По международным договорам эти сокровища принадлежат Украине, однако музеи Англии и США пока не торопятся их возвращать
Недавно в Европе громко отметили дни памяти Альбрехта Дюрера — немецкого живописца и графика, признанного одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса XV-XVI веков. Его 24 самые известные работы до Великой Отечественной войны находились во Львове. Во время фашистской оккупации они были вывезены из Львовской картинной галереи.
— Вероятно, «львовские» рисунки были среди тех, которые в 1580 году купил правитель Германии Рудольф Второй, и на протяжении более 200 лет они принадлежали семейству Габсбургов, — предполагает Герой Украины, директор Львовской национальной картинной галереи и всемирно известный искусствовед Борис Возницкий. — Потом их приобрел австрийский вельможа князь Генрих Любомирский и передал в основанный им же в 1823 году музей во Львове (позже он будет называться Львовский культурный центр «Оссолинеум», на его базе в советское время создадут Львовскую картинную галерею и Львовскую национальную научную библиотеку имени Стефаника. — Авт.). Больше 100 лет рисунки пылились в безвестности в хранилищах, пока на них не наткнулся в 1927 году один из исследователей и не сообщил о находке в газете. Это стало мировой сенсацией, тем более что в собрании шедевров (бесценных уже в то время!) был и великолепный автопортрет художника, выполненный им в 1493 году тушью и чернилами.
* Одна из 400 гравюр мастера — «Святая Тереза»
В 1938-м в уже польский Львов приехал малоизвестный немецкий искусствовед Каэтан Мюльман. Он с группой сопровождавших его специалистов обошел все местные музеи и картинные галереи. Как уже потом стало известно, определяя, что можно будет забрать из них ценного в Германию после захвата города. Несколько раз он предлагал приобрести произведения Дюрера, но ему отказывали.
После пакта Молотова — Риббентропа в сентябре 1939 года Львов оккупировала Красная Армия. Музей Любомирских был закрыт. Однако руководившему им историку искусства профессору Гембаровичу удалось спрятать дюреровские рисунки в тайник.
Через два года во Львов вошли немецкие войска. Среди обычных солдафонов была и спецгруппа, которую возглавлял капитан вермахта Каэтан Мюльман — «специальный уполномоченный по защите произведений искусств на оккупированных территориях»! Его подчиненные метались по региону, разыскивая и собирая культурные ценности для отправки их в Германию. Но главной миссией капитана было выполнить личный(!) приказ рейхсмаршала Германа Геринга: «Отыскать и доставить для фюрера рисунки Дюрера». Сам же нацист Ь 1 предупредил офицера: «Вы несете персональную ответственность за их безопасность».
— За шесть дней Мюльман их таки нашел, — продолжает Борис Возницкий. — В нацистских документах записано, что после «основательного допроса» профессор Гембарович сообщил, где находится тайник. Можно только представить, что он пережил в застенках гестапо! Из Львова бесценные рисунки великого Дюрера нацисты отвезли в Берлин, где Геринг торжественно вручил их Гитлеру. Фюрер был в восторге и даже брал рисунки с собой во время поездки на Восточный фронт. На протяжении всей войны работы художника хранились в рейхсканцелярии, а в конце войны их в специальном сейфе перевезли а Австрию, в тайник в соляной шахте Альтаусзее вблизи Зальцбурга.
В апреле 1947 года племянник основателя Львовского музея князь Георг Любомирский пришел к военному атташе США в Швейцарии с заманчивым предложением. Согласно конфиденциальному документу, рассекреченному только в 1994 году, управление исполнительного директора разведки американского командования в Европе сообщало, что князь дал обещание: если рисунки Дюрера будут найдены и возвращены Любомирским, он подарит их Национальной галерее Вашингтона.
Тайник в соляных шахтах американцы нашли в начале января 1948 года и перевезли шедевры в Мюнхенский сборный пункт. А 6 января князь уже примчался из Швейцарии в Германию и был на приеме у официальных представителей США. Он снова повторил свою просьбу и свои обещания. Между тем 13 января директор пункта Стюарт Леонард в своем письме руководству подтверждал обнаружение рисунков Дюрера и выражал необходимость «передачи их в музей Львова». Через день официальный представитель США по возвращению произведений искусств Бернар Тейпер заявил: он «верит в то, что семья Любомирских передаст это во львовские музеи»…
* В хранилищах Львовской национальной научной библиотеки имени Стефаника собрание шедевров Дюрера пролежало более 100 лет — до своего обнаружения в 1927 году
— Спустя несколько десятилетий судьбу «львовской» коллекции Дюрера проследила английская журналистка Лин Николас, — говорит Борис Возницкий. — По ее данным, есть документы о том, что князь имел контакты с представителем американской разведки Мейджером Вивеном, который «попытался применить определенные действия» от имени «других неназванных служб, а также заинтересованных в этом деле». В итоге при мощной поддержке американских спецслужб рисунки были отданы… князю Любомирскому, а тот распродал их через дилеров за баснословные деньги по частным коллекциям и музеям мира. В 1991 году министр культуры СССР Николай Губенко обратился к британским представителям с просьбой вернуть те произведения Дюрера, которые находятся в Англии, законным владельцам. Но буквально через несколько дней СССР развалился, и на карте мира появилась независимая Украина. Занимался упорными поисками рисунков и наш куратор Дмитрий Шелест, но 29 декабря 1992 года он и исполняющий обязанности администратора Ярослав Волчак были убиты во время вооруженного ограбления галереи (»ФАКТЫ» неоднократно писали об этом. — Авт.). И лишь в 1995 году английская газета «The Art Newspaper», проведя собственное расследование, сообщила местонахождение львовских сокровищ: две работы «Конь» и «Мадонна» — в музее Бойманса в Роттердаме; «Человек с веслом» — в Институте Бирмингема (Англия); в галерее Института Курто — картина «Императоры Карл и Сигизмунд»; в Национальной галерее Канады — «Обнаженная женщина»; «Молодой бык» — в Художественном институте Чикаго; «Голова оленя» — в Художественном музее Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити; «Автопортрет», «Фортуна» и «Святое семейство» — в Метрополитен-музее Нью-Йорка; «Смерть Христа» и «Вознесение Христа» — в Художественном музее Кливленда; «Отдыхающий юноша» — в Бостонском музее искусств; «Благочестие пеликана» — в Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк); девять работ находятся в частных собраниях коллекционеров.
*Великолепный автопортрет художника, выполненный им в 1493 году тушью и чернилами, тоже входил во «львовскую» коллекцию шедевров Альбрехта Дюрера
- Международный договор о том, что все похищенные немцами во время Второй мировой войны культурные ценности будут возвращены владельцам, был подписан еще в 40-х годах прошлого века, — продолжает Борис Возницкий, — однако в независимой Украине реально этим никто не занимался…
Кстати, из оккупированного Львова, помимо рисунков Дюрера, было вывезено в общей сложности около тысячи бесценных произведений искусства. В музеи и картинные галереи приходила специальная команда нацистов. Мол, «берем все на сохранение, чтобы уберечь от бомбежек советских самолетов». В чем и давали официальные расписки, которые сохранены до нашего времени! Но вскоре картины появлялись на стенах резиденции немецкого губернатора, офицерских казино, штабов и т. д. Перед самым освобождением Львова все эти вещи исчезли. Только из штаба «Люфтваффе», располагавшегося в картинной галерее, было отправлено в Польшу 200 ящиков в сопровождении львовского реставратора. Туда же уехала и старинная мебель из музея этнографии.
Куда все это делось, неизвестно, но есть серьезные основания считать, что большая часть «застряла» в Польше, — делится Борис Возницкий. — Например, вывезенный от нас «Автопортрет» Рембрандта вскоре после войны был вывешен на всеобщее обозрение в Варшавском музее. Мы обратились к польской стороне с просьбой вернуть его. Нам ответили, что картина… лишь временно находилась во Львове. Спрашиваем: «А есть ли документы, что временно?» — «Нет! Но мы точно знаем». Вопрос возврата поднимался в 1960-х, 1970-х годах. Однако решить его в нашу пользу тогда оказалось очень тяжело юридически. А потом никому до этого практически не было дела. Пытались мы неоднократно поднять вопрос и о возвращении рисунков Дюрера, однако сотрудники библиотеки имени Стефаника нас попросили не вмешиваться. Мол, это их графика и они сами будут решать свою проблему. Вот, до сих пор решают. Нам же самим удалось лишь чудом вернуть две вывезенные во время войны картины. Одну принесла женщина, вселившаяся в квартиру, где когда-то жил немецкий офицер. А большой австрийский пейзаж обнаружили во Львовском доме офицеров. Как выяснилось, советские солдаты привезли его обратно из Европы. Кстати, культурный Львов сильно «трясли» и в советское время. В начале 50-х годов поступила команда: «Надо помочь польским товарищам». И во Вроцлав из библиотеки Стефаника повезли древние книги и рукописи. Собрали порядка нескольких сот старинных картин и тоже отправили…
Почему не возвращаем так долго вывезенное нацистами? — задается вопросом Борис Возницкий. — Потому, что надо знать, к кому обращаться с этим требованием. Многие музеи и галереи различных стран предпочитают скрывать, что им «перепало» во время войны. Было такое распоряжение и от Министерства культуры СССР. Не показывали свои хранилища Московский исторический музей, Московский музей имени Пушкина, Музей изобразительных искусств и Эрмитаж. Кое-что хранилось и в Киевском музее западного и восточного искусства. Единственными, наверное, кто не скрывал ничего, была наша Львовская картинная галерея. У нас, например, есть три картины из Дрезденской галереи, которые мы купили в 70-е годы у одной женщины из Житомирской области, а она в свое время получила их за самогонку на вокзале у офицера, возвращающегося из Германии. Вывесили полотна на всеобщее обозрение и сообщили немцам. Те от нас лишь отмахнулись. Несколько десятилетий никто об этом в Германии не вспоминал, а сейчас заинтересовались возвратом. Наметился какой-то сдвиг!
Относительно недавно состоялось заседание украинско-немецкой комиссии по взаимному возвращению ценностей. Были представлены списки, что нужно возвратить друг другу. Есть большая вероятность, что к этой инициативе реально присоединятся и другие страны. Так что процесс обмена наконец пошел. Правда, в России другая ситуация. Два сотрудника Эрмитажа придали гласности, что именно у них хранится в запасниках из вывезенных из Германии после войны произведений искусства. Немцы попросили вернуть. Но Российская Дума приняла решение ничего не возвращать под предлогом, что Россия потеряла очень много своих ценностей.