Культура та мистецтво

«Случайно приложив соломинку к кусочку дерева, я поняла, что буду заниматься аппликацией»

14:33 — 6 червня 2011 eye 2483

87-летняя мастер народного творчества Оксана Лесевич из Полтавы написала книгу — учебное пособие по редкому художественному ремеслу

Хозяйка уютной двухкомнатной квартиры, расположенной в исторической части Полтавы, своего возраста не скрывает:

— Мне, детка, уже восемьдесят семь. Но если ты меня спросишь, на сколько лет я себя чувствую, отвечу: на восемнадцать!

Оксана Ивановна Лесевич — прабабушка почти уже взрослого юноши, однако назвать ее старушкой действительно язык не поворачивается. Она не брюзжит на нынешнюю молодежь, не жалуется на тяжелую жизнь, и даже морщины на ее лице почти не заметны. Это вполне современная женщина, которая живет будущим.

* Каждое перышко у петушка и курочки — это малюсенький кусочек соломки, вырезанный маникюрными ножницами

— Раньше я очень критично относилась к своим работам — все выискивала в них недостатки, — улыбается Оксана Ивановна. — А недавно посмотрела в интернете, какой ширпотреб порой выставляют на продажу некоторые «мастера», и, скажу честно, начала по-другому воспринимать то, что делаю сама.

Оксана Ивановна создает настоящие произведения искусства. Например, картина с петухом и курочкой. Видно каждое перышко! А перышки — это малюсенькие кусочки соломки, аккуратно вырезанные маникюрными ножницами и выложенные в определенной последовательности. Но еще больше поражает курочкин глаз — с прищуром и блеском, он придает выражению соломенной птицы невероятную схожесть с настоящей. Оксана Ивановна сознается, что целый день занималась этой маленькой деталью.

— Наверное, и ночью работаете, когда вдохновение находит?

 — Работать с соломкой при искусственном освещении нельзя — она меняет цвет, — говорит Оксана Ивановна.

— Вы заранее красите материал или уже в готовом изделии? А потом, наверное, лаком еще покрываете?

 — Что вы, какой лак, какие краски! Вы знаете, что натуральная солома имеет более сотни оттенков? Надо лишь правильно их подобрать. Хотя нужный цвет соломке можно придать, проварив ее в луковой шелухе, в дубовой коре или ореховой скорлупе. Добиться черного цвета можно с помощью… разогретого утюга. Иногда я старю солому, подвешивая снопы на открытом воздухе. Использую такой материал для изготовления картин с древними избушками.

Солому приходится варить — это придает ей эластичность. Перед тем следует удалить междоузлия на стебельках, а после варки с помощью ножа или булавки распороть каждую соломинку и разгладить утюгом. Секретами аппликации из соломки мастер народного творчества Оксана Лесевич поделилась в книге, которая, как надеется автор, станет практическим пособием для начинающих.

 — Этим древним искусством отлично владели наши предки, — говорит Оксана Ивановна. — Царица Елизавета, например, носила платья из тонкой шерсти с аппликациями из соломки, которые смотрелись как золотое шитье. А в Брестской области в одном из музеев хранятся царские врата, украшенные сложным орнаментом из соломы.

Наши предки считали, что хлебные стебли хранят дух плодородия. Не зря, встречая Новый год, в хатах возле икон ставили не елку, а дидуха — соломенный сноп. Из соломы делали крыши, на соломе спали, ею кормили скот и ею топили…

Аппликацией из соломки Оксана Ивановна увлекается на протяжении вот уже тридцати двух лет. А началось все совершенно неожиданно.

 — Мой супруг в свободное время занимался резьбой по дереву, — рассказывает мастерица. — Однажды он делал на даче заготовки для своих поделок, а я взяла и приложила к обструганному дереву соломинку. Меня настолько поразило сочетание блестящего и матового, что я сразу поняла: из этого можно создавать картины. Поэтому, уходя на пенсию (Оксана Ивановна работала климатологом. — Авт.), я точно знала, чем буду заниматься.

Начала с брошек. До сих пор она хранит эти милые женские украшения. Их почти сразу же взяли на Международную выставку народного творчества в Болгарии в 1982 году. Всего же Оксана Лесевич восемь раз организовывала свои персональные выставки и участвовала в 25 коллективных.

Учиться ей было не у кого, и все, чего она достигла, это результат личных проб, ошибок и экспериментов. Даже сеяла на дачном участке все злаковые, чтобы иметь соломку с разными оттенками. Отличительная черта большинства работ народной мастерицы — обводка контуров аппликации паяльником для выжигания по дереву. Это придает им выразительность и объемность. Техника является авторским изобретением Оксаны Лесевич.

Дома у Оксаны Ивановны висит работа под названием «Цветущий шиповник», которую она про себя называет по-другому: «Жизнь продолжается».

 — Однажды я приехала на дачу и обратила внимание, что на заброшенном соседском участке очень красиво расцвел куст шиповника, — рассказывает мастерица. — Хозяин дачи давно умер, а куст, посаженный им, продолжает радовать людей. Я увидела в этом глубокий смысл. Но долго не могла найти форму для воплощения своего замысла. А потом мне на глаза попалась грубая доска неправильной формы, которую давно выпилил мой покойный супруг. В нескольких местах она лопнула, и я когда-то забраковала ее. Но в данной ситуации она мне показалась очень кстати. Ведь жизнь продолжается, несмотря на то, что порой дает трещины…

В преклонном возрасте у Оксаны Ивановны открылся еще один талант — вышивальщицы. Ранее никогда не занимавшаяся этим рукоделием, она легко освоила технику вышивки гладью. И сразу взялась… за икону.

 — Мне очень понравилась икона Вышгородской Богоматери, — вспоминает собеседница. — Репродукцию этой картины, написанной художницей украинского происхождения Христиной Дохват, живущей в США, я увидела в журнале. Знакомые приносили нитки, а я творила.

Сейчас из вышитых икон у Оксаны Лесевич осталось дома всего четыре — остальные подарила друзьям, родственникам и знакомым. Уникальные аппликации точно так же расходятся из рук талантливой мастерицы. Часть ее работ выставлена в Полтавском областном краеведческом музее.

У нее еще много творческих замыслов. «Меня распирают идеи!» — сознается Оксана Ивановна. И ее голубые глаза под толстыми стеклами очков задорно светятся.