собираемся в несколько заходов, человек по десять-пятнадцать. При помощи скайпа общаемся со всеми нашими собкорами. Ведь монтаж отснятого материала, его озвучка, корректировка идет в присутствии корреспондента, готовившего тему.
— Родители терпят?
— Да, тем более, что они тоже каким-то образом участвуют в нашем деле. Многое из нашего оборудования приобретено на родительские деньги. Катя и я — отличники учебы, за что родители нас поощряют. Чтобы нам купили видеокамеру, нужно было много и хорошо учиться. С микрофоном отдельная история. Просили у предков, чтобы давали нам с собой деньги — дескать, голодные. На самом деле, мы дензнаки откладывали и купили два микрофона. Так же было с диктофонами, фотоаппаратами, другой оргтехникой.
— Времени тебе на все хватает?
— Не всегда. Ведь у меня еще занятия в музыкальной школе, где учусь с четырех лет по классу фортепиано. Саша, старший брат, играл на гитаре, а я усаживался на маленький стульчик и на табурете отбивал ритм. Сейчас у меня дважды в неделю музыка, плюс музлитература, сольфеджио.
Еще самостоятельно изучаю немецкий и французский. Возвращаюсь домой часов в восемь вечера. Устаю жутко. Стараюсь посмотреть выпуски теленовостей по разным каналам. А еще нужно книги почитать: фантастику, Гарри Поттера. Люблю украинскую поэзию и современных отечественных прозаиков. Нравится украинский фольклор. Когда удается лечь пораньше, поднимаюсь в шесть утра и доделываю уроки. А в голове — Гулак-Артемовский, песни «Рiдна мати моя», «Ой Днiпро, Днiпро…»
— Да ты патриот!
— Я этого не скрываю, в том числе при общении по скайпу со своими иностранными абонентами.
— Агитируешь?
— Можно сказать и так. Делаю все для того, чтобы они полюбили Украину. Например, рассказываю об украинской кухне.
— Мама, бабушка балуют тебя вкусной едой?
— Разве по мне не видно?! Я, так сказать, упитанный.
— Скажи, есть у тебя заветная мечта?
— Окончить школу с золотой медалью, выучиться в вузе, заработать миллион долларов, чтобы из компании ЛТВ сделать в Украине полноценный детский телеканал. Расширить аудиторию для детей по всему миру!
Напоследок я решил узнать, что думают о гендиректоре его подчиненные, руководители и близкие.
— Когда Миша предложил мне участвовать в проекте, поначалу колебалась, — говорит Катя Марчук. — Сейчас просто не мыслю себя без этого. У нас много программ. Например, «В мире взрослых». Ее ведут совсем еще крохи — семилетние ребята. Одна из последних передач о гиляшировании (искусство выжигания по ткани). Ее герои дети-умельцы.
Случается, нам завидуют, могут изрезать тетрадку с заданиями, другие пакости делают. Миша успокаивает, говорит, что нужно относиться к этому с улыбкой. Он по природе оптимист и очень хороший друг. Его уважают ребята не только в нашей школе, но и там, где у нас есть корпункты. У нас повсюду свои «агенты», а еще собственная охрана, в лице моего папы-милиционера (смеется).
— Мишенька очень любопытный, всем интересуется, говорит, что телевидение — его будущая профессия, — говорит Елизавета Семенец, бабушка создателя детского ТВ. — Переубедить его невозможно, ему это нравится, он этим живет…