Життєві історії

«Сердобольные дачники летом подкармливают бродячих псов. Но их «гуманизм» превращает нашу жизнь зимой в ад»

16:57 — 23 червня 2011 eye 1246

«Мы не имеем права убивать бродячих собак — это негуманно», — отвечали на жалобы горожан в райисполкоме и мэрии

В Николаевской области правоохранительные органы закончили расследование гибели мужчины, которого практически съели бездомные животные. 43-летний токарь завода «Заря», житель областного центра, решил отпраздновать день рождения на своей даче и отправился туда вместе с гостями. Домой он больше не вернулся…

«Ладно бы доходяга какой, а то крепкий мужик. Как же он от шавок-то не смог отбиться?»

 — В это время на дачах еще мало людей, — поведал «ФАКТАМ» житель Николаева Игорь, садовый участок которого находится на окраине города. — Я видел, как небольшая компания появилась в одном из домиков на соседней линии. Особо они не шумели, так что внимания к себе не привлекали. Только через пару дней я узнал о трагедии. Даже не верилось, что такое вообще может произойти, тем более с Виталием Остапенко. Я его знал. Знакомство у нас, правда, шапочное: здрасте-здрасте. Но как только наступает лето, мы обязательно встречаемся. Постоим, бывало, покурим, потолкуем о том, о сем.

Представить себе соседа обглоданным ну просто не могу! Ладно бы доходяга какой, а то здоровый, крепкий мужик. Как же он не смог от шавок-то отбиться? Рассказывают, будто животные так его обезобразили, что родственники едва опознали. Даже ботинки Виталькины собаки съели. Ну мыслимо такое? Уж больно оголодали, наверное. Врачи в ужасе были — такого им еще видеть не приходилось.

*Летом бродячие собаки сытые, на людей не лают, но когда дачный сезон заканчивается,
территорию считают своей и нападают, даже когда их не провоцируют

 — Ранним утром в нашу дежурную часть поступил сигнал, — рассказывает Владимир Самицкий, подполковник милиции, заместитель начальника Корабельного РОВД города Николаева. — Случайный прохожий сообщил, что в районе воинской части, расположенной по улице Маячной, он обнаружил тело мертвого мужчины. Выехала следственно-оперативная группа. То, что увидели оперативники, не поддается описанию. Жуткая картина…

Владимир Петрович на минуту смолкает, включает компьютер и показывает мне фотографию, от которой кровь в жилах стынет: человек полностью раздет, все тело обезображено, ноги и предплечья обглоданы до костей.

 — Мы едва отогнали псов от жертвы, — продолжает подполковник. — Установлено, что мужчина умер из-за острой кровопотери от укусов собак. Удалось выяснить, что на даче, где накануне горожанин праздновал свой день рождения, произошел конфликт, вследствие чего хозяин решил, оставив гостей, вернуться домой. Ушел он в предрассветный час…

Медэксперты пришли к выводу, что смерть человека наступила около пяти часов утра. Почти на сто процентов мы уверены: он погиб от укусов собак. Теоретически, конечно, можно допустить что смерть наступила чуть раньше, а животные набросились уже на мертвое тело. Пока уголовное дело не возбуждалось. Да и против кого? Против собак? Свидетелей тоже нет.

О драме, разыгравшейся на улице Маячной, никто ничего не знает — место там безлюдное. Даже если погибший звал на помощь, его вряд ли кто мог услышать — рядом ни одного жилого дома. Ближе всего к пустырю проходная воинской части, но охрана утверждает, что никакого шума в ту ночь не было.

С трудом нахожу тот злосчастный пустырь.

 — Здесь конечная остановка автобусов номер 87 и 41, — говорит Лариса Александровна, женщина лет сорока, которую встречаю примерно на том же самом месте, где нашли обглоданное собаками тело. — Она так и называется — «Дачи», потому что неподалеку сразу несколько садовых кооперативов расположено. У нас ведь как? Сердобольные дачники летом подкармливают бродячих псов. Их «гуманизм» превращает нашу жизнь в ад. Мы не дачники — круглый год живем в районе Широкой Балки. 13 лет уже, как дом купили, и все эти 13 лет одна проблема: как зиму пережить? Идти через пустырь очень страшно, но другого пути нет.

Летом бродячие псы сытые, на людей не лают, а когда дачный сезон заканчивается, всю эту территорию считают своей и нападают, даже когда их не провоцируешь. Я сама несколько раз оказывалась в ужаснейшей ситуации. Есть у меня длинная шуба. Как-то январским утром иду на работу, собаки меня увидели и давай за полы шубы таскать. Испугалась страшно! Только благодаря тому, что другие прохожие появились, стая отступила. Каждый раз душа в пятки уходит: а вдруг псы снова кинутся?..

Я в шоке от случившегося с тем мужчиной. Милиции столько понаехало, вы бы только видели! Но разогнать озверевших от запаха человеческой крови животных им удалось не сразу. Собаки рычали и бросались на милиционеров. Хуже волков! Оперативники принялись их расстреливать — восемь самых крупных псов убили, и только тогда свора разбежалась. То, что осталось от человека, увезли. Тут еще долго трава была окрашена кровью.

Лариса Александровна свою фамилию назвать отказывается. «Не хочу, — говорит, — заедаться с местной властью». Жалуется, что много раз обращалась в райисполком Корабельного района, в мэрию. «Не имеем права убивать бродячих псов, это не гуманно», — объясняли ей.

 — Такая борьба за животных, что людям капец! — возмущается она. — Вы не смотрели по телевизору передачу о двух студентках, которые котенка замучили? Из-за этого такая шумиха в обществе поднялась! А здесь собаки человека съели — и ничего, тихо. В Николаеве поспрашивайте о произошедшем, сами увидите, мало кто знает, что у нас бездомные собаки натворили. Почему-то этот факт должной огласки не получил. Не хотят, наверное, портить имидж города.

«Виноваты люди, а не собаки»

Виталий Владимирович Остапенко родился и вырос в родном Николаеве. Здесь, в доме Ь 9 по улице Николаевской, многие помнят его совсем еще мальчишкой. И прожил он здесь 43 года. Но в соседних подъездах, как и говорила Лариса Александровна, о трагедии с Виталием не знают. «Собаки? Нашего соседа? Да не может быть! — удивляются потрясенные люди. — Вы, наверное, что-то перепутали. Если бы с кем-то из здешних жителей подобное случилось, уже весь двор гудел бы».

Работал Виталий токарем на заводе «Заря», но примерно за два месяца до своей страшной смерти уволился с предприятия. Семейная жизнь у него не сложилась. После смерти матери стал выпивать. На заводе предложили написать заявление по собственному желанию.

Юрий Романенко, старший мастер цеха, в котором работал погибший, не исключает, что история с собаками могла иметь и криминальную подоплеку. «Квартира, которую Остапенко переоформил на свое имя, находится в самом центре административного района, к тому же рядом большой рынок, — утверждает мастер. — А что если кто-то заинтересовался этой недвижимостью и целенаправленно спаивал хозяина?»

 — Никакого криминала в этой ситуации нет, — комментирует эту версию подполковник Самицкий. — На днях я связывался с медиками, они подтвердили: смерть наступила от болевого шока и кровопотери. То есть его на самом деле загрызли собаки.

 — Ситуация с бродячими животными в городе — это моя личная боль, — говорит глава администрации Корабельного района Николаева Владимир Устенко. — Мы, к сожалению, бессильны что-либо изменить. Прокуратура с недавнего времени запретила нам отстреливать бродячих собак. Дело в том, что раньше бездомных псов убивали при помощи шприцеметов с дитилином. В результате инъекций несчастные умирали от удушья. Метод был признан негуманным. На данный момент препараты, которые травмируют животных или опасны для их жизни и здоровья, вне закона. Что делать? Город сейчас пытается найти выход из ситуации: строится приют для бездомных собак, уже сооружено десять вольеров.

Сразу после страшной гибели Виталия Остапенко в областном центре собрали экстренное заседание комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Оказывается, осенью 2010 года в Николаеве было 15 тысяч бродячих псов. Сейчас, говорят, их гораздо больше. Медики утверждают, что только за четыре месяца этого года в одну лишь Больницу скорой помощи обратились 150 укушенных собаками горожан.

 — В Европе подобных проблем нет, — отмечает руководитель Николаевского городского общества защиты животных Муза Махова. — Там собаке вешается чип, на котором есть все данные о ее хозяине, указана дата осмотра животного у ветеринара и прочее. Как такую собаку выбросить? Невозможно! Ее тут же вам вернут, а вас посадят в тюрьму за ненадлежащее обращение с животным.

В Николаеве 100 тысяч владельцев собак, но никакого учета не ведется. Есть правила содержания домашних животных, но кто их соблюдает? Поиграли с живностью и выкинули. Городские власти не заинтересованы решать вопрос в законодательном русле. Я вижу причину в следующем: предприятие, которое занимается вывозом мусора, обязали еще и регулировать численность бродячих собак в городе. На это из городского бюджета выделяются немалые суммы. Вот вам самый главный ответ на вопрос, почему у нас такая критическая, угрожающая жизни людей ситуация с бездомными животными. А собаки-то ни в чем не виноваты…

P.S. Пока материал готовился к печати, появилось заключение судмедэксперта о причинах смерти Виталия Остапенко. Специалисты пришли к выводу, что мужчина умер от кровопотери в результате множественных укусов животных, а также повреждения поверхностных и глубоких кровеносных сосудов. В связи с этим правоохранительные органы направили представление в исполком Корабельного района Николаева с требованием немедленно взять под контроль популяцию бездомных собак, чтобы в будущем не допустить аналогичных ситуаций.