Экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр и Фонд Виктора Пинчука презентовали в Украине программы развития религиозного взаимопонимания
Известный политик Тони Блэр, в течение десяти лет возглавлявший правительство Великобритании, ушел в отставку в 2007 году и основал «Фонд веры», целью которого является создание позитивной альтернативы для тех, кто использует религию как средство противостояния людей различных вероисповеданий. Ведь толерантные отношения между представителями различных конфессий — ключ к преодолению предубеждений, недоразумений и экстремизма.
На днях в Украине состоялась презентация двух программ, цель которых — популяризация знаний по религиоведению среди учащихся школ и распространение информации о роли религии в глобализованном мире среди украинских студентов. Реализацией программ будут заниматься «Фонд веры» Тони Блэра и Фонд Виктора Пинчука, по приглашению которого бывший премьер-министр Великобритании и приехал в Украину. Накануне презентации Тони Блэра и Виктора Пинчука принял Президент Виктор Янукович. На встрече обсуждалась тема религиозной толерантности как в Украине, так и во всем мире.
После презентации программ Тони Блэр выступил перед студентами ведущих украинских вузов с лекцией на тему «Глобализация и вера». Представляя гостя аудитории, Виктор Пинчук сказал: «Я третий раз презентую в Украине английскую рок-звезду. После Элтона Джона и Пола Маккартни это — Тони Блэр. Он — выдающийся государственный и общественный деятель, один из самых энергетичных и харизматичных людей планеты». Виктор Михайлович вспомнил, как в 2008 году, будучи в Великобритании, присутствовал на лекции Тони Блэра «Глобализация и вера». Тогда ему очень захотелось, чтобы ее услышали и в Украине…
* «Я считаю, что та миссия, с которой вы приехали, для Украины очень
важна. Тема религиозной толерантности актуальна не только в нашей стране, но и в мире», — сказал Президент Виктор Янукович во время встречи с Тони Блэром и Виктором Пинчуком
Господин Блэр начал выступление с вопроса: «Почему вера настолько важна?» И сам же на него ответил, подчеркнув, что порядка четырех миллиардов людей на планете считают себя верующими. По его словам, около трети британцев признают, что религия для них важна или очень важна. В США количество таковых превышает 60 процентов, а на Ближнем Востоке — 90 процентов населения. «Вера движет людьми. Она может побудить их как на плохие, так и на хорошие поступки. Половина конфликтов, вспыхивающих в различных странах, имеет религиозные причины. В то же время в странах Африки, где не хватает медицинских учреждений и персонала, людям оказывают помощь в церквях и мечетях, — отметил политик, добавив: — Мы должны противопоставить экстремизму идеи мира и братства. Это — основной вызов XXI столетия».
Что касается аспектов глобализации, то, по мнению Тони Блэра, новые технологии буквально за считанные годы изменили мир до неузнаваемости. Сегодня в интернете каждый день появляются ресурсы, позволяющие беспрепятственно общаться людям из разных стран мира. В связи с этим господин Блэр вспомнил интересный момент, когда у него появился первый мобильный телефон. Оказывается, это произошло в 2007 году, на следующий же день после… ухода с поста премьер-министра. Первым делом Тони Блэр отправил сообщение своему другу. Спросил, мол, как жизнь. Но не учел, что номер его нового мобильного никому из друзей не известен. «Друг не понял, кто ему написал, и тут же отправил мне вопрос: «Кто это?». Помню, я тогда очень удивился и подумал: «Надо же, прошло всего 24 часа с того момента, как я перестал быть главой правительства, а меня уже не узнают», — пошутил политик.
«Интеграция развивается большими темпами. Мы обмениваемся идеями, информацией, людьми… Первого иностранца я увидел еще в юности. А сейчас, когда прихожу в школу, где учится мой младший сын, то слышу пять-шесть иностранных языков, вижу на площадке представителей всех рас. Мы живем в этом мире, поэтому вера и глобализация объединяются», — резюмировал Тони Блэр и добавил, что мировое сообщество должно быть готовым к более тесной интеграции, а страны — открытыми для перемен.
— Украина является примером толерантности в области религиозного взаимопонимания, — сказал в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Тони Блэр. — У вас люди исповедуют преимущественно христианство, но есть и представители других религий. Ваше государство — первая из стран Восточной Европы, которая будет принимать участие в нашей программе. Всего же мы сотрудничаем с восемнадцатью государствами, это, в частности, США, Китай, а также страны Среднего Востока.
— Господин Блэр, многие известные политики занимаются глобальными мировыми проблемами: борьбой со СПИДом и онкологическими заболеваниями, улучшением экологии. Вы же выбрали столь серьезный вопрос, как религия. Не страшно было?
— Действительно, было страшно. Но мне кажется, что это — самый главный вызов текущего столетия, и им просто необходимо заниматься. Кроме того, данная сфера меня просто завораживает…
— Образование, конечно же, имеет большое значение в воспитании толерантности. Но не меньшую роль играет и семья. Скажите, относится ли ваша семья к тем 30 процентам британцев, для которых религия очень важна?
— Я могу ответить за себя и супругу. Для нас ответ — да. А мои дети уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно отвечать за себя. Но мы воспитывали их так, чтобы они приняли веру в свое сердце. И надеемся, что они будут людьми религиозными.
— В воспитании детей вы были консерватором или либералом?
— Да, я входил в Лейбористскую партию, но в процессе воспитания детей не навязывал им свои политические взгляды. Кстати, мой отец был консерватором, я стал лейбористом. А дедушка и вовсе был коммунистом. Все в этом мире может меняться.
— А как часто вы ходите в церковь?
— Я бываю в церкви каждую неделю. Что прошу у Бога? Молюсь за то, чтобы мир был лучше, и за то, чтобы я стал лучше…
— Читала, что в юности будущий премьер-министр Великобритании Тони Блэр был фрондером, играл в рок-ансамбле и носил длинные волосы. Позволяли ли вы своим детям подобные вольности?
— Нашим старшим детям — двум сыновьям и дочке — скоро будет по двадцать лет. Их уже сложно в чем-то ограничивать. А младший, которому пока одиннадцать, конечно же, знаком с дисциплиной. Но они растут, как мне кажется, без проблем. Нам с супругой в этом плане повезло. В свое время я, честно говоря, был несколько диковат (смеется). Так что было бы несправедливым слишком настаивать на дисциплине. Ведь я-то таким не был!
— А правда, что вы, не желая отправляться в школу, как-то попытались сбежать прямо из поезда и уехать на Багамские острова?
— Было дело, сбегал… В тот период я носил длинные волосы и играл в джаз-банде. Очень интересное время. Но позвольте сейчас не вдаваться в подробности (улыбается). Мне кажется, что вся молодежь тогда жила именно так. Всем хотелось свободы в жизни. Сегодня, общаясь с украинскими студентами, я рассказывал им о том, как ходил на вечеринки, а не на политические собрания. Был настоящим тусовщиком, и мне это нравилось. Уже потом я стал более серьезным человеком.
— Гитару в руки хоть иногда берете? Говорят, что на один из дней рождения вам подарили инструмент, на котором играл Эрик Клептон…
— Нет, моя гитара принадлежала раньше Боно (ирландский рок-музыкант, вокалист группы U2. - Авт.). Если бы у меня появилась гитара Эрика Клептона, это было бы просто великолепно! Знаете, я до сих пор не стал абсолютно серьезным человеком. Слежу за новинками популярной музыки и культуры. Для политика очень важно не ограничивать свой кругозор. Так что я стараюсь интересоваться не только политикой и религией, но и другими проявлениями жизни.
— Например, литературой? Знаю, что осенью прошлого года в Великобритании вышла ваша автобиографическая книга «Путешествие». Там вы, в частности, написали следующее: «Мой вывод: сила нужна не политику, чтобы освободить людей, а людям, чтобы освободить политиков»…
— Люди действительно могут освободить политиков. Мы видим это сейчас на примере происходящего в арабском мире. Аналогичные события наблюдались и в Украине в 2004-2005 годах. Конечно же, есть много трудностей, но пока что ни одна страна не смогла обойтись без них. А у вас есть прекрасные возможности для развития.